Марина Гречишкина
Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольники очень рано приобщаются к современным мультимедиа устройствам и гаджетам, и совершенно естественно воспринимают их как интересного игрового партнера, со всеми плюсами и минусами виртуального общения. Но как же объединить интерес к виртуальному миру с реальным образовательным процессом? Как ответить дошкольнику на такие вопросы как «Почему магнит притягивается к холодильнику?», «Как появляется свет в лампочке?», «Почему тает мороженное?». Дать ответ на эти и многие другие вопросы поможет детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».
Публикация «Использование цифровой лаборатории „Наураша в стране Наурандии“ в опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Главный персонаж обучающей программы - это мальчик Наураша, маленький ученый и исследователь, помощник взрослых и друг детей. В игровой форме вместе с ним дети учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.
Особенностью данного продукта является то, что, ребенок исследует реальный, а не виртуальный мир. При этом Наураша общается с ребенком, рассказывая о различных явлениях, советует, как лучше провести опыт и живо реагирует на действия маленького экспериментатора.
Также, работая в лаборатории, мы получаем возможность одновременно объединить все каналы восприятия ребенка: аудиальный, визуальный и кинестетический.
Лаборатория позволяет разнообразить опытно-экспериментальную деятельность с дошкольниками, расширить знания воспитанников об окружающем мире.
В цифровую лабораторию, которой оснащена наша группа входит 6 мини-лабораторий, которые позволяют более подробно изучить следующие темы:
Температура ;свет; сила; электричество; кислотность; магнитное поле.
В составе комплектов по всем темам имеются: цифровой датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину; набор вспомогательных предметов для измерений; сопутствующая компьютерная программа; методические рекомендации по проведению занятий и объяснению настроек компьютерных сцен.
Организация образовательной деятельности с данными модулями позволяет реализовать следующие задач ФГОС ДО:формирование целостной картины мира и расширение кругозора; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, а также восприятия, мышления, речи, внимания и памяти; формирование первично-ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.
В рамках темы по самообразованию «Формирование познавательных действий дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности с использованием лаборатории «Наураша», мною была разработана рабочая программа. Совместная образовательная деятельность познавательной направленности организуется во II половине дня 1 раз в неделю.
Деятельность в лаборатории начинается с объяснения детям таких понятий как «ученый», «исследователь», «эксперимент», «лаборатория». Для удобства работы задания скомпонованы по занятиям (2 - 3 в каждой мини-лаборатории).
Изучение тем можно проводить в любом порядке.
Например, ребенку с детских лет хорошо знакомы понятия горячо-холодно, опираясь на уже имеющиеся у него знания, в лаборатории «Температура» педагог подводит детей к понятию «температура» и ставит перед ними проблему: почему чай горячий, а лед холодный, почему мороженое тает, откуда мама знает, что ты болен? У ребенка есть возможность на объектах-индикаторах увидеть, как влияет температура на их жизнедеятельность.
Работая в лаборатории, дети должны прийти к выводу, что разные объекты имеют разную температуру, которая может изменяться в зависимости от различных условий.
А как объяснить детям понятие, которое они не могут увидеть, почувствовать или потрогать? Для подготовки к работе в лаборатории «Магнитное поле» детям предлагается вспомнить о нескольких явлениях, которые они уже знают из повседневной жизни или слышали о них. Например, что держит магнит на холодильнике? Какая сила закрывает дверь с кодовым замком в подъезде? Когда в прогнозе погоды говорят о магнитных бурях, а за окном тепло и солнечно, то что же это за буря? Лаборатория в игровой форме поможет познакомить детей с понятием магнитное поле и его свойствами.
При работе с цифровой лабораторией «Наураша» дошкольники получают бесценный опыт. Ставит перед собой цель и достигает её, совершает при этом ошибки и находит правильное решение. Развивает интерес к познанию самого себя и окружающего мира, осуществляется подготовка к изучению естественно научных и обществоведческих дисциплин в школе.