Татьяна Кустенко
Использование акватерапии и криотерапии в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Недавно мы с ребятами освоили одну из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего развивается двигательная зона. Это оказывает влияние на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, как следствие, улучшается процесс овладения артикуляционной моторикой, что в свою очередь влияет на развитие речи ребёнка.
Публикация «Использование акватерапии и криотерапии в работе с детьми» размещена в разделах
Акватерапия – это метод коррекции и оздоровления детей, при котором применяется вода.
Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним. Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Криотерапия - это метод коррекции и оздоровления детей, при котором применяется лед.
Криотерапия (от латинского "крио" - холод и "терапия" – лечение, воздействие).
Игры с водой и льдом создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Лечение водой, как традиционный метод народной терапии, существует уже не один век. Современная медицина использует в лечебных целях ванны: пресные, морские, травяные, минеральные, вихревые, волновые, гидроэлектрические, вибрационные, углекислые, грязевые, радоновые, кислородные, азотные. К этим процедурам могут быть добавлены также направления народной медицины – закаливания, банные процедуры, обтирания, обливание холодной водой, траволечение. Лечение водой практически не имеет противопоказаний и возможно к применению и дома, и в учреждениях.
Игра с водой и льдом для детей – это приятная, интересная, естественная и доступная форма развития и обучения. Именно поэтому аква и криотерапию мы активно используем в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения двигательной активности. Такие процессы приводят к улучшению речи, повышению качества произношения. У ребенка помимо речевой функции повышается память, внимание, мышление, улучшается моторика рук. Методики помогают улучшать запоминание новой информации.
Методы развития тонкой моторики и тактильных ощущений – аква и криотерапия позволяют достичь следующих целей:
- стимуляция моторики рук;
- улучшение речевой функции;
- социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна);
- дети лучше усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- развивается внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- общее оздоровление организма;
- появляется положительный эмоциональный настрой на занятия.
Применение воды в различных играх и упражнениях не имеет щепетильных требований для работы с детьми. Так как весь процесс происходит под контролем взрослого.
Методика проведения криотерапии :
1 этап: чередование тёплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры со льдом.
2 этап: растяжка пальцев с последующей пальчиковой гимнастикой.
3 этап: массаж рук с помощью предметов разных фактур (шишка, мячик, щётка и т. п.)
В работе используются игровые приёмы :
- игры со льдом («Разложи по цвету», «Найди домик», «Ледяная стройка»,«Ледяное ожерелье», «Выполни по образцу», «Достань игрушку», «Бассейн»);
- массаж рук кубиками льда;
- наложение на руки холодных повязок;
- рисование цветными льдинками.
Длительность сеанса:
-Продолжительность терапии: 7-20 секунд.
-Подходов: 3-5 за сеанс.
-После холода руки греют (в тёплой воде или грелкой).
-Количество сеансов: 10-15.
-Курсы проводятся: 3 раза в год.
Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию. В логопедии любые методики назначают индивидуально, чтобы не навредить пациенту. Врач обязательно учитывает показания и ограничения при использовании криотерапии.
Методика показана при:
- детском церебральном параличе,
- синдроме Дауна,
- аутизме,
- задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций,
- при гипоксическом поражении головного мозга,
- синдроме гиперактивности, с лёгкой формой гиперактивности,
- сильной раздражительности,
- при неврозоподобных состояниях.
- при дефиците внимания.
У часто болеющих детей лечение проводят во время ремиссии (при отсутствии хронических и острых заболеваний).
Ограничения к назначению криотерапии в логопедии :
- Наличие эпилептического синдрома.
- Миопатия.
- Непереносимость холода.
- Гипертермическое состояние (субфебрилитет, температура более 38°С).
- Обострение хронических патологий.
- Инфекционные болезни (вирусные, бактериальные).
Оборудование:
- Криотерапия не требует специальных аппаратов.
- Для занятий используют ледовые фигурки, кубики.
- Для приготовления льда используются специальные формы для льда, а так же используются детали лего, формы из-под конфет, формочки для выпечки и другие бросовые материалы.
- Для приготовления льда специалисты наливают воду в формы. Перед замораживанием можно налить немного краски, положить цветную бумажку или маленькую фигурку. Это повысит интерес к терапии.
Аква и криотерапия в логопедии осуществляется в дошкольных и школьных учреждениях.
Использование данных инновационных и нетрадиционных методов в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует успешному формированию графо-моторного навыка у данной категорией детей и позволяет им в последствии успешно овладевать графикой письма. Следовательно, если в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, целенаправленно использовать методы аква и криотерапии в сочетании со специальными упражнений и заданиями, то это будет способствовать развитию грамотной, чистой речи, а так же графо-моторного навыка у этих детей и отразится на успешности последующего овладения ими графикой письма.
Методическая литература:
-Алексей Антонов «Современные оздоровительные методики» Криотерапия, Колонотерапия, SPA – терапия. –Л. В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», 9методическое пособие) Москва, 2012г. –Елена Михеева «Современные технологии обучения дощкольников» (методическая работа в ДОУ). –«Криотерапия», лечение холодом. (Медицина для вас). –Марина Султанова «Простые опыты с водой» (для дошкольников). –Геннадий Кибардин «Исцеляющий холод», (домашняя криотерапия). –А. Ю. Баранов «Аппараты для общего криотерапевтического воздействия», часть 1 (учебное пособие, Санкт- Петербург, 2016г. –Ирина Урмина, Татьяна Данилина «Инновационная деятельность В ДОУ» (Программно- методическое обеспечение) Москва, Линка- Пресс.
Учитель- логопед МАДОУ № 20 Т. В. Кустенко