Анна Александровна Калёнова
Исследовательский проект «Почему бычок качается» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В предметной среде группы очень важно предоставлять дошкольникам специальные игрушки и материалы, которые стимулируют их познавательный интерес и активность. Сегодня мы предлагаем педагогом обратить внимание на динамические игрушки, а вернее, народные игрушки, которые не утратили своей ценности и привлекательности.
Методический паспорт проектной деятельности.
Название проекта: «Почему бычок качается?»
Вид проекта: исследовательский.
Длительность работы над проектом: 2 недели.
Публикация «Исследовательский проект „Почему бычок качается“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги, а также вовлекаются дети второй младшей и средней группы.
Проблемное поле. Вносим русскую народную игрушку, например бычка, шагающего по дощечке, и предлагаем детям с ним поиграть. Совместно с дошкольниками наблюдаем за движениями бычка и задаём вопросы: «А по песку он будет двигаться?», «А если его поставить на стол, он будет двигаться?», «Почему он шагает?». Поощряем детей задавать вопросы и пробовать разные действия с бычком. Педагог подводит дошкольников к тому, чтобы у них возникло желание узнать, почему бычок движется. Но, если бычок им знаком, то можно предложить другую игрушку (например, Буратино на турнике).
Цель проекта:
- Развивать познавательные способности дошкольников;
- Учить устанавливать простые связи между собственными действиями и движениями предмета;
- Включать детей в практические эксперименты, которые побуждают задуматься» «Что будет, если я сделаю так?»;
- Воспитывать интерес к народным игрушкам и народным промыслам России.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап. Предлагаем дошкольникам поиграть в динамические народные деревянные игрушки (4-5 вида). Обращаем внимание на особенности движения игрушек и их внешний привлекательный вид. Выбирать необходимо более сложные игрушки, учитывая возраст дошкольников. В совместных играх педагог подводит дошкольников к решению: познакомиться с другими деревянными народными игрушками, которые можно приводить в движение, создать интерактивный мини-музей игрушек и пригласить в него младших дошкольников. Участники проекта намечают план работы: обращаемся к родителям и уточняем, что они знают про народные динамические игрушки, приносим экспонаты для мини-музея, посещаем музей и библиотеку.
Основной этап. Педагог обсуждает с дошкольниками поступающую информацию, организует экскурсии и встречи со специалистами детской библиотеки и музея, а также народными мастерами. Привлекаем дошкольников к созданию мини-музея: каждый самостоятельно придумывает название, и выбираем лучшее из предложенных вариантов, размещаем аккуратно игрушки, подбирают их по направлению (шагающие игрушки, игрушки-каталки, крутящиеся, качающиеся, кувыркающиеся и лазающие). Родитель или педагог в совместной экспериментальной деятельности с динамическими игрушками объясняет детям в доступной форме причину их движения. Обязательно стоит отметить умелые руки мастеров, которые изготавливают такие игрушки для детей. Воспитатель проводит с дошкольниками беседы о различных народных промыслах: федосеевская игрушка, богородская игрушка, городетская игрушка, новинская игрушка и др. Далее организовываем детско-родительскую творческую мастерскую по изготовлению народных игрушек из картона с движущимися деталями. Это могут быть игрушки-дергунчики на верёвочках или на палочках, богородская игрушка «Кузнецы». Предлагаем ребятам игры-соревнования «Чей шарик быстрее прокатится по дорожке кугельбана?», «Чей волчок дольше всех будет крутиться?», «У кого медведь-верхолаз быстрее всех заберётся наверх?» и т. п.
Заключительный этап. Применение дошкольниками полученных умений и знаний в самостоятельной деятельности и совместном общении с детьми и взрослыми (рисование, игры с игрушками, аппликация и лепка народных игрушек, экспериментирование с динамическими игрушками, рассматривание иллюстраций, рассказывание про игрушки ребятам других групп и т. д.) Создаём мини-музей народных игрушек, совместно изготавливаем игрушки бильбоке с детьми младших групп и с ней играем.
Презентация проекта. Ребята приглашают детей младших групп в мини-музей народных игрушек, рассказывают про них и предлагают поиграть малышам в эти игрушки. Возможен такой вариант эффективно использовать такую форму межвозрастного общения: старшие дети распределяются на подгруппы и сами посещают младших детей, приносят с собой несколько игрушек, раскладывают, показывают и рассказывают о них, а затем вместе играют.