Ольга Бердникова
Использование детско-родительских проектов. «Растим юного гражданина»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование детско-родительских проектов при внедрении республиканской программы гражданско-правового образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Растим юного гражданина»
Поддержать детскую познавательную инициативу в условиях ДОУ и семьи помогает метод проектов.
Публикация «Использование детско-родительских проектов, „Растим юного гражданина“» размещена в разделах
Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестер) в сферу его интересов.
Например, при реализации проекта «Абакан – уголок для души» участие принимали все дети детского сада и их родители. В рамках проекта были изготовлены макеты зданий, парков, фонтанов нашего города, составлены брошюры, книжки-малышки в которых представлены рассказы и стихи о родном городе. Детьми старшего дошкольного возраста реализованы исследовательские проекты «Как строят дома?», «Железное кружево на улицах города»
Индивидуальные проекты позволяют каждому ребенку принять участие в общем проекте, исследовать ту тему, которая ему интересна.
Из теории и практики дошкольного воспитания известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, создание условий для самоопределения активно развивается творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, приключений, экспериментирования.
Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства.
Одной из самых сложных задач является ознакомление дошкольников с избирательным правом.
Наш педагогический коллектив постоянно ставил и ставит перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители - пассивные участники, сегодня нельзя. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников мы выбрали детско-родительские проекты.
Участниками проектов являются все желающие родители наших воспитанников, педагоги ДОУ и дети.
Анкетирование показало, что мотивация участия родителей в голосовании выросла на 23%. И 95% родителей нашей группы приняли участие в выборах 4 декабря 2011г.
Рассмотрим использование детско-родительских проектов на примере проекта «Выборы Правителя Сказочной Страны»
Цель: объединение усилий педагогов и родителей в развитии у детей представлений о процедуре демократических выборов
В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы.
Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Этот этап проходит в детском саду. Например, при обсуждении проекта «Выборы Правителя Сказочной Страны» педагог спросил у детей чтобы они хотели узнать о выборах. Сережу интересовал вопрос: Как выбирают президента; Артем захотел узнать, может ли он участвовать в голосовании, и т. д.
На втором этапе необходима помощь родителей. На данном этапе ребенок оформляет проект. Родители ему помогают, но главным организатором все- таки выступает сам ребенок. Взрослые следуют его замыслу и наблюдают за тем, чтобы он полноценно реализовал каждый этап проекта. По желанию детей были определены кандидаты в правители. Вместе с родителями дети составили предвыборную программу, группа поддержки подготовила листовки, плакаты в поддержку своего кандидата
Вместе с родителями составляется план проекта, выбираются методы исследования (спросить у взрослого, подумать, прочитать, посмотреть в интернете) оформляются результаты. Ребенок сам рисует, приклеивает картинки, зарисовывают схемы и т. д. определенных критериев нет, так как это творческая работа и ребенок оформляет ее так, как ему удобно.
Следующий этап – развлечение для детей и родителей «Предвыборная агитация». Мероприятие позволило принять участие всем детям группы: «кандидаты в правители» представили свои программы, группа поддержки подготовила концертные номера.
Сценарий развлечения и видеоматериалы были представлены на конкурсе избирательной комиссии РХ и получили высокую оценку.