МААМ-картинки

Исследовательский проект «Вода» в старшей группе

Нуянзина Елена Александровна
Исследовательский проект «Вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательский проект «Вода» (старшая группа)

Исследовательский проект «Вода» (5-6 лет)

Содержание материала.

1. Наименование.

2. Пояснительная записка.

3. Паспорт проекта.

4. План реализации проекта в старшей группе.

5. Результаты

6. Список литературы.

7. Приложение 1. Лэпбук «Вода»

Публикация «Исследовательский проект „Вода“ в старшей группе» размещена в разделах

8. Приложение 2. Альбом «Вода под микроскопом»

9. Приложение 3. Опыты с водой.

10. Приложение 4. Сценарии.

Пояснительная записка

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства “островок” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.

Паспорт проекта.

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Продолжительность проекта : средней длительности (ноябрь 2021г. – январь 2022г.).

Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели группы, родители.

Предмет исследования : свойства воды.

Цель проекта : Уточнение и расширение представлений детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах, о роли воды для жизни всего живого на планете.

Задачи проекта :

- создавать условия для формирования у детей познавательной активности;

- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);

- формировать представления о значении воды в жизни человека.

Вопросы проекта :

• Что будет, если на Земле исчезнет вода?

• Как происходит круговорот воды в природе и в быту? Что такое круговорот?

• Различные водоёмы тоже могут болеть, как люди. Чем же они болеют и почему?

Предполагаемый результат:

Дети:

- расширение и углубление знаний и представлении детей о воде, умение определять различные состояния воды;

- развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность;

- воспитание бережного отношения к воде.

Родители:

- формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания своих детей;

Педагоги:

- совершенствование уровня профессионального мастерства по теме проекта.

Результат проекта : Создание лэпбука «Вода» : экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки, стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде.

Гипотеза: в результате реализации проекта у детей сформируются:

• прочные знания о свойствах воды, о ее роли для жизни на Земле;

• осознанная потребность бережного отношения к такому важному природному ресурсу, как вода!

Образовательные области через которые реализуется проект :

• познавательное развитие;

• социально-коммуникативное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-речевое развитие;

• физическое развитие.

Проект реализуется по двум направлениям:

• совместная деятельность с детьми;

• взаимодействие с родителями.

План реализации проекта.

Этапы проекта. 1.

Накопительный (информационно-подготовительный)

Продолжительность: ноябрь 2021г.

На данном этапе в основном велась работа воспитателя и родителей: подбор иллюстрации, оборудования. Вырабатывалась система занятий и опытов.

Цель: определение основных направлений работы по проекту, донести до участников проекта его значимость.

Задачи:

1. Определить уровень знаний детей о воде с помощью «модели трёх вопросов»;

2. Подготовить необходимый материал и оборудование по теме (создание предметно – развивающей среды);

3. Изучить литературу по данной теме, разработать план мероприятий по теме проекта.

На данном этапе с помощью наблюдений и бесед было выявлено, что не у всех детей сформированы знания о круговороте воды в природе и в быту, а также значение воды для всего живого на Земле и знаний о свойстве воды.

Беседа с родителями по теме показала, что у родителей недостаточно знаний по данной теме и, заинтересовавшись данной темой, родители охотно согласились принять участие в проекте. Также была подобрана методическая и художественная литература по теме, изготовлен наглядный иллюстрированный материал (презентации о воде, картинки, видеоряд с изображением воды в разных состояниях, игровой материал.

План мероприятий на подготовительном этапе проекта.

С детьми:

1. Рассматривание иллюстраций, книг с изображением родников, озер, горных рек, водопадов, морей, океанов.

2. Беседы о воде.

3. Чтение художественных произведений, разучивание стихов, песен, пословиц, загадок, поговорок.

4. Просмотр презентации «Вода – кругом вода» и т. п.

С родителями:

Оформление рекомендаций и консультация для родителей по теме «Волшебница вода».

2. Практический этап (организационный, реализация проекта)

Продолжительность: декабрь 2021г.

Цель: знакомство детей с понятием вода, ее свойствами, состоянием воды в разное время года; провести познавательную и практическую работу.

Задачи:

1. Повышение компетентности родителей по вопросам, касающихся темы;

2. Использование активных форм организации детей;

3. Проведение опытов по данной теме.

На данном этапе использовали следующие формы работы с детьми:

Системная паутинка по проекту.

