Гузалия Ильфатовна Филинских
Исследовательский проект «Загадки куриного яйца»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образованием Нижнетуринского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чебурашка»
Познавательно- исследовательский проект «Лаборатория открытий»
Тема: «Загадки куриного яйца»
Составитель:
Воспитатель
Филинских Гузалия Ильфатовна
первая квалификационная категория,
Свердловская область
Г. Нижняя Тура
Февраль 2021
Введение…. 3
1. Основная часть…9
Публикация «Исследовательский проект „Загадки куриного яйца“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Яйцо. Опыты и эксперименты с яйцами
- Темочки
1.1. Разработка проекта….11
1.2. Практическая часть…15
1.3. Технология создания проекта : Познавательно- исследовательскогого проекта «Лаборатория открытий» по теме: «Загадки куриного яйца». ….16
1.4. Мониторинг познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. ….17
2. Заключение…. 23
2.1. Ресурсное обеспечение проекта…. 24
Библиографический список…. 25
Введение
«Небо и земля по всему подобны яйцу-
скорлупа аки небо, плева аки облака,
белок аки вода, желток аки земля»
Иоанн Дамаскин.
Постановка проблемы.
1. Содержательное обоснование проекта.
В рамках современного общества от образовательных услуг ДОУ предполагается создание условий для всестороннего развития личности дошкольника. Одно из условий наших исследований - это сформированность представлений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в многообразии свойств яйца, и использовании яиц не только как продукт питания, но и в других целях используя подручные средства.
В жизненных ситуациях старшие дошкольники еще имеют недостаточный опыт и представления о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
У детей не сформированы знания о строении, свойствах и интересных фактах о яйце, его значимости для полноценного роста и развития организма.
При взаимодействии друг с другом дети проведя опыты с яйцами не используют своей речи термины, соответствующие разным познавательно- исследовательским экспериментам.
В связи с этой проблемой, мы разработали проект, на основе метода познавательно – исследовательского, игрового, творческого. В игровой, творческой, исследовательской форме обогащали знания детей о яйце, Формировать и развивать навыки и интерес у детей к познавательно-исследовательской деятельности, желание познать новое. При этом в детях воспитываются духовно – нравственные ценности, развивается речь, воображение, коммуникативные качества.
Актуальность.
Дети старшего дошкольного возраста находятся у истоков познания, актуальность нашего исследования заключается в том, что каждый может почувствовать себя исследователем, организовав лабораторию, используя подручные средства, показав многообразие свойств куриного яйца.
Основной принцип проекта «Лаборатория открытий» – целостное развитие, ознакомление детей через информацию предложенную в ходе проведения опытов и экспериментов, демонстрирующие процесс взаимодействия яиц с различными веществами.
Чем полезен проект «Лаборатория открытий» по теме: «Загадки куриного яйца» для дошкольников?
- Познавательно - исследовательская деятельность вызывает огромный интерес
у детей.
- Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, на ряду с игровой, творческой, информационной деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, творчества. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Усваивается всё прочно и на долго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Данный проект имеет практическую значимость, поскольку позволяет педагогам разработать методы по формированию представлений детей о строении, свойствах и интересных фактах о яйце, в дошкольном учреждении.
Проблема. Стало очевидным, что без обучения детей через разные формы образовательной деятельности по проекту «Лаборатория открытий» на тему: «Загадки куриного яйца» всестороннее развитие и способности их будут малопродуктивны. Современному обществу требуются новые подходы к организации образовательного процесса. Поэтому мы решили организовать совместную деятельность воспитателей, родителей в познавательно – исследовательской, игровой, творческой деятельности детей.
Проектная деятельность – это эффективная технология, которая успешно внедряется и дает положительные результаты.
Проект : «Лаборатория открытий» на тему: «Загадки куриного яйца», как метод формирования – целостного развития личности, ознакомления детей о строении, свойствах и интересных фактах о яйце через информацию с помощью сети Интернет, в книгах и энциклопедиях по данной теме.
