Марина Олеговна Ельчина
Использование даров Фребеля в музыкальном развитии детей в ДОУ
▼ Скачать
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель выделял музыку как третий вид деятельности (после общения и познания) в процессе образования детей в детском саду. Этот вид деятельности необходимо развивать в детях и учитывать особенности этой деятельности в процессе воспитания и образования детей. Слушание музыки, сочинение и пение песен – это, по мнению Фрёбеля, важная потребность для развития внутренней (духовной) жизни ребёнка. Соединение музыки и стихов в образовательном процессе даёт ребёнку представления о внешнем мире и в то же время обогащает его внутренний мир.
Публикация «Использование даров Фребеля в музыкальном развитии детей в ДОУ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Развитие всех видов детской деятельности, с точки зрения Фрёбеля, должно происходить в игре. В игре проявляются знания, полученные ребёнком из окружающей среды. Через игру он проверяет «законы жизни», проникает в суть явлений и процессов, может достигнуть поставленных целей. Именно поэтому в игре важны средства, с помощью которых ребёнок может выразить своё внутреннее состояние: к ним относят речь, пение, движения, танцы и т. д.
По мнению Фрёбеля, истинное развитие и образование детей лежит в основе чувств и отношений а, следовательно, необходимо создавать вокруг ребёнка такую среду, которая бы служила источником, как для физического развития, так и духовного. Одним из компонентов среды, позволяющей ребёнку полноценно развиваться, является область гармонии и созвучия, ритма и мелодии, то есть область музыкальных звуков. Дети тонко чувствуют музыкальную, ритмическую, динамическую составляющую образовательной среды и нуждаются в ней. Важно помнить, что занятия живописью и музыкой не имеют целью получение художественного или музыкального образования. Главная цель таких занятий – всестороннее развитие личности ребёнка, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации, обогащение духовной жизни.
Фрёбель даёт рекомендации, как ввести в игру музыку, которую он называет «языком детских игр» :
-это дОлжно сделать как можно более по-детски, «языком», который понятен даже маленьким детям, чтобы это захотелось повторить;
-с помощью музыки ребёнку легче запоминать новые слова и движения, выражать свои чувства;
-включение музыки в игру с целью создать ту атмосферу, которая необходима, объединить играющих.
Фрё бель писал: «Но не менее важно – пение. Звук, легко воспроизводимый и легко исчезающий, раздающийся звук, воспроизводимый собственной гортанью и своими органами или производимый звучащими и звенящими предметами – стеклом, колоколом, металлом, должен служить для творческих изображений внутренних представлений, ощущений, чувств и даже мыслей…» (Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей : Пер. с нем. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 2017)
Это основные идеи Фрёбеля, которые он обосновывал в своих трудах: «Материнские и ласкательные песни», «100 песен для игры в мяч».
В дальнейшем применение его идей было описано в книге Сьюзен Блоу «Песни и музыка матерей, игры Фридриха Фрёбеля», 1895. Мелодии и стихотворения, которые входят в эту книгу, переработаны и адаптированы, так как «дословный перевод оригинальных текстов песен Фрёбеля способен разрушить чувство поэзии учителя и учеников, поэтому они нуждаются в этом в современных условиях».
Игры, связанные с музыкальным развитием детей, могут проводить и воспитатели, не имеющие музыкального образования.
Практическая работа
2 задания для фокус группы