Светлана Бабурова
Развивающая роль детского экспериментирования. Исследовательско-игровой проект «Малыши — исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско – игровой проект «Малыши – исследователи».
Автор проекта : Бабурова Светлана Викторовна, воспитатель первой младшей группы МБДОУ №6 «Улыбка».
Тип проекта : исследовательско – игровой.
Сроки реализации проекта : январь – март 2014 года.
Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность.
Публикация «Развивающая роль детского экспериментирования, Исследовательско-игровой проект „Малыши — исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Цель проекта :
Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
1. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
2. Развивать любознательность, понимание простейших причинно – следственных, отношений в системе «действие – результат».
3. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
4. Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
5. Практически ознакомить детей с некоторыми явлениями неживой природы.
6. Формировать представления о некоторых свойствах веществ и предметов.
Предполагаемый результат:
К концу проектной деятельности дети должны знать, что: вода – источник жизни на Земле. Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей. Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится,когда влажный. Камень – твердый, тяжелый, большой и маленький, из него можно построить различные сооружения. Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
- подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по данной теме;
- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
- разработка игр, экспериментов.
2. Основной этап:
- проведение цикла занятий;
- взаимодействие с родителями (домашние задание и задания для самостоятельного выполнения);
3. Заключительный этап:
- сбор и накопление материала;
- оформление фотовыставки, выставки рисунков;
- создание альбома.
Пути реализации проекта :
Первый месяц:
1 неделя. Песок. Свойства песка.
Цель : познакомить детей со свойствами песка.
2 неделя. Наблюдение за природными материалами.
Цель: сравнить свойства сухого и мокрого песка.
3 неделя. «Песочные человечки» (рисуем пальчиком на песке)
Цель: закрепить свойства песка, развивать моторику, координацию движений; показать детям, что можно не только лепить из песка, но и рисовать на песке.
4 неделя. Игра «Испечем пирожки для куклы Кати».
Цель: закрепить знание свойства песка: сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит; из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати
Второй месяц:
1 неделя. Камни.
Цель: познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.
2 неделя. Постройка из камней дорожки к домику собачки.
Цель: познакомить со свойствами камней: твердые, тяжелые, ими можно украсить постройку, построить дорожку к дому собачки.
3 неделя. Аквариум – дом для рыбок.
Цель: познакомить с устройством аквариума: дно засыпают песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие.
4 неделя. «Водичка, водичка».
Цель: познакомить со свойствами воды: прозрачная, теплая, холодная, течет, журчит, капельки капают; обсудить вопрос о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам; закрепить представление о роли воды в природе; объяснить малышам, что воду загрязнять нельзя, потому что в грязной воде все живое погибнет.
Третий месяц:
1 неделя. Игра – опыт с водой «Разная водичка».
Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной.
2 неделя. Игры с водой: «Как предметы умеют плавать?»
Цель: познакомить детей со свойствами различных материалов; закрепить знания свойств воды: легкие игрушки в воде плавают, а тяжелые – тонут.
3 неделя. Игра – опыт «Как цветочек пьет водичку».
Цель: дать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темной; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
4 неделя. Игра – опыт «Посадка лука».
Цель: познакомить со свойствами лука; научить сажать лук в воду.
Вывод: На протяжении исследовательско – познавательной деятельности у детей был интерес к процессу исследования, и окружающему миру в целом. Ребята проявили любознательность. Они научились понимать простейшие причинно – следственные отношения в системе «действие – результат». Детям хотелось узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать. экспериментировать. Положительное эмоциональное состояние детей помогало в проведении игр – опытов. Практически удалось ознакомить детей с некоторыми свойствами воды, песка, камня, явлениями неживой природы.
Литература:
Савенков. А. И. «Маленький исследователь». Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002г.
Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром» ТЦ Сфера.
Николаева. С. М «Место игры в экологическом воспитании дошкольников».
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет, Волгоград 2013г.