валентина гучкова
Использование цветной кинетической массы
▼ Скачать + Заказать документы
Мой педагогический опыт – Технология по использованию цветной кинетической массы для развития познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов дошкольных образовательных организаций к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях детского сада. Одна из таких технологий будет представлена мною.
Публикация «Использование цветной кинетической массы» размещена в разделах
Работа с кинетическим песком позволяет нам достичь всех целевых ориентиров диктуемых ФГОС дошкольного образования. Песок – это универсальное средство для творчества и развития познавательных интересов детей.
Актуальность моего опыта показывает сама жизнь. Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят с гаджетами, что не очень хорошо сказывается на всех сферах деятельности ребенка. У многих снижена познавательная активность. слабо развита мелкая моторика рук, так же наблюдаются нарушения в развитии речи.
Использование игр с песком дает возможность развивать познавательные процессы: восприятие, образно – логическое мышление, внимание, память, коммуникативные навыки, пространственное воображение, и способствуют развитию мелкой моторики рук – при рисовании песком, мы используем обе руки, и даже одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие левого и правого полушария, их взаимодействия.
Особенно хочу отметить, что мой педагогический опыт позволяет успешно решать задачи, которые перед нами ставит инклюзивное образование и осуществлять гендерный подход в воспитании.
Кинетический песок инновационная разработка шведских ученых, предназначенная для детских занятий.
Кинетический песок безвреден и удобен в использовании. Почти 100% его объема составляет кварцевый песок, но его физические свойства изменены, благодаря синтетической добавке Е900.
Это силиконовое масло, добавка разрешена к использованию во всем мире.
Благодаря этой добавке, кинетик не пересыхает и не прилипает к рукам. Рассыпанный песок не распадается на песчинки, а лежит в виде связной массы, легко собираемый вручную. Кинетик не боится воды, не утрачивает своих качеств после просушки.
Игры с кинетическим песком используются мною вне занятий, в совместной групповой и индивидуальной деятельности.
Хочу особо отметить условия, которые позволили достичь результативности моего опыта. Главная их особенность в том, что не требуется дорогих материалов и громоздкого оборудования – всё доступно.
Целью педагогического опыта является создание и внедрение в систему работы нашего дошкольного учреждения технологии по использованию цветной кинетической массы с детьми старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели мною были поставлены перед собой следующие задачи:
- изучить теоретический опыт педагогов по теме.
- создать перспективное планирование и дидактический материал для успешной реализации технологии, наработать консультативный материал и рекомендации для взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников.
- отследить результаты внедрения технологии и поделиться с ними на педагогическом сайте в сети интернет.
При реализации своего педагогического опыта базовыми принципами являлись:
Принцип деятельности состоит в том. Что основной акцент делается на организации самостоятельных детских «Открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и др.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.
Принцип целостности предполагает, что стратегия и тактика совместной образовательной деятельности с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка.
У ребенка формируется целостное представление о ближнем окружении, себе самом, социокультурных отношениях. Все это дает возможность узнавать о многообразии окружающего мира.
Принцип творчества ориентирует на то, что образовательный процесс строится на развитии творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
У каждого есть воспоминания из детства. Современные детки тоже любят возиться в песке. Простой контакт с кинетическим песком завораживает. Материал необычный и манящий, почему его и называют волшебным, космическим.
Цветная кинетическая масса даё т возможность для широкого применения во всех видах творческой деятельности детей:
- рисование «штампами»,
- аппликация из песка,
- конструирование из созданных при помощи форм построек
- проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов;
- познавательные игры.
Методы и приёмы работы с песком
- рисование кулачком, ладонью, ребром пальца, мизинцами, а так же, что не маловажно, симметрично двумя руками.
- детям нравится мять пластичный комок в ладони, перебирать его пальцами.
- полё т фантазии стимулируют игровые наборы: совки, ложки, грабельки, формочки, маленькие фигурки, камешки, ракушки.
Создание композиций из кинетического песка предполагает различные способы самостоятельного познания:
- Сравнение (холодный – теплый, гладкий - шершавый)
- Исследовательская деятельность: потрогать, надавить, растереть, рассыпать.
- Рассуждение;
- Обобщение и описание.
В начале своего педагогического опыта и с целью создания технологии я ознакомилась с инновационными достижениями коллег:
Мною была изучена теоретическая база, наработанная педагогами - новаторами: Татьяны Михайловны Грабенко, Татьяны Дмитриевны Зинкевич – Евстигнеевой, Натальи Александровны Сакович
Галины Николаевны Эль
В нашем детском саду созданы все условия. Для исполнения перспективного планирования созданы все условия. Мною разработаны схемы и собрана подборка образцов, литературное сопровождение.
Вся работа с детьми строится для достижения цели - стимулировать развитие тактильно – кинестезической чувствительности, как основу развития ручного интеллекта.
Задачи:
- Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, способствовать активной социализации в коллективе.
- Формирование нестандартного творческого мышления.
- Развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно влияет на развитие речи;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться между собой.
- Развитие фантазии и образного мышления.
В своей работе стараюсь использовать различные формы и методы песочной технологии на основании следующих принципов воспитания и обучения:
- Создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, может проявить свою творческую активность;
- Спонтанность проявлений ребенка во время игр с песком;
- Исключение негативной оценки действий и результатов ребенка;
- Поощрение фантазии и творческого подхода;
- Доброжелательное отношение к детям.
Таким образом, в совместной деятельности игр с песком показал, что кинетический песок является эффективным средством. Результативность реализации педагогического опыта была выявлена разработанной мною диагностическим материалом
- Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков на конец учебного года повысился на 23% .
- Повысился уровень творческих навыков с 21% на начало учебного года до 48% по окончании учебного года.
- Общий результат свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у детей тонких координированных движений пальцев и кистей рук. Высокий уровень развития навыка показали на конец учебного года 64% воспитанников.
В заключении следует отметить, что применение игр с песком нельзя рассматривать как самостоятельный и самодостаточный метод развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника. Его использование, скорее выступает в качестве вспомогательного средства, но позволяющего стимулировать ребенка, создавать благоприятный фон.
Опытом своей работы я делилась на различных педагогических порталах.
Особенно приятно, что моя деятельность была отмечена родителями воспитанников группы и Администрацией дошкольного образовательного учреждения