Ашракаева Сусанна Хасановна
Исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: Ашракаева С. Х.
2024г.
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добыче соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.
Ход экспериментальной деятельности.
- Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Добывают её двумя способами: в карьерах и выпариванием из солёной морской воды.
Слайды 2,3 (Добыча соли в карьере). (Добыча соли из моря)
- Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. ( Слайд 4: соль – золото). Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолоно-хлебавши». К соли относились уважительно.
(Слайд 5 - «Несолоно-хлебавши»)
- Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
2. Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
3. Без соли, без хлеба худа беседа.
- Ребята, как вы думаете, где можно использовать соль?
(Слайд 6 - повар солит). – В приготовлении пищи: мы каждый день солим пищу. Соль необходима для усиления вкусовых качеств продуктов. Овощи, умело посоленные на зиму, долго хранятся, так как соль сохраняет продукты на длительное время. Но не только за вкусовые качества её употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения, разрушением костей. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
- Соль применяют в медицине. Солевым раствором полощут горло, на основе соли изготавливают раствор, который помогает при отравлениях и высокой температуре.
Опыт №1. Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её. (Без запаха). – Какая она на вкус? (Солёная). Возьмите немного соли, «посолите».
Что можно сказать о соли? Соль какая? (сыпучая, рассыпчатая).
Опыт №2. Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (Зёрнышки, кристаллы, крупинки).
Опыт №3. Возьмите кисточки, опустите ворс в воду и капните на соль. Что произошло? (Соль впитала воду). –А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (Соли много, воды мало). Частички воды удобно расположились между крупинками соли.
Опыт №4. Возьмите соль и высыпьте её в стакан с водой, размешайте, что произошло с солью? (Растворилась). Изменился ли цвет воды? (Нет).
- А как вы думаете, каким стал вкус у воды? (Солёная).
- Молодцы! А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды. – Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют? (Солят еду, в заготовках на зиму, в медицине полоскать горло). –А ещё соль – незаменимый помощник зимой в гололёд. А как она помогает, сейчас узнаем. Вот кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лёд. Ну а мы свами пока отставим блюдца в сторонку и присядем на стулья.
Дети садятся на стулья.
- А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам сказку-загадку, а вы слушайте и запоминайте.
«Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нёс мешки с ватой. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принёс весь груз. А вот какой ослик принёс груз и почему только он, мы с вами узнаем.
- Возьмите мешочек с солью в одну руку, а в другую – с ватой. Что легче? (с ватой). Значит, какому ослику было легко идти? (который нёс вату, а который нёс соль, ему было тяжело).
- Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворяется). А теперь возьмите мешочки с ватой и намочите их в этой воде. А теперь проверьте, какой из мешочков тяжелее. Давайте подумаем, какому ослику было плыть тяжело? Почему? (вата впитала воду).
- А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую, несолёную воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно).
- Во второй стакан добавим солёную воду. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом? (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в солёной воде многие предметы не тонут. ( Слайд: картинка из Мёртвого моря).
- А как из солёной воды добыть соль? (Выпарить). – Образуются кристаллы.
(Показать блюдечко с кристаллами соли). Но на это требуется несколько дней. Чтобы ускорить процесс, солёную воду подогревают.
Опыт с выпариванием воды на горелке. (остались кристаллы соли, а вода испарилась).
- Понравилась ли вам экспериментальная деятельность? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось?
- Хочу вам сказать, что я проводила эти опыты дома, но с вами было намного интереснее.
Исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей
старшего дошкольного возраста
Тип проекта :
• по направленности: познавательно –исследовательский, творческий, групповой;
• по продолжительности: краткосрочный.
Участники проекта :
- дети старшего дошкольного возраста,
- родители воспитанников,
- воспитатели группы.
Цель проекта :
Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Выяснить: что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся, насколько она важна для человека.
2. Стимулировать познавательный интерес детей : исследовать свойства и качества, разновидности соли опытным путём, в группе вырастить кристаллы соли.
3. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, радоваться процессу и результату.
4. Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к профессиям соляной промышленности.
Проблема:
Соль – незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.
Актуальность:
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Исследовательская, поисковая деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. В ходе исследовательской работы дети выяснят, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнают много нового об особенности соли, её свойствах и качествах, разнообразии. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью. Вырастят кристаллы. А самое главное, научатся работать в команде, будут терпимее друг к другу.
Гипотеза:
При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
Основные принципы реализации:
• принцип развивающего обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);
• принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, в игровой и творческой деятельности;
• принцип интеграции, которая позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире;
• принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;
• принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями;
• принцип прочности закрепляет усвоение знаний.
Объект исследования : соль.
Предмет исследования : свойства соли, значение для человека.
При организации исследовательской деятельности были использованы методы:
- Изучение информации, беседы;
-анализ познавательной литературы;
- подбор материалов и оборудования для исследований;
- экспериментальная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- наблюдения;
- творческая деятельность;
- игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно – познавательная игры).
Краткая аннотация проекта
Реализация проекта осуществляется через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемый результат.
В ходе исследовательской работы :
1. Дети выяснят, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.
2. Узнают много нового об особенности соли, её свойствах, качествах и разновидностях.
3. Узнают о Мертвом море, способах добычи соли.
4. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью, вырастят кристаллы соли.
5. У детей повысится познавательный интерес.
6. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
7. Создание картотеки опытов и экспериментов «Эта удивительная соль».
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап:
Подбор методической литературы для педагогов.
Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
Определение уровня представлений детей о соли и ее свойствах.
Определение интересующих детей вопросов по теме :
исследовательской деятельности :
- Что такое соль?
- Откуда она берется?
- Как ее добывают?
- Какими свойствами соль обладает?
- Где и как соль применяется?
II. Основной этап:
Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
Беседы с детьми по данной тематике.
Разучивание поговорок и пословиц о соли.
Исследование соли и её свойств. Знакомство с её разновидностями.
Рисование солью.
Лепка из соленого теста.
Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебница - соль».
Консультирование родителей по теме проекта.
III. Заключительный этап:
Презентация проекта «Эта удивительная соль».
Подведение итогов реализации проекта.
Изготовление картотеки опытов с солью.
Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Ресурсы и условия реализации проекта :
методическая и художественная литература,
диски с мультфильмами,
иллюстрации, репродукции, фото,
набор для художественного творчества,
презентации.
мини - лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, лед, пипетки, скрепка,
ниточка шерстяная, гуашь, соленое тесто,
набор разной соли,
ёмкости для проведения опытов (пол-литровые баночки, контейнеры, вода, чайные ложки).
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
3. Детская энциклопедия «Всё обо всём».
4. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.
5. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки» М., 2005 г.
6. www. oproduktah.com