Познание:

Наблюдения: «Где мы видим воду» «Что умеет вода»;

• Эксперимент «Круговорот воды в природе;

• Эксперимент «Свойства воды»;

• Эксперимент «Плавучесть предметов в разных средах;

• Эксперимент «Движение воды через корешки растений»;

• Эксперимент «Фонтан»

ФЭМП: «Сколько капелек»; «Сравни рыбок в аквариуме»; «Сравни по длине»

Чтение художественной литературы:

Экологическая сказка «Капелька», «Всё живое нуждается в воде», «Сила дождя и дружбы», и т. п. ;

Загадки, пословицы, поговорки, потешки о воде;

Разучивание стихов (о воде, снеге)

Пополнение книжного уголка книгами по теме «Вода»;

Рассматривание и описание иллюстраций по теме «Вода»

Сочиняем сказку «Что нам облачко на небе рассказало» и «Что нам капелька поведала»

Физическое развитие. Здоровье:

• Советы Мойдодыра.

• Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии хождение «По дорожкам здоровья».

• Закаливание (умывание прохладной водой, полоскание горла и рта после еды кипячёной водой.

Упражнения: «Через речку», «По мосточку».

• Хороводная игра «Ходит капелька по кругу».

Подвижные игры: «Дождик», «Ручеек», «Море волнуется», «Лягушка и цапля» и др.

• Этюды психогимнастики «Снежинка», «Я журчащий ручеёк», «Цветочек хочет пить»

Художественное творчество:

Творческие работы: рисунки: «Круговорот воды в природе», «Жители водоёмов»

Аппликация: «Водонапорная башня»;

Конструирование: «Котельная и очистные сооружения в нашем городе»;

Изготовление лэпбука: «Вода».

Коммуникация. Социализация:

Тематические беседы: «Вода вокруг нас»; «Жители воды»; «Какая вода бывает»; «Водный транспорт»; «Круговорот воды в природе и в быту»

• Что будет, если на Земле исчезнет вода?

• Как происходит круговорот воды в природе и в быту? Что такое круговорот?

• Различные водоёмы тоже могут болеть, как люди. Чем же они болеют и почему?

Труд:

Вода и комнатные растения (поливаем, вытираем, обсуждаем);

• Вытираем пыль в группе (без воды не обойтись);

• Мытьё игрушек, зеркал;

3. Заключительный этап

Продолжительность: январь 2022г.

Цель: подведение итогов проектной деятельности;

1. Систематизировать знание детей о воде;

2. Оформить лэпбук;

3. Развлечение на тему: «Секреты воды»;

4. Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки»

Результаты

В результате работы над проектом дети расширили свои знания о воде, узнали, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой и даже газообразной. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности : искать и собирать информацию, сравнивать, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.

Новизна проекта заключается в актуальности темы и в использовании поисково-исследовательского метода в ходе реализации проекта. Практическая значимость проекта заключается в его разработке и внедрении в образовательный процесс в ДОУ, в использовании практических наработок педагогами ДОУ. Таким образом, внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития. Отдавая предпочтение проектному методу обучения, создаются условия для самореализации дошкольников.

Мы считаем, что проект удался, т. к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям.

В дальнейшем мы продолжим работу над данной темой.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к воде. Вода очень нужна всем.

Публикации по теме:

Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода»Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Исследовательский проект «Какие бывают книги» в старшей группе Работа над данным проектом направлена на развитие интереса к художественной литературе, становление юных читателей и стимулирование творческой.

Исследовательский проект «Удобно ли человеку в космосе» в старшей группе Дошкольники задают очень много вопросов о космосе, космонавтах, звёздах, так неведомый мир неба интересен им и будоражит их детскую фантазию.

Исследовательский проект в средней группе «Волшебница вода»Исследовательский проект в средней группе «Волшебница вода» Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой. По характеру контактов: внутри одной группы. По количеству участников: коллективный.

Исследовательский проект в старшей группе «Мой друг — воздушный шарик»Исследовательский проект в старшей группе «Мой друг — воздушный шарик» Тематика Поддержка и развитие педагогом детской инициативы, самостоятельности и творчества Целевая группа Воспитанники старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Вода» в старшей группе
Опубликовано: 12 октября 2024 в 18:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект «Вода» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Нуянзина Елена Александровна (УИ 178002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД