Олеся Княжева
Использование балансировочного комплекса Balametrics как эффективный инструмент коррекционной работы с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают разработку специальных образовательно-коррекционных программ и форм организации работы, которые в наибольшей степени соответствовали бы потребностям детей с ОВЗ.
В последнее время стали считать, что мозжечок - это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать.
Нас заинтересовал вопрос формирования мозжечка в детском возрасте.
Методы мозжечковой стимуляции и программы упражнений
Темочки:
- Балансировочные доски и диски
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Мозжечковая стимуляция – это комплекс коррекционно-развивающих методик, направленных на восстановление или тренировку функций стволовых структур мозга и, непосредственно, мозжечка.
На сегодняшний день одной из самой актуальной программы мозжечковой стимуляции является:
Программа Learning Breakthrough Фрэнка Бильгоу с использованием разработанной им балансировочной доски и комплекса оборудования Balametrics.
Показания к применению мозжечковой стимуляции Learning Breakthrough Programm с использованием балансировочного комплекса Balametrics
- ЗРР разной степени тяжести
- Задержка психического развития различного генеза
- Аутизм и состояние аутического спектра
- Нарушения внимания (СДВ) и синдром гиперактивности (СДВГ)
- Нарушения устной и письменной речи (включая в себя дисграфию и
дислексию)
- Алалия
- Логоневроз
- Поведенческие нарушения: несобранность, повышенная отвлекаемость
- Нарушение координации движений, моторной неловкости,
несформированности зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации; нарушение осанки.
Мозжечковая «гимнастика» также помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом.
Противопоказания к применению
Различные формы эпилепсии и повышенной судорожной активности головного мозга (необходима консультация невролога).
Принципы составления программы занятий
1. «От простого к сложному» (начинаем с легких упражнений, постепенно увеличивая нагрузку);
2. «Оптимальная нагрузка» (оптимальный уровень сложности для ребенка);
3. «Интуиция специалиста» (от опыта специалиста зависитэффективность программы, определения момента усложненияпрограммы, оптимального уровня);
4. «Включение мотивации» (оборудование создает дополнительную мотивацию для занятий, познавательная активность активность, игровая деятельность)
5. «Вариативность упражнений» (свободное «поле для творчества»);
6. «Би/моно/реципрокно» (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);
7.«Направление движения» (по центру, вправо, влево, по кругу);
8. «Целеполагание»
Структура программы
1 блок : «Освоение балансировочной доски Бильгоу (Белгау)»
2 блок : «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»
3 блок : «Комплекс упражнений с мячом маятником»
4 блок : «Комплекс упражнений с цветной планкой»
5 блок : «Комплекс упражнений с доской и цифрами»
6 блок : «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками»
1 блок упражнений - «Балансировочная доска»
- Встаем на доску (наблюдаем, придерживаем ребенка);
- Показываем, как встать правильно;
- Заходим на доску с разных сторон,качаемся;
- Сидим на доске, раскачиваемся;
- Кидаем друг другу игрушку/мячик/мешочек.
2 блок упражнений - «Мешочки»
- Кидаем вверх двумя руками/ведущей/второй и:
- Следим глазами
- Следим носом
- Следим боковым зрением
- Перекидываем из руки в руку
- Кидаем, разворачивая туловище (влево-посередине-вправо)
- Кидаем друг другу
- Кидаем друг другу одновременно
3 блок упражнений - «Мяч-маятник»
Ребенок отбивает мяч-маятник:
- ладонями (двумя, правой, левой);
- ребром (двумя, правым, левым)
- кулаком («замочком», правым, левым);
- тыльной стороной ладони (двумя,правой, левой);
- локтем (двумя, правым, левым);
- лбом;
4 блок упражнений - «Планка с цветными секторами»
- Попасть мячом-маятником: в центр планки, красный сектор, желтый;
- Отбить мяч-маятник: центром планки (белый сектор, красным сектором (справа, слева, чередуя, желтым сектором (справа, слева, чередуя, черным сектором;
- Отбить мяч-маятник поочередно всеми секторами от 1 до 8;
Упражнения выполняются следя замячом глазами, следя за мячомбоковым зрением
5 блок упражнений - «Доска обратной связи»
- Попасть в доску обратной связи;
- Попасть в середину доски обратной связи;
- Попасть в цифры на доске по очереди.
- Кидаем двумя руками и ловим двумя;
- Кидаем одной и ловим двумя
- Кидаем и ловим одной.
- Кидаем одной, а ловим другой.
Упражнения выполняются при расположении доски перед ребенком, дальше, далеко.
Упражнения выполняются с доской, установленной на длинных ножках, коротких, без ножек.
6 блок упражнений - «Стенд с целями»
- Попасть в любую цель;
- Попасть в цель, расположенную посередине;
- Попасть в цели справа, слева;
- Обогнуть мячом-маятником цели помаленькому, большому кругу;
* Используем мяч-маятник и планку с цветными секторами;
* Попасть мячом-маятником в цельспереди, сзади, сбоку.
Важно!
Занятия проводятся по индивидуальным схемам, разрабатываемым специалистом для каждого ребенка.
Для устойчивого эффекта рекомендуется проводить не менее 2-х занятий в неделю не менее 30 минут каждое.
Сам Бильгоу отмечал, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.
С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.
Результаты применения программы
- Улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы ребенка;
- Развитие координации крупной и мелкой моторики ребенка;
- Совершенствование межполушарного взаимодействия;
- Развитие зрительно-пространственных представлений, формирование
схемы тела, чувства времени и пространства;
- Развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля
ребенка;
- Улучшение показателей внимания (объем, переключаемость, концентрация,
распределение);
- Улучшение саморегуляции и контроля;
- Снижение лабильности эмоциональной сферы;
- Развитие аудирования и импрессивной речи, восприятие устной, развитие письменной речи;
- Оптимизирование навыков механического чтения, математических
способностей, памяти как таковой, а, в частности, модальноспецифических
видов памяти.
Полученные результаты при проведении занятий определяют успешность овладения другими, более сложными видами деятельности.