Ксения Митина
Исследовательский проект «Финансовая грамотность — от теории к практике»
▼ Скачать +Заказ
Вид проекта: долгосрочный, исследовательский проект.
Участники проекта: воспитанники старшей группы детского сада «Надежда» с. Рамзай, родители, воспитатель.
Продолжительность проекта: 3 месяца
Актуальность проекта
Публикация «Исследовательский проект „Финансовая грамотность — от теории к практике“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
В современном обществе дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами и рекламой. Дети ходят за покупками в магазин вместе с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. В процессе знакомства детей с экономической стороной жизни, дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое. В этом заключается актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта – содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создание мотивации у дошкольников для повышения финансовой грамотности, апробация методических приемов финансовой грамотности детей в МБДОУ детский сад «Надежда» с. Рамзай.
Задачи:
Практическая задача: развитие у детей потребности к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе и семье.
Образовательная задача: ознакомление с основными финансово-экономическими категориями.
Развивающая задача: развивать у детей интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний в жизне, развивать способность затеять игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Воспитательная задача: воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставлять их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств ребенка. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
Перечень основных мероприятий:
1. Изучение методической литературы в рамках нашего проекта.
2. Знакомство родителей с задачами и содержанием экономического воспитания детей в детском саду и в семье.
3. Участие родителей в мероприятиях по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (ярмарки, праздники, конкурсы).
4. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике.
5. Создание разносторонней развивающей среды в группе: проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых экономических ситуаций, беседы с обсуждением на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
5. Консультации для родителей.
6. Экскурсии в магазин и на почту.
6. Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.
Ожидаемый результат реализации проекта:
1. Использование в игровой деятельности детей основные экономические понятия и категории, с которыми дети познакомились в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Приобретение у дошкольников первичного экономического опыта, владение навыком устанавливания разумных экономических отношений в различных сферах жизнедеятельности.
3. Получение родителями дополнительных знаний по экономическому воспитанию детей.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
5. Развитие у дошкольников самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Реализация проекта включает три этапа.
Подготовительный этап – методическая и организационная подготовка проекта, март 2022г.
1. Составление поэтапного плана работы проекта;
2. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
3. Подбор необходимого оборудования и пособий для реализации проекта о финансовой грамотности.
Практический этап - формирование основ финансовой грамотности в ходе практической работы, осуществление основных мероприятий проекта, апрель 2022г.
1. Беседы с обсуждением на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?».
2. Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников».
3. Просмотр фотоальбома «Достопримечательности г. Пенза», «Природа г. Пензы»
4. Просмотр презентации: «Люди каких профессий трудятся в г. Пенза»
5. Аппликация на тему: Друзья Гнома Эконома
6. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница»
7. Работа с родителями. Создание поделки на тему «Расходы семьи»
8. Дидактическая игра «Какие бывают доходы»
9. Занятие на тему «Что такое деньги», «История возникновения денег»
10. Сюжетно-ролевая игра «Банк», «Сберкасса»
11. Экскурсия в продуктовый магазин «Маленькие покупки»
12. Экскурсия на почту.
13. Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть»
14. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»
15. Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
16. Проведение совместно с родителями следующих мероприятий: «Ярмарка», «Аукцион детских работ».
Заключительный этап - подведение итогов проекта, диагностика уровня финансовой грамотности у детей, выслушивание мнения родителей о результативности проекта, май 2022г.
Полученные результаты
1. Дети научились понимать и ценить окружающий их предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
2. Появилось уважение к людям, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
3. Дети научились понимать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость каждого продукта зависит от его качества;
4. Дети узнали каким должен быть человек – хозяин: бережливым, расчётливым, экономичным, трудолюбивым, но одновременно и щедрым, благородным, честным, он должен уметь сопереживать и ценить свой труд.
5. Научились контролиовать свои потребности в соответствии с возрастом и доходом семьи.
Проект «Финансовая грамотность - от теории к практике» позволил совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к финансовым знаниям.