Анна Мишина
Исследовательский проект «Волшебный магнит» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Продолжительность: краткосрочный.
Срок реализации: 1 неделя.
Вид проекта : исследовательский.
Введение
Актуальность проекта
Публикация «Исследовательский проект „Волшебный магнит“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное детство - очень любознательный период. В этом возрасте дети любят экспериментировать. Познавательный интерес ребенка проявляется в желании узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять существующие между ними связи и отношения. Способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление. Для того чтобы раскрыть секреты магнита нужно изучить литературу, провести ряд опытов, экспериментов. Магниты окружают нас повсюду. Дети легче и прочнее усваивают материал тогда, когда сами добывают знания, следят за изменениями, делают выводы. Данная, выбранная нами тема по опытно – исследовательской деятельности, является началом для дальнейшего изучения свойств магнита. Она вызвала интерес у детей, т. к. в ходе проведения опытов, ребенок самостоятельно получал результат своих исследований, делая соответствующие выводы.
В проекте мы попытались ответить на интересующие нас вопросы:
- Какие предметы притягивает магнит?
- Чем притягивает магнит?
- Какие предметы не притягивает магнит?
- Как магнит применяет человек?
Проблема: Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и его использования. Для этого необходимо заинтересовать родителей к совместной экспериментальной деятельности с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Цель проекта :
Развить осознанную потребность в познании, экспериментировании. Создать условия для развития познавательной активности ребенка в процессе знакомства с магнитами и их свойствами.
Задачи
Образовательные:
- Побуждать детей к познанию через поисково-исследовательскую деятельность;
- Сформировать у детей представление о магните и его свойствах притягивать предметы, выяснить, через какие материалы воздействует магнит, выявить области использования магнита человеком;
- Совершенствовать умения в приобретении знаний посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие:
- Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах;
- Развивать связную речь, умение делать выводы;
- Активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Методы и формы работы:
В проекте представлена системная технология развития познавательной активности детей дошкольного возраста через различные виды деятельности: игровую, творческую, опытно – экспериментальную, с применением наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов. Используемые методы и приемы:
Беседа.
Наблюдение
Игра
Экспериментирование
Исследование
Рассказ воспитателя
Просмотр презентаций
Просмотр мультфильмов, фильмов познавательного характера
Чтение познавательной литературы
Проблемные ситуации
Моделирование опытов
Формы работы:
Специально организованные занятия
Совместная деятельность педагога с детьми
Свободная самостоятельная деятельность детей Ожидаемые результаты
- Приобретение знаний о свойствах магнита и областях его применения.
- Возрастет познавательно - исследовательская активность детей
-Формирование интереса к проведению опытов, исследовательской деятельности.
- Активизация речи детей
- Формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
- Изучение научной и методической литературы по данной теме
- Сбор информации и подготовка литературы по теме проекта.
- Разработка, планов, конспектов, подбор дидактических, подвижных игр, планирование и привлечение родителей к реализации проекта.
11 этап – практический:
План – график мероприятий
Работа с детьми
Понедельник
1. Рассказ воспитателя: «Знакомство с понятием «магнит»»
2. Опыт: «Какие материалы притягивает магнит?»
3. Чтение отрывка из сказки (проЭлю и Железного Дровосека) А. Волкова «Волшебник изумрудного города»
Вторник
1. Беседа о свойствах магнита и областях его применения.
2. Опыт «Управление автомобилем»
3. Дидактическая игра «Назови лишний»
Среда
1. Рассматривание фотографий и картинок с изображением магнитов разной формы и размера
2. Опыт «Достань магнитные предметы из манки»
3. Подвижная игра «Плюсики и минусики»
Четверг
1. Просмотр мультфильма «Смешарики» (серия «Магнетизм»)
2. Опыт игра: «Волшебный лабиринт»
3. Рассматривание декоративных магнитов
4. Игры с магнитной азбукой и мозаикой
Пятница
1. НОД «Необыкновенный мир магнитов»
Работа с родителями
1. Оснащение уголка экспериментирования
2. Консультация: «Экспериментируйте с ребенком дома»
3. Фотоальбом: «Мои первые эксперименты»
4. Консультация: «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка»
5. Изготовление магнитного театра дома
III этап – итоговый:
Изготовление магнитного театра «Заюшкина избушка»
Оценка результатов и отчетность
Реализация проекта предусматривает совместные усилия всех участников воспитательно–образовательного процесса.
Результативность:
- приобретение коммуникативных навыков у дошкольников;
- упрочнение контактов «педагог – дети – родители»;
- рост активности родителей в педагогическом проекте;
- повышение готовности родителей к сотрудничеству с педагогами;
- накопление материала по теме «Области применения магнита»;
- создание картотеки опытов на тему «Магниты»;
- обогащение словаря дошкольников по теме «Магниты».
Методы оценки:
наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества дошкольников.
Список используемой литературы
1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.- 56с.
2. Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
3. Куликовская, И. Э., Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст : Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. - сост. Е. А. Сучкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 333с.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005.- 64 с.
6. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, (отв. ред.). – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми».)