Олеся Романова
Исследовательский проект «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в мир насекомых»
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта : среднесрочный
Актуальность: экологическое воспитание - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему.
Цель: формирование представлений о жизни насекомых; воспитание бережного отношения к насекомым.
Публикация «Исследовательский проект „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Задачи: уточнить особенности внешнего вида насекомых, частей тела насекомого, питания, образе жизни, защите от врагов, приносит ли данное насекомое пользу или вред.
1. Планирование
1. Знакомство с божьей коровкой;
2. Знакомство с муравьем;
3. Знакомство с бабочкой;
4. Знакомство с пчелой;
5. Знакомство с жуками (щелкунчик, бронзовка, майский жук и т. д.);
6. Знакомство с мотыльком;
7. Знакомство с пауками.
2. Подготовительный этап
- Подбор иллюстраций о насекомых;
- Подбор художественного слова;
- Подбор дидактических игр (лото, пазлы).
3. Практический этап
1) Знакомство с божьей коровкой
1. Художественное слово: загадки и стихи о божьей коровке. Чтение наизусть русской народной потешки «Божья коровка».
Цель: ознакомление детей с литературными произведениями о божьей коровке, формирование умения слушать.
2. Рассматривание иллюстраций «Какие разные божьи коровки?»
Цель: ознакомление детей с видами божьих коровок.
3. Познавательная беседа «О божьей коровке».
Цели: уточнение и расширение знаний детей о божьей коровке; развитие мышления, памяти.
4. НОД «Наша любимая божья коровка».
Цели: уточнение знаний детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки; развитие активной речи детей.
5. Игра «Соедини точки и увидишь, кто получится».
Цель: развитие мелкой моторики, внимания.
6. Пазл «Собери насекомого».
Цели: развитие мелкой моторики, внимания.
7. Наблюдение на прогулке за божьей коровкой.
Цели: развитие наблюдательности, внимания, памяти.
2) Знакомство с муравьем
1. Художественное слово: сказка Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Цель: ознакомление детей с литературным произведением о муравьях, формирование умения слушать.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением муравьев, их жизни и развития.
Цель: ознакомление детей с внешним видом муравьев.
3. Познавательная беседа «Жизнь муравьев».
Цели: уточнение и расширение знаний детей о муравьях; развитие мышления, памяти.
4. НОД «Муравьи».
Цели: расширение и уточнение знаний детей о внешнем виде, местах обитания, пользе муравьев; развитие активной речи детей.
5. Игра «Соедини точки и увидишь, кто получится».
Цель: развитие мелкой моторики, внимательности.
6. Наблюдение на прогулке за стрекозой.
Цели: развитие наблюдательности, внимания, памяти.
3) Знакомство с бабочкой
1. Художественное слово: загадки и стихи о бабочке. Стихотворение С. Богдана «Бабочка-красавица».
Цель: ознакомление детей с литературным произведением и загадками о бабочке, формирование умения слушать.
2. Рассматривание иллюстраций «Такие разные бабочки».
Цель: ознакомление детей с внешним видом и расцветкой бабочек.
3. Познавательная беседа «О бабочке».
Цели: уточнение и расширение знаний детей о бабочке; ознакомление с разновидностями бабочек, с циклом развития насекомого; развитие мышления, памяти.
4. Игра «Соедини точки и узнай, в кого превратится гусеница».
Цели: развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления.
5. Подвижная игра «Бабочки», по аналогии игры «День - ночь» (дневные и ночные бабочки).
Цели: развитие умения действовать по сигналу, следовать правилам игры.
6. Пазл «Собери насекомого».
Цели: развитие мелкой моторики, внимания.
7. Наблюдение за бабочками на клумбе.
Цели: закрепление знаний о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек; формирование положительных эмоции от разнообразия окрасок бабочек.
4) Знакомство с пчелой
1. Художественное слово: загадки, народная потешка «Вот маленький улей», К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках».
Цели: ознакомление детей с литературными произведениями и загадками о пчеле; развитие памяти, внимательности, формирование умения слушать.
2. Рассматривание иллюстраций «Пчелы, их жизнь»
Цель: ознакомление детей с внешним видом пчелы.
3. Познавательная беседа «О пчеле».
Цели: уточнение и расширение знаний детей о пчелах и их образе жизни; развитие мышления, памяти.