Проект состоит из консультаций для родителей: «Лаборатория открытий»; непосредственно образовательной деятельности, НОД «Секреты знакомых продуктов»; в режимных моментах, п/и «Наседка и цыплята», «Поединки на яйцах»; в самостоятельной деятельности: «Магазин», «Ферма», «Пекарня»; познавательно- речевая деятельность, речетворчество «Золотое яйцо», в сказках например, всем знакома сказка «Курочка Ряба». Смерть «Кощея Бессмертного» была спрятана в яйце. Шалтай - Болтай - персонаж известного многим стихотворения; собственных наблюдений, опытов «Яйцо в бутылке»», «Прыгающий желток», «волшебные яйца», «Крутим яйца», «Кто круче», и экспериментов: «Зеркальное яйцо»», «Прыгающий желток», ««На качелях»»; игровых фокусов «Вертушка», «Волшебное отражение».
Цель познавательно - исследовательского проекта «Лаборатория открытий» на тему: «Загадки куриного яйца».
Изучить строение яйца, интересные факты о яйце, выяснить, какие опыты, эксперименты можно провести, используя куриное яйцо. Расширить представления детей о процессе взаимодействия яиц с различными веществами.
Задачи проекта.
1. Изучить теоретический материал о строении и свойствах яйца.
2. Расширять кругозор детей о яйце.
3. Формировать у детей исследовательские навыки поиск информации в различных источниках
4. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
5. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.
6. Привлечь родителей к участию в проекте.
7. Научить детей совместно со взрослыми проводить эксперименты, демонстрирующие процесс взаимодействия яиц с различными веществами.
8. Узнать используют ли яйцо в культуре и искусстве
9. Сделать выводы о проделанных экспериментах.
Объект исследования : куриное яйцо, используемое в познавательно – исследовательской, игровой, творческой информационной, деятельности.
Предмет исследования : яйцо, используемое в опытах и экспериментах.
Гипотеза. Яйцо не только продукт питания, но и предмет, который может участвовать в экспериментах и опытах различными веществами.
Содержание проекта : «Лаборатория открытий» на тему «Загадки куриного яйца» как метод формирования познавательно – исследовательской, игровой, творческой деятельности у детей в старшем дошкольном возрасте с 5-6 лет. Работа по проекту «Лаборатория открытий» на тему «Загадки куриного яйца» заключается в том, что каждый может почувствовать себя
исследователем, используя подручные средства, а так же совместно с родителями организовать дома лабораторию и провести опыты, эксперименты, фокусы.
У детей происходит развитие личности, мотивация и способность использовать многие физические явления и через них понять физические законы, пользуясь только подручными средствами, в частности куриным яйцом, проведя опыты, реализовывая через различные виды деятельности, охватывая образовательные области ФГОС ДО:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В соответствии с ФГОС ДО, определены задачи совместного проекта, которые представлены в каждой образовательной области (таблица № 1).
Таблица № 1
Образовательная область Задачи проекта
Социально-коммуникативное развитие - Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в исследовательской, творческой, игровой познавательной деятельности;
- самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий при проведении экспериментов, демонстрирующих процесс взаимодействия яиц с различными веществами;
- развитие эмоциональной отзывчивости, нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и родителями;
- формировать у детей исследовательские навыки.
Познавательное развитие - Предполагает развитие любознательности, познавательной мотивации;
- воображения и творческой активности при прослушивании рассказов, стихов, бесед с помощью взрослых;
- формирование представлений разным интересным фактам связаннных с яйцом. Самое маленькое в мире птичье яйцо — это яйцо колибри, а самое большое — у страуса, объектах (форме, размере, материале).
-отображать в ролевых, дидактических играх и играх малой подвижности, знания, наблюдения, экспериментировании с использованием яиц, об окружающем мире, показать значимость, что яйцо не только продукт питания, но и предмет, который может участвовать в экспериментах.
Речевое развитие - Включает владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной речи;
-развитие речевого творчества в сюжетно-ролевых играх, дидактических, подвижных игр, эксперименты, игры - фокусы;
-знакомство с книжной культурой через сказки, скороговорки, потешки, рассказы, детской литературой, раскраски.
Художественно-эстетическое развитие -Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- восприятие музыки в ролевых играх, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование к персонажам – что куриное яйцо не простое, а «золотое» из личного опыта, из произведений, рассказов, бесед, в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия, понимание их нравственных поступков.
