Нуянзина Елена Александровна
Исследовательский проект «Вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Вода» (старшая группа)
Исследовательский проект «Вода» (5-6 лет)
Содержание материала.
1. Наименование.
2. Пояснительная записка.
3. Паспорт проекта.
4. План реализации проекта в старшей группе.
5. Результаты
6. Список литературы.
Публикация «Исследовательский проект „Вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
7. Приложение 1. Лэпбук «Вода»
8. Приложение 2. Альбом «Вода под микроскопом»
9. Приложение 3. Опыты с водой.
10. Приложение 4. Сценарии.
Пояснительная записка
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства “островок” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
Паспорт проекта.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Продолжительность проекта : средней длительности (ноябрь 2021г. – январь 2022г.).
Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели группы, родители.
Предмет исследования : свойства воды.
Цель проекта : Уточнение и расширение представлений детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах, о роли воды для жизни всего живого на планете.
Задачи проекта :
- создавать условия для формирования у детей познавательной активности;
- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
- формировать представления о значении воды в жизни человека.
Вопросы проекта :
• Что будет, если на Земле исчезнет вода?
• Как происходит круговорот воды в природе и в быту? Что такое круговорот?
• Различные водоёмы тоже могут болеть, как люди. Чем же они болеют и почему?
Предполагаемый результат:
Дети:
- расширение и углубление знаний и представлении детей о воде, умение определять различные состояния воды;
- развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность;
- воспитание бережного отношения к воде.
Родители:
- формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания своих детей;
Педагоги:
- совершенствование уровня профессионального мастерства по теме проекта.
Результат проекта : Создание лэпбука «Вода» : экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки, стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде.
Гипотеза: в результате реализации проекта у детей сформируются:
• прочные знания о свойствах воды, о ее роли для жизни на Земле;
• осознанная потребность бережного отношения к такому важному природному ресурсу, как вода!
Образовательные области через которые реализуется проект :
• познавательное развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-речевое развитие;
• физическое развитие.
Проект реализуется по двум направлениям:
• совместная деятельность с детьми;
• взаимодействие с родителями.
План реализации проекта.
Этапы проекта. 1.
Накопительный (информационно-подготовительный)
Продолжительность: ноябрь 2021г.
На данном этапе в основном велась работа воспитателя и родителей: подбор иллюстрации, оборудования. Вырабатывалась система занятий и опытов.
Цель: определение основных направлений работы по проекту, донести до участников проекта его значимость.
Задачи:
1. Определить уровень знаний детей о воде с помощью «модели трёх вопросов»;
2. Подготовить необходимый материал и оборудование по теме (создание предметно – развивающей среды);
3. Изучить литературу по данной теме, разработать план мероприятий по теме проекта.
На данном этапе с помощью наблюдений и бесед было выявлено, что не у всех детей сформированы знания о круговороте воды в природе и в быту, а также значение воды для всего живого на Земле и знаний о свойстве воды.
Беседа с родителями по теме показала, что у родителей недостаточно знаний по данной теме и, заинтересовавшись данной темой, родители охотно согласились принять участие в проекте. Также была подобрана методическая и художественная литература по теме, изготовлен наглядный иллюстрированный материал (презентации о воде, картинки, видеоряд с изображением воды в разных состояниях, игровой материал.
План мероприятий на подготовительном этапе проекта.
С детьми:
1. Рассматривание иллюстраций, книг с изображением родников, озер, горных рек, водопадов, морей, океанов.
2. Беседы о воде.
3. Чтение художественных произведений, разучивание стихов, песен, пословиц, загадок, поговорок.
4. Просмотр презентации «Вода – кругом вода» и т. п.
С родителями:
Оформление рекомендаций и консультация для родителей по теме «Волшебница вода».
2. Практический этап (организационный, реализация проекта)
Продолжительность: декабрь 2021г.
Цель: знакомство детей с понятием вода, ее свойствами, состоянием воды в разное время года; провести познавательную и практическую работу.
Задачи:
1. Повышение компетентности родителей по вопросам, касающихся темы;
2. Использование активных форм организации детей;
3. Проведение опытов по данной теме.
На данном этапе использовали следующие формы работы с детьми:
Системная паутинка по проекту.
Познание:
Наблюдения: «Где мы видим воду» «Что умеет вода»;
• Эксперимент «Круговорот воды в природе;
• Эксперимент «Свойства воды»;
• Эксперимент «Плавучесть предметов в разных средах;
• Эксперимент «Движение воды через корешки растений»;
• Эксперимент «Фонтан»
ФЭМП: «Сколько капелек»; «Сравни рыбок в аквариуме»; «Сравни по длине»
Чтение художественной литературы:
Экологическая сказка «Капелька», «Всё живое нуждается в воде», «Сила дождя и дружбы», и т. п. ;
Загадки, пословицы, поговорки, потешки о воде;
Разучивание стихов (о воде, снеге)
Пополнение книжного уголка книгами по теме «Вода»;
Рассматривание и описание иллюстраций по теме «Вода»
Сочиняем сказку «Что нам облачко на небе рассказало» и «Что нам капелька поведала»
Физическое развитие. Здоровье:
• Советы Мойдодыра.
• Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии хождение «По дорожкам здоровья».
• Закаливание (умывание прохладной водой, полоскание горла и рта после еды кипячёной водой.
• Упражнения: «Через речку», «По мосточку».
• Хороводная игра «Ходит капелька по кругу».
• Подвижные игры: «Дождик», «Ручеек», «Море волнуется», «Лягушка и цапля» и др.
• Этюды психогимнастики «Снежинка», «Я журчащий ручеёк», «Цветочек хочет пить»
Художественное творчество:
• Творческие работы: рисунки: «Круговорот воды в природе», «Жители водоёмов»
• Аппликация: «Водонапорная башня»;
• Конструирование: «Котельная и очистные сооружения в нашем городе»;
• Изготовление лэпбука: «Вода».
Коммуникация. Социализация:
Тематические беседы: «Вода вокруг нас»; «Жители воды»; «Какая вода бывает»; «Водный транспорт»; «Круговорот воды в природе и в быту»
• Что будет, если на Земле исчезнет вода?
• Как происходит круговорот воды в природе и в быту? Что такое круговорот?
• Различные водоёмы тоже могут болеть, как люди. Чем же они болеют и почему?
Труд:
• Вода и комнатные растения (поливаем, вытираем, обсуждаем);
• Вытираем пыль в группе (без воды не обойтись);
• Мытьё игрушек, зеркал;
3. Заключительный этап
Продолжительность: январь 2022г.
Цель: подведение итогов проектной деятельности;
1. Систематизировать знание детей о воде;
2. Оформить лэпбук;
3. Развлечение на тему: «Секреты воды»;
4. Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки»
Результаты
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о воде, узнали, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой и даже газообразной. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности : искать и собирать информацию, сравнивать, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.
Новизна проекта заключается в актуальности темы и в использовании поисково-исследовательского метода в ходе реализации проекта. Практическая значимость проекта заключается в его разработке и внедрении в образовательный процесс в ДОУ, в использовании практических наработок педагогами ДОУ. Таким образом, внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития. Отдавая предпочтение проектному методу обучения, создаются условия для самореализации дошкольников.
Мы считаем, что проект удался, т. к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям.
В дальнейшем мы продолжим работу над данной темой.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к воде. Вода очень нужна всем.