Валентина Дикун
Использование дидактических игр и упражнений для развития математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование дидактических игр и упражнений для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Дикун Валентина Сергеевна, воспитатель МБДОУ Д/С № 25 «Колокольчик»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Публикация «Использование дидактических игр и упражнений для развития математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В. А. Сухомлинский.
Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Использование дидактических игр помогает лучшему восприятию материала и поэтому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует внимательности, усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания и навыки, развивает наблюдательность, ловкость, фантазию, память, учится анализировать и размышлять, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
В результате использования дидактических игр на занятиях математики дети стали более активны, любознательны, стараются ответить полным ответом, их высказывания основываются на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении разных проблемных ситуаций. У них улучшилось внимание, память, мышление, умение думать, рассуждать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются нравственные и эстетические отношения к окружающему.
Дидактические игры и упражнения по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1 Игры с цифрами и числами:
-Какие карточки соединены между собой? (4 кружка, цифра 4, 4 кубика).
Остальные соедини по аналогии.
-Дорисуй зернышки так, чтобы у каждого цыпленка их стало поровну, по пять.
Напиши в пустой клетке, сколько зернышек нарисовал. Прочитай записи.
2 Игры-путешествия во времени:
-Напиши в каждой клетке цифры, обозначающие дни недели по порядку. Сколько дней в неделе?
-Назови части суток по порядку (Утро, день, вечер, ночь). Под каждой картинкой напиши цифру, соответствующую порядку частей суток.
3 Игры на ориентировку в пространстве:
-Нарисуй в левом верхнем углу - солнце, в правом верхнем углу-облако, в левом нижнем углу-дом, в правом нижнем углу- ёлочку. В середине нарисуй, что захочешь.
-Графический диктант
4 Игры с геометрическими фигурами:
-Раскрась рисунок, который составлен из нарисованных внизу геометрических фигур.
5 Игры на логическое мышление:
Главная особенность дидактической игры в том, что задание детям предлагается в игровой форме, которая состоит из воспитательного и познавательного содержания, а также- игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
К первой группе игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. Я стараюсь знакомить детей с образованием всех чисел в пределах 10, путём сравнивания равных и неравных предметов.
Использую такие дидактические игры как: «Путаница», «Назови соседей», «Кто первый назовёт», «Какой цифры не стало?», и другие.
Вторая группа математических игр служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. Использую следующие дидактические игры: «Живая неделя», «Двенадцать месяцев», «Круглый год», «Назови скорее» и другие.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача- научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму треугольника, квадрата, круга. Применяю игры: «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «На что похоже?», «Посмотри вокруг»….
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась несёт в себе определённую умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную мыслительную, поисковую деятельность, стремиться достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Отбирая игры. Я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в тоже время не превращали игру в занятие или упражнение. Дети старшего дошкольного возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения. Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
Игра «Кто первый назовет?». Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева на право или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.
Д/И «Реши примеры»
Цель: совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта, закрепить состав числа в пределах 10., умение соотносить число с цифрой. Развивать сообразительность, логическое мышление.
Д/И «Волшебные цифры»
Дидактическая задача:
• Учить выкладывать цифру по образцу;
• Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук;
• Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, радоваться своему успеху.
Материал:
Карточки с изображением цифр (от 0 — 9) ; цветные кружочки для наложения.
Руководство:
В игре могут принимать участие все дети группы или по усмотрению педагога для индивидуальной работы с целью ознакомления и закрепления написания цифр. Дети рассматривают карточку с цифрой – образцом, и накладывают цветные кружочки (можно по цвету) на них, способом наложения находят нужную форму. Если кружочки совпадают с плоскостной цифрой, задание выполнено правильно.
Д/И «А ну-ка, сосчитай!»
Проводить данную игру можно в совместной деятельности воспитателя с ребенком, как закрепление пройденного материала.
Цель:
развивать логическое мышление, память, внимание.
Задачи:
закреплять умение соотносить количество предметов с числом, его обозначающим, в пределах 10;
закреплять умение находить «соседей» числа;
отрабатывать навыки сложения и вычитания в пределах 10.
Д/И «Гвоздики и резиночки»
Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки.
Цель: для развития мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения;; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий
Д/И «Весёлые гномики»
Цель:выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
Первый вариант.
"Какого гномика не стало".
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.
Второй вариант.
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.
Третий вариант.
Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д. цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
Д/И «Помоги Федоре»
Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, пользуясь приёмами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: большой, маленький, одинаковы по величине. Формировать навыки ориентировки в пространстве.
Спасибо за внимание!