Физическое развитие - Выполнение упражнений, направленных на развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук через народные потешки, считалки, поговорки;
- развитие артикуляционного аппарата; овладение играми малой подвижности - пальчиковые, игры с правилами, настольный театр, пальчиковый театр и др.
1. Основная часть
Прежде чем начать работу с детьми и родителями, решили узнать, где используется яйцо в жизни человека. Почитав любимые сказки, литературу и информацию в интернете, пришли к выводу:
Во-первых, яйцо используется в питании, как самостоятельное блюдо, так и в составе других блюд: для приготовления салатов, супов, вторых блюд и теста;
Во-вторых, в сказках Например, всем знакома сказка «Курочка Ряба». Смерть «Кощея Бессмертного» была спрятана в яйце. Шалтай - Болтай - персонаж известного многим стихотворения;
В - третьих, в раствор для постройки церквей часто добавляли яйца.
В-четвертых, в косметологии при изготовлении кремов и масок для лица и тела.
Много интересных фактов связано с яйцом.
1. Самое маленькое в мире птичье яйцо — это яйцо колибри, а самое большое — у страуса.
2. В Австрии есть неофициальный праздник, который называется Всемирный день яйца.
3. Существует памятник яйцу, надпись на нем гласит «Все начинается с яйца».
4. Яйцо считается свежим и сохраняет свои полезные для здоровья человека свойства всего 7 дней. Начиная с 8-го дня, яйцо начинает «усыхать», то есть терять полезные свойства. Поэтому яйца считают диетическими или лечебными только 7 дней, а 8-го дня они только кулинарные и не лечебные.
5. Как лучше хранить яйца – острым или тупым концом вниз? Яйца лучше укладывать острым концом вниз, чтобы желтки располагались по центру. В таком положении яйца смогут «дышать» и дольше сохранять свою свежесть, так как на тупом конце есть больше пор, через которые в яйцо поступает кислород и выходит углекислый газ
6. Яйцо является символом праздника Пасхи.
7. Первые яйца «Киндер-сюрприз» придумал итальянец Микеле Ферреро.
В 1979 г. первая партия шоколадных яиц была продана всего за час.
8. В Пекине в форме яйца есть оперный театр, в Лондоне – современное здание мэрии, а в Москве – есть такой дом.
9. В Испании поставлен памятник «Колумбово яйцо».
Кстати, крылатое выражение «Колумбово яйцо» обозначает неожиданно простой выход из затруднительного положения. По преданию, когда Колумб во время обеда у кардинала Мендосы рассказывал о том, как он открывал Америку, один из присутствующих сказал: «Что может быть проще, чем открыть новую землю?» В ответ на это Колумб предложил ему простую задачу: как поставить яйцо на стол вертикально? Когда ни один из присутствующих не смог этого сделать, Колумб, взяв яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол, показав, что это действительно было просто. Увидев это, все запротестовали, сказав, что так смогли бы и они. На что Колумб ответил: «Разница в том, Господа, что вы могли бы это сделать, а я сделал это на самом деле».
Так из чего состоит куриное яйцо?
Куриное яйцо состоит из : скорлупы, воздушной камеры, белка, желтка. Белок занимает большую часть яйца и окружает желток. Белок жидкий, прозрачный, но если яйцо отварить – он станет белым. Желток занимает среднюю часть яйца. Он гуще, чем белок. В сыром и вареном виде цвет желтка желтый. Воздушная камера - это специальный мешочек заполненный воздухом с тупой стороны яйца.
Вывод: Так как с тупого конца расположена воздушная камера, то яйцо с тупого конца разбить и чистить легче.
Что же представляют собой куриное яйцо сегодня с точки зрения пищевой ценности?
Яйца - полезны для питания человека. Они содержат кальций, железо, марганец, цинк. И нельзя забывать, что яйца – это чистейший белок. В куриных яйцах содержится множество полезных питательных веществ. Кроме того, яйца – это питательный низкокалорийный продукт. В одном яйце содержится 70 килокалорий. В них содержится много витаминов, которые укрепляют мозг, зрение и сердце, улучшают память. У людей, которые постоянно едят яйца, крепкие зубы и здоровые кости. Желток богат витаминами А, Д, Е, которые полезны для человека.
