Ирина Гекова
Использование дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи в ознакомлении с окружающим
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи по лексической теме: «Осень» в коммуникативной деятельности.
Задачи:
Обучающие: Совершенствовать умения в согласовании существительных с числительными в роде, числе, падеже.
Учиться образовывать сложные слова из двух предложенных.
Упражняться в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффикасами, образовании множественного числа существительных именительного падежа.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, воображения, памяти, внимания.
Развивать двигательную активность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего.
Материалы: Конверты с письмами, мяч; иллюстрации: дерево, ягода, куст, гриб; карточки с цифрами от одного до пяти; деревьев берёзы, рябины, дуба, ели, сосны, ивы. звукозапись «Звуки леса».
Ход работы:
- Я знаю, что вы любите играть! Давайте поиграем с пальчиками в игру, которая называется «Осенние листья»
Разбросала осень листья, (Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.) Разукрасила их кистью. (Круговые движения кистями рук.) Мы в осенний лес пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.) В букеты листья соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.) Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист (Поочередно массируют подушечки пальцев, начиная с больших.) На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладони.) - Скажите, о каком времени года шла речь в этой игре? (Об осени.)
Напомните, пожалуйста, а какое сейчас идёт время года? (Идёт осень.)
А сколько у осени месяцев? (У осени три месяца.)
Игра «Закончи предложение»
- Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение: Первый месяц осени… (Сентябрь. Первый месяц осени сентябрь.); Второй месяц осени… (Октябрь. Второй месяц осени октябрь.);
Третий месяц осени… (Ноябрь. Третий месяц осени ноябрь.)
(Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.) - А кто напомнит, какой сейчас идёт осенний месяц? (Наступил октябрь. Второй месяц осени.) - Молодцы, ребята, всё вы знаете, я вами горжусь!
- Вы любите гулять? (Да.) Тогда предлагаю вам отправиться на не обычную, а воображаемую прогулку по осеннему лесу. Хотите? (Да.)
- Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, отправляемся мы в путь – поиграть и отдохнуть!
Игровое упражнение «Змейка»
(Педагог включает звукозапись «Звуки леса».)
Шли, мы шли, и кочки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли и в лес-чудес пришли…
(Дети выполняют движения согласно тексту.)
- Куда это, ребята, мы пришли? (Мы пришли в лес.) Помните, что в лесу шуметь нельзя, чтобы не нарушить его покой. Закройте глаза и послушайте, как он звучит. (5-10 секунд. В это время музыку можно сделать погромче.) Ребята, какие звуки вы слышали? (Хорошо).
Ребята посмотрите, нам отправили письмо, хотите узнать, кто же нам его написал?
- Здравствуйте, ребята! Пишет вам Старичок- Лесовичёк. Как здорово, что вы нашли моё письмо! Присаживайтесь скорее на мою лесную полянку. Мне как раз нужна ваша помощь. Я пересчитывал растения в своём лесу, ведь у меня их так много, и уже совсем запутался! Помогите мне пожалуйста? Ну, что ребята поможем Лесовичку? (Педагог готовит магнитную доску с цифрами и иллюстрациями.)
Игра «Посчитай и назови» (Воспитатель начинает, дети продолжают по аналогии.) — Вот смотрите:
Один куст. Два куста. Три куста. Четыре куста. Пять кустов.
Один гриб. Два гриба. Три гриба. Четыре гриба. Пять грибов.
Одна ягода. Две ягоды. Три ягоды. Четыре ягоды. Пять ягод.
Одно дерево. Два дерева. Три дерева. Четыре дерева. Пять деревьев.
- Ребята, как вы думаете мы помогли «Лесовичку»? (Можно похлопать в ладоши.)
- Ребята, а «Лесовичёк» отправил картину своего леса, и хотел спросить у нас, почему деревья в лесу стоят какие-то грустные, печальные? (Прикрепляет иллюстрацию с деревьями осеннего парка.) Как вы думаете, почему осенние деревья могут грустить? (Предположения детей: Потому что наступила осень. Им холодно. Они устали. С ними никто не играет. Опадают их листья. Их не поливают. И т. п.)
(Почему грустят твои деревья? Почему они печалятся?»)
- Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не грустили? (Предположения детей: Сделать им подарок. Сказать доброе слово. Спеть для них песенку. И т. п.)
- А давайте их ласково назовём!
Игра «Назови ласково»
(С использованием иллюстраций.)
- Берёза – берёзонька/берёзка
- Осина – осинка/осиночка
- Ель/ёлка - ёлочка (ещё мы это дерево просто называем ёлка)
- Дуб – дубок/дубочек
- Рябина – рябинушка/рябинка
- Сосна – сосенка
- Клён – кленок/кленочек
- Тополь – тополёк/тополёчек
- Ива – ивушка - Молодцы, ребята! Уверена, теперь деревьям в лесу будет не так грустно.
- А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад.) Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад». - Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?.
Игра на словообразование
- Вода падает – водопад
- Камни падают – камнепад
- Снег падает – снегопад
(Если дети называют слово, опережая события, то педагог уточняет, из каких двух слов оно получилось.)
- Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало!
Физкультминутка «Осень»
Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками. На выдохе произнесение звука «с».)
Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)
Полетели, закружились… (Движения по тексту.)
И на землю опустились. (Приседание.)
Дождик стал по ним стучать
«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя на корточках «барабанить» пальцами по ковру/полу.)
Град по ним заколотил, (Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте.)
Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)
Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)
Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)
- А вы знаете, что в лесу можно услышать эхо? Я знаю такую игру, которая так и называется «Эхо». Поиграем?
Игра «Эхо» (С мячом.)
- В круг вставайте, игру начинайте! Я сейчас назову слово, обозначающее название животного, когда животное одно (медведь, а вы будете эхом и назовёте это животное, но только когда их много (медведИ). Заяц – зайцЫ
Ёж –ежИ
Белка – белкИ
Лиса – лисЫ
Волк – волкИ
Бобр – бобрЫ
И т. п.
- Какое замечательное эхо! Ну, а теперь нам пора в группу собираться
Ребята, как вы думаете мы помогли лесовичку- Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, возвращаемся обратно, хоть и было тут приятно. Игровое упражнение «Змейка»
(В это время музыку можно сделать погромче.)
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли и обратно пришли… (Дети выполняют движения согласно тексту.)
Рефлексия:
- Вам понравилась прогулка? Что вам понравилось больше всего, что впечатлило? А что не понравилось?
(Индивидуальные ответы детей. При необходимости педагог напоминает о том, что не стоит перебивать друг друга и говорить всем вместе.)
- Спасибо вам, ребята, за такую интересную прогулку! Вы молодцы! Давайте превратимся в осень и устроим весёлый листопад в нашей группе! (Воспитатель подкидывает листок вверх, приглашая детей к игре.) Заключительная : конверты с разрезными картинками Выбор успеха.