Ольга Титова
Исследовательско-игровой проект «Малыши — исследователи» (I младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
(воспитатели Титова О. В. и Уразбахтина Ю. С.)
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.
Публикация «Исследовательско-игровой проект „Малыши — исследователи“ (I младшая группа)» размещена в разделах
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения: • четкий режим дня; • отсутствие родных рядом; • постоянный контакт со сверстниками; • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку; • резкое уменьшение персонального внимания.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.
В три года познавательная деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыши, впервые придя в детский сад, нередко не интересуются игрушками и не желают интересоваться ими. Им не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ними. Его познавательная деятельность заторможена. Но, как только проснется интерес к новому, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
Малыши испытывают безграничную жажду знаний с самого раннего возраста и на протяжении всего дошкольного детства. Маленькие непоседы всегда активны в поисках чего – то нового, неизведанного и интересного только им одним. И взрослым все стремления ребенка кажутся незначительными или вообще не требующими внимания с их стороны. Вследствие чего взрослые могут уменьшить стремление ребенка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения. И происходит это довольно часто на протяжении всего детства. Взрослые даже не догадываются, что тем самым они наносят вред личностному развитию ребенка, превращая непоседу в малоактивного нелюбознательного ребенка.
Ребенок трогает и ощупывает все, что попадается на его пути – разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие, рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях: шлепание по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, пластилина) и др.
Взрослые привыкли убеждать себя в том, что ограничения защищают ребенка от опасностей дома, в садике, на улице. Но важно понять, что спасая ребенка от этих внешних опасностей, фактически происходит попытка поместить его в физический, образовательный, эмоциональный вакуум. Тем самым подвергая его другой, не менее серьезной опасности – ограничению исследовательской активности, что приводит к обеднению его когнитивного опыта.
Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей и, соответственно, тем больше ребенок – непоседа целенаправленно будет использовать свою энергию, которая носит поисковый характер.
Свобода действий подразумевает, что ребенку придется играть игрушками, которые ему предоставили взрослые и тут важно быть внимательным. Как правило взрослые предлагают для игры «готовую» игрушку, неспособную к трансформациям, и при этом возмущаются – почему она становится ему не интересной через пару минут? Обычно предлагаемая ребенку игрушка не рассчитана на то, что ее содержимое будут активно исследовать (разбирать, ломать и др.).
Наиболее заинтересованно малыш играет с игрушками, которые дарят ему «радость достижения». Для того чтобы испытать ее, детям обычно предлагают не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.
Так же радость непоседа получает, когда проводит эксперименты с предметами и игрушками.
Предмет проекта : формирование элементарных представлений об исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через знакомство со свойствами неживой природы в условиях исследовательско-игровой деятельности.
Проблема: влияет ли исследовательско-игровая деятельность на адаптационный период детей 2-3 лет, только что поступивших в дошкольное учреждение.
Гипотеза: использование исследовательско-игровой деятельности обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.
Цели проекта : 1. Формирование элементарных представлений об исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через экологическое воспитание. 2. Знакомство малышей со свойствами неживой природы: камня, песка, воды. 3. Развитие творчески свободной личности ребенка.
Задачи: 1. Развить познавательный интерес к миру природы. 2. Формировать систему элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка младшего дошкольного возраста через экспериментирование. 3. Воспитать природоохранительные знания, любовь к природе, личную ответственность за ее сохранность. 4. Открыть детям свойства неживой природы. 5. Стимулировать потребности познания окружающего мира. 6. Активизировать творческие способности детей. 7. Создать положительный эмоциональный фон.
Тип проекта : исследовательско-игровой.
Направленность проекта : адаптация детей раннего возраста, экологическое воспитание.
Участники проекта : дети I младшей группы (с 2 до 3 лет, педагоги, родители.
Сроки реализации: 2 месяца (сентябрь-октябрь, 1 занятие в неделю.
Взаимодействие педагогов с детьми: наблюдения, работа с художественной литературой, дидактические игры, беседы, совместный труд.
Взаимодействие педагогов с родителями: домашнее задание.
Продукты совместной деятельности: рисование, ручной труд, составление альбома.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап: - подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме; - определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей; - планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта; - обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта; - разработка игр, экспериментов.
2. Основной этап: - проведение цикла занятий; - консультации для родителей.
3. Заключительный этап: - сбор и накопление материала; - оформление фотовыставки; - создание альбома.
Ожидаемый результат:
Адаптационный период у детей пройдет легче и быстрее, создание положительно-эмоционального состояния детей.
Дети познакомятся со свойствами песка, камня, воды.
Песок – сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды.
Камень – твердый, тяжелый, большой и маленький, из него можно построить различные сооружения.
Вода – источник жизни на Земле. Она бывает прозрачная, холодная, чистая, цветная.