Вывод: В состав яиц входят практически все химические соединения, необходимые для развития зародыша цыпленка, а при употреблении куриного яйца в пищу - необходимые для нормальной работы человеческого организма. А всем ли можно есть куриные яйца? Оказывается, нет. Если у человека аллергия на белок, то куриные яйца ему есть нельзя.
1.1. Разработка проекта
«Лаборатория открытий» на тему: «Загадки куриного яйца» как метод исследования и расширения представлений старших дошкольников по изучению куриного яйца через наблюдения, опыты, эксперименты при взаимодействии с различными веществами.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, родители, воспитатели.
Тип проекта.
Таблица № 2
По доминирующей деятельности участников практико-ориентированный
По составу участников групповой
По срокам реализации краткосрочный (2 недели)
По содержанию Познавательно–исследовательский, игровой, творческий, информационный.
Срок реализации:
01.02.2021 - 12.02.2021г. – «Лаборатория открытий» на тему: «Загадки куриного яйца».
Этапы реализации проекта (таблица № 3).
Таблица № 3
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1. Ценностноориентиро-
ванный -Анализ существующей образовательной базы в дошкольном образовательном учреждении.
- Теоретическое осмысление проблемы.
- Анализ подходов к понятию «Лаборатория открытий», изучение методов и приемов в исследовании, в которых участвует «яйцо».
- Разработка, определение задач формирующего внедрения проекта.
- Формулирует продукт деятельности в использовании обыкновенного яйца
-Вхождение детей в проблему.
-Вживание детей в экспериментально – исследовательскую, игровую, творческую ситуацию.
2. Конст-руктивный -Планирует образовательную деятельность, решает задачи проекта «Лаборатория открытий» теме: «Загадки куриного яйца».
-Организует образовательную деятельность в разных формах, применяя методы расширения старших дошкольников 5-6 лет, о использовании обыкновенного куриного яйца в экспериментах, опытах, фокусах, играх.
-создание развивающей среды,
-подбор информационных ресурсов, энциклопедической и художественной литературы. -Вовлечение детей в образовательный процесс посредством разных форм деятельности:
-познавательные занятия,
-беседы,
-дидактические развивающие игры и упражнения,
-сюжетно-ролевые игры,
-эксперменты и опыты,
- ипользование мультимеда,
-фото,
-картотека опытов,
-конкурсы, развлечения, праздники.
3. Практический - Проводит НОД и другие формы образовательной деятельности со старшими дошкольниками и подготовку непрерывной интегрированной образовательной деятельности.
- Консультирует и контролирует педагогов и родителей по теме проекта.
- Практическая организация и внедрение проекта в образовательный процесс.
- Организация реализации методов, методик, программы в соответствии с целью и задачами проекта.
-Закрепление знаний, умений и навыков по теме проекта «Лаборатория открытий» на тему: «Загадки куриного яйца» с использованием метода исследования и расширения представлений старших дошкольников по изучению куриного яйца через наблюдения, опыты, эксперименты при взаимодействии с различными веществами.
-НОД «Секреты знакомых продуктов», свободной деятельности.
-В режимных моментах:
п/и «Наседка и цыплята», «Поединки на яйцах»;
-В самостоятельной
деятельности:
«Магазин», «Ферма», «Пекарня»;
Познавательно – речевая
деятельность:
речетворчество-«Золотое яйцо», в сказках: всем знакома сказка «Курочка Ряба». Смерть «Кощея Бессмертного» была спрятана в яйце. Шалтай - Болтай - персонаж известного многим стихотворения;
-Собственных наблюдений, опытов «Яйцо в бутылке»», «Прыгающий желток», «волшебные яйца», «Крутим яйца», «Кто круче», и экспериментов: «Зеркальное яйцо»», «Прыгающий желток», ««На качелях»»; игровых фокусов «Вертушка», «Волшебное отражение».
4. Заключительный -Представление продукта деятельности, познавательно-исследовательских, творческих, игровых, информационных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет на интегрированных занятиях.
