Воропаева Мария Михайловна
Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Наураша в стране Наурандии
Воропаева Мария Михайловна
Воспитатель МБДОУ №56
г. о. Солнечногорск
Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в
опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
«Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно, дай
мне приглядеться, потрогать и подержать в руках, послушать, понюхать, и
может быть, попробовать на вкус! О, сколько всего я смогу найти
Публикация «Использование цифровой лаборатории „Наураша в стране Наурандии“ в опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
самостоятельно!» Анна Роговин.
Современное образование ставит перед собой цель - формирование и
развитие социально востребованной личности, способной добиться успеха.
ФГОС ДО ориентируется на ребёнка, как на «человека играющего», поэтому
многие методики переведены на новый, игровой уровень, в котором
дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой. Ребенок
получает бесценный опыт для дошкольника : ставить перед собой цель и
достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение,
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Но как же объединить интерес к виртуальному миру с реальным
образовательным процессом? Как ответить дошкольнику на такие вопросы
как «Почему магнит притягивается к холодильнику?», «Как появляется
свет в лампочке?», «Почему тает мороженное?».
Дать ответ на эти и многие другие вопросы нам с детьми помогает
детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».
Главный персонаж обучающей программы - это мальчик Наураша,
маленький ученый и исследователь, помощник взрослых и друг детей. В
игровой форме мы вместе с Наурашей научились измерять температуру,
понимать природу света и
звука, познакомились с
чудесами магнитного поля,
узнали о пульсе, заглянули в
загадочный мир кислотности.
Хочу отметить, что
особенностью данной
лаборатории является то, что
ребенок исследует реальный, а
не виртуальный мир. При этом Наураша общается с детьми, рассказывая о
различных явлениях, советует, как лучше провести опыт и живо реагирует на
действия маленьких экспериментаторов.
Главная цель данной лаборатории – развивать интерес к исследованию
окружающего мира и дать понять маленькому исследователю, что
существует некий добрый, почти одушевленный прибор (в виде божьей
коровки, который обладает, как и он сам, разными способностями
чувствовать окружающий мир. Такой опыт работы в лаборатории может
быть очень полезен, поскольку этот мир не всегда бывает комфортным для
восприятия. Он может быть и слишком горячим или холодным, очень
громким или незаметным и тихим.
Работая с детьми в лаборатории по
теме «Температура», мы поставили себе
вопрос и проблему: почему чай горячий,
а лед холодный, почему мороженое тает,
откуда мама знает, что ты болен? И тут у
детей есть возможность на объектахиндикаторах увидеть, как влияет
температура на их жизнедеятельность.
Через эксперименты дети приходят к
выводу, что разные объекты имеют
разную температуру, которая может
изменяться в зависимости от
различных условий.
А как объяснить детям понятие,
которое они не могут увидеть,
почувствовать или потрогать? При
подготовке к работе
в лаборатории «Магнитное
поле» детям предлагаю вспомнить о
нескольких явлениях, которые они уже знают из повседневной жизни или
слышали о них. Например, что держит магнит на холодильнике? Какая сила
закрывает дверь с кодовым замком в подъезде? Когда в прогнозе погоды
говорят о магнитных бурях, а за окном тепло и солнечно, то что же это за
буря? Лаборатория в игровой форме помогает мне познакомить детей с
понятием «магнитное поле» и его свойствами.
Главное достоинство лаборатории в том, что она дает детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта. Знания,
полученные не из книг, а добытые самостоятельно, путем
экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.
В рамках регионального проекта «Наука в Подмосковье» в МБДОУ №56 и
МБДОУ №38 созданы детские объединения «Юный исследователь». Занятия
в детских объединениях проходят с
использованием цифровой лаборатории
«Наураша в стране Наурандии».
В рамках сетевого взаимодействия
наши учреждения составили договор о
сотрудничестве. Единое методическое и
технологическое пространство помогает
педагогам наших дошкольных
учреждений более широко изучить тему, поделиться накопленным опытом.
В ходе сетевого взаимодействия проводились мастер-класс, семинар
«Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в работе с детьми»,
где педагоги имели возможность поделиться опытом применения цифровой
лаборатории, презентовать результаты работы. Данная работа позволила
педагогам повысить уровень своей профессиональной компетентности по
данной проблеме не только в теории, но и на практике. Процесс
формирования практического опыта работы педагогов-участников сетевого
взаимодействия оформлен в виде методических разработок. В этом году на
базе наших дошкольных учреждений создана творческая группа по данной
тематике, куда вошли педагогиноваторы. Цель творческой группы:
обобщение материалов по данной
проблеме; отработка и внедрение
лучших традиционных и новых
образцов педагогической
деятельности, профессиональное
общение, обмен опытом. Работа в
творческой группе позволит вывести
на более качественный уровень наше
сетевое взаимодействие.
Детское экспериментирование – метод практического
целенаправленного действия, с помощью которого формируется
собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам
окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается
оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.
Безусловно, использование интерактивного игрового оборудования в
педагогическом процессе позволяет не только повысить качество обучения,
но и достичь нового уровня взаимодействия между взрослыми и детьми на
всех этапах педагогической деятельности.
Можно сделать вывод, что именно опытно-экспериментальная
деятельность дает более широкое поле для реализации поставленных задач,
раскрытия талантов и возможностей детей. «Наураша в стране Наурандии»
приоткрывает дверь дошкольникам в мир физики, химии и биологии с
надеждой, что они продолжат изучение этих предметов в школе с большим
интересом и желанием.