4. НОД «Что мы знаем о пчеле?».
Цели: расширение и уточнение знаний детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе; развитие умения сравнивать и обобщать; закрепление понятия «насекомые».
5. Подвижная игра «Медведь и пчелы».
Цели: формирование умения убегать в разных направлениях, развитие логического мышления, внимания, речи, формирование умения следовать правилам игры.
6. Наблюдение за пчелами на прогулке.
Цели: закрепление знаний о внешнем виде, способе передвижения, питании пчел; уточнение знаний детей о том, какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара.
5) Знакомство с жуками
1. Художественное слово: загадки о жуках, стихотворение Э. Мошковской «Жук в кармане».
Цель: ознакомление детей с литературными произведениями о жуках, формирование умения слушать.
2. Рассматривание иллюстраций «Какие разные жуки!»
Цель: расширение знаний детей о разных видах жуках.
3. Познавательная беседа «О жуке».
Цели: уточнение и расширение знаний детей о жуках; развитие мышления, памяти.
4. НОД «Такие разные жуки!».
Цели: уточнение знаний детей о внешнем виде, местах обитания разных жуков; развитие активной речи детей.
5. Игра «Соедини точки и увидишь, кто получится».
Цель: развитие мелкой моторики, внимательности.
6. Наблюдение на прогулке за жуками.
Цели: развитие наблюдательности, внимания, памяти.
6) Знакомство с мотыльком
1. Художественное слово: чтение сказки А. Гронского «Сказка про Мотылька»
Цель: ознакомление детей с литературными произведениями о мотыльках, формирование умения слушать.
2. Рассматривание иллюстраций «Мотыльки – ночные жители»
Цель: ознакомление детей с видами мотыльков.
3. Познавательная беседа «Мотыльки».
Цели: уточнение и расширение знаний детей о мотыльках; развитие мышления, памяти.
4. НОД «Мотыльки».
Цели: уточнение знаний детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки; развитие активной речи детей.
5. Игра «Соедини точки и увидишь, кто получится».
Цель: развитие мелкой моторики, внимания.
6. Пазл «Собери насекомого».
Цели: развитие мелкой моторики, внимания
7. Наблюдение на прогулке за мотыльком.
Цели: развитие наблюдательности, внимания, памяти.
7) Знакомство с пауками
1. Художественное слово: чтение сказки В. Бианки «Паучок – пилот»
Цель: ознакомление детей с литературными произведениями о мотыльках, формирование умения слушать.
2. Рассматривание иллюстраций «Какие разные паучки!»
Цель: ознакомление детей с видами пауков.
3. Познавательная беседа «Пауки, их польза».
Цели: уточнение и расширение знаний детей о пауках; развитие мышления, памяти.
4. НОД «Пауки».
Цели: уточнение знаний детей о внешнем виде, местах обитания, пользе пауков; развитие активной речи детей.
5. Игра «Соедини точки и увидишь, кто получится».
Цель: развитие мелкой моторики, внимания.
6. Пазл «Собери насекомого».
Цели: развитие мелкой моторики, внимания
7. Наблюдение на прогулке за пауками.
Цели: развитие наблюдательности, внимания, памяти.
4. Результаты проекта
- у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности;
- дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе;
- появилось желание получить больше информации о насекомых.
- игра-викторина «Удивительные насекомые»
Цель: уточнение и закрепление знаний детей о насекомых, их строении, образе жизни и значении в природе.
Работа с родителями по проекту «Путешествие в мир насекомых» :
- подбор энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр о насекомых;
- наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми.
Продукт проекта : создан уголок на участке группы «Мир насекомых», сборник «Художественные произведения о насекомых», комплект иллюстраций «Насекомые» для просмотра с детьми, книжка – раскладушка «Жизнь муравьев», книжка – раскладушка «Жизнь диких пчел».
Цели и задачи проекта достигнуты.
Литература:
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. Планы занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с;
2. Книга для чтения в детском саду и дома: 3-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В. В. Гербова и др. -М. :Издательство- Оникс, 2011. - 336с;
3. Голицина Н. С. «Конспекты комплексно-тематических занятий». Младшая группа. -М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2014.-224с;
4. Козлова Ю. «Я учусь запоминать».-М; Ростов н/ Д:2013.-158с. :ил-(Школа развития).