-Осуществляет проведение непрерывной образовательной деятельности для педагогов и родителей, а так же на методическом объединении, оформление презентации.
- Анализ результатов внедрения проекта в образовательный процесс.
-Представление рекомендаций для родителей в рамках обеспечения условий по формированию представлений познавательно-исследовательского, творческого, игрового и начала.
-Активная познавательно-исследовательская, творческая, игровая деятельность детей 5-6 лет, через игровые ситуации на занятиях, в режимных моментах, в самостоятельной, свободной, познавательно- речевой деятельности.
1.2. Практическая часть
Результат проектной деятельности – это проект : «Лаборатория открытий» на тему: «Задки куриного яйца» как метод исследования.
-Это наблюдения, поисковая работа, расширения представлений старших дошкольников по изучению куриного яйца через наблюдения, опыты, эксперименты, поисковой работы, при взаимодействии с различными веществами, в различных видах деятельности.
Расширить представления старших дошкольников 5-6 лет о пользе, строении и использовании в экспериментах по изучению и исследованию куриного яйца.
Мы начали с изучения литературы, а потом перешили к практическим опытам. Самое главное, как отличить сырое яйцо от вареного. Для этого мы провели исследования, опыты, эксперименты, по изучению «необычного» яйца, проанализировав его состав, перешли к использованию материалов подручных средств.
В работе по формированию качеств детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательских, творческих, информационных, экспериментальных видах «Лаборатория открытий» по теме: «Загадки куриного яйца, используются разные формы работы.
Формы работы:
-Консультации для родителей: «Лаборатория открытий»; непосредственно образовательная деятельность, (НОД) «Секреты знакомых продуктов», интегрированная непосредственно образовательная деятельность с детьми (НОД) «Яйцо как форма зарождения жизни»; режимные моменты: п/и «Наседка и цыплята», «Поединки на яйцах»; самостоятельная деятельность: «Магазин», «Ферма», «Пекарня»; познавательно - речевая деятельность, речетворчество «Золотое яйцо», в сказках, загадках, например, всем знакома сказка «Курочка Ряба», «Курочка и яйцо», Смерть «Кощея Бессмертного» была спрятана в яйце. Шалтай - Болтай - персонаж известного многим стихотворения; художественно – эстетическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) : «Волшебное яйцо», «Яйцо в рисунке»; устные народные – песни, хороводы: «Курочка и цыплята», «Золотые яйца», «Красное яичко»; конкурс: «Найди яичко», народные игры: «Раскрути яйцо», «Солнышко в яичке», пасхальная игра: «Долба-долба!», «Катание яиц»; дидактические игры: «Хоп - об лоб»; развивающие игры: «Яичко для курочки». Поделки руками детей совместно с родителями. Собственные наблюдения, опыты: «Яйцо в бутылке», «На качелях» «Прыгающий желток», «Волшебные яйца», «Крутим яйца», «Кто круче», и экспериментов: «Зеркальное яйцо»», «Прыгающий желток»; игровых фокусов «Вертушка», «Волшебное отражение».
1.3. Технология создания проекта «Лаборатория открытий» на тему: «Загадки куриного яйца» как метод расширения представлений старших дошкольников в исследовании и изучении куриного яйца через наблюдения, опыты, эксперименты при взаимодействии с различными веществами, в различных видах деятельности дошкольного учреждения.
Участники проекта.
Дети старшей дошкольной группы (5-6 лет, родители, воспитатель.
Руководители проекта.
Воспитатель – Филинских Гузалия Ильфатовна.
В проектной деятельности ребенок имеет возможность участвовать в обсуждении темы проекта, рассказывать (представлять продукт своей деятельности – беседовать с ребёнком совместно с родителями, о том, что яйцо не только продукт питания, но и предмет, который может участвовать в экспериментах, выбирать определенный вид деятельности. Педагог готовит предварительный план решения проблемы.
«Лаборатория открытий» на тему «Загадки куриного яйца».
Схема планирования в разных видах деятельности дошкольный возраст
Дети 5-6 лет.
Индивидуальная, групповая, беседа с родителями.