вероника георгиева
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного на тему :
Тема: «Развитие познавательной активности, потребности детей в творческом самовыражении с помощью простейших опытов с музыкальными и немузыкальными звуками»
Публикация «Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста „Музыкальная лаборатория“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2022
Цель: Развивая у детей познавательную активность, способствовать развитию музыкальности, креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, интереса к миру звуков
«Ум – это не сосуд, который
нужно наполнить, а факел,
который необходимо зажечь».
Плутарх
Условия для реализации проекта :
Музыкальное развитие ребенка начинается еще до его рождения», начиная с 6 месяца внутриутробного развития, зародыш не только слышит биение сердца матери, звучание ее голоса, музыку, шумы, его мозг анализирует звуки, пытается их различать. Малыш растет, становится крепче, умнее, у него появляется жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых знаний, в том числе о мире звуков.
Но зачастую мы, взрослые, не даем возможности ребенку в полной мере насладиться звуками дудочек, барабанчиков и т. п., исследовать различные бытовые предметы (кастрюли, бокалы, коробочки, палочки и т. д., которые издают звуки. Эта громкая какофония мешает, раздражает, и мы думаем: «Лучше бы малыш что-нибудь тихо рисовал или смотрел мультфильмы», тормозя у ребенка развитие познавательной активности, интерес к музыке, потребность в творческом самовыражении.
Наблюдая за реакцией детей на небольшие музыкальные пьесы, пришла к выводу, что большинство дошкольников вроде бы слушают музыку, но по-настоящему ее не слышат, не могут назвать звучащий объект, если его не видят. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, на первом этапе необходимо не учить ребенка слушать музыку, а заинтересовать его звуками окружающего мира, звуками, которые он слышит в жизни. Организуя на занятиях эксперименты со звуками, вызвать у детей желание самим изготовить звучащие игрушки, используя в играх, и как следствие придет желание наслаждаться музыкой.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
-создавать условия для творческого самовыражения, свободного экспериментирования ребенка со звуком, учитывая его индивидуальные возможности.
-развивать познавательную активность в процессе знакомства со звуком и его свойствами, дифференцировать шумы и звуки;
-вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
-развивать природную музыкальность детей, фантазию, ассоциативное мышление и воображение в звукоподражательных играх со словом, инструментами при озвучивании стихов и сказок.
-поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;
-расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
Теоретическая база
Известно, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно – действенным и наглядно-образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на наглядных и практических методах. Еще такие классики педагогики как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и другие выступали за использование активных методов обучения. В ряде исследований современных ученых и практиков (Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьяков) обращается внимание на организацию деятельности экспериментирования.
В качестве основного вида поисковой деятельности Н. Н. Поддъяков выделяет особую детскую деятельность – экспериментирование, в которой ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью их более полного познания и освоения.
На поиск новых путей в развитии у детей познавательной активности, природной музыкальности, творческого самовыражения, меня вдохновили: пособие «Детское экспериментирование», программа: «Звук – волшебник», а так же пособие Т. Э. Тютюнниковой по элементарному музицированию с дошкольниками «Игры со звуками».
Актуальность и перспективность проекта
Вопрос о важности музыкального воспитания детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка. Общие исследования последних лет в области физиологии (Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаева, А. Л. Сиротюк и др.) мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой помогает детям в усвоении математики и языков.
В ФГОС ДО деятельности воспитателя, (музыкального руководителя) определяется как «организация познавательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск».
Экспериментирование со звуками, игра на сделанных своими руками музыкальных игрушках не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность, воспринимается как игра благодаря использованию новых развивающих технологий:
-экспериментирование (проблемные вопросы и поисковые ситуации);
-личностно – ориентированные (уважение интересов, любых индивидуальных творческих проявлений, мотивация, создание ситуации успеха);
-коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
-игровые (оригинальность сюжета).
Принцип не только всесторонне учитывать возрастные возможности детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений, предоставление возможности выбора, создание ситуаций успеха каждому ребенку.
Это позволит дошкольнику найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.
Были определены основные принципы, которые легли в основу проекта :
1. Принцип целенаправленности
-учитывает, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития познавательных и музыкально – творческих способностей.
2. Принцип систематичности и последовательности.
Работу по экспериментированию со звуковым материалом необходимо проводить в определенной системе, последовательности.
Исследование проводится поэтапно :
1 этап – накопление впечатлений, постановка проблемы.
2 этап – проведение эксперимента, опыта.
3 этап – проведение дидактических игр, закрепляющих знания, полученные в ходе экспериментальной деятельности,
4 этап – процесс изготовления инструмента, поиск творческих решений
5 этап – самостоятельное изучение детьми возможностей инструмента – звуковой игрушки.
6 этап– применение изготовленного инструмента для озвучивания стихов, сказок, совместно с музицированием.
3. Принцип доступности.
Опираясь на него, необходимо учитывать возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
4. Принцип наглядности.
Необходимо тщательно продумывать:
- дидактические цели использования наглядности,
- методику показа,
- количество наглядности и последовательность демонстрации,
- сочетание определенных видов наглядности.
5. Принцип интегрированного подхода.
6. Принцип воспитывающего, развивающего, проблемного обучения. -правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; воспитывать любовь и интерес к различным видам музыкально – творческой деятельности.
7. Принцип прочности.
Стремление эффективно реализовывать требования
вышеперечисленных принципов, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.
Таким образом, процесс экспериментирования со звуком способствует развитию познавательной активности, природной музыкальности, креативного потенциала дошкольников.
Новизна проекта :
Анализ образовательных программ выявил, что в них недостаточно раскрыто содержание способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию. Экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс раскрыт слабо, и то, не касаясь области музыкального развития.
Основой проекта является не только комбинирование исследовательских методов с принципами технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» и использованием материалов по изготовлению шумовых инструментов образовательной программы Т. Н. Девятовой «Звук – волшебник». Предлагаю нестандартные приемы, методы, формы и средства организации музыкального развития детей, использование которых способствует развитию познавательной активности,
Главной отличительной чертой является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способности к музыкальному творчеству.
Адресность проекта :
Опыт, который будет получен в ходе реализации проекта по развитию природной музыкальности, познавательной активности, потребности детей в творческом самовыражении, свободного экспериментирования ребенка со звуком, в детском саду может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям.
Тематическое планирование занятий может быть использовано педагогами в кружковой работе.
Трудоёмкость проекта :
Данную работу может провести любой музыкальный руководитель, заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Многие рекомендации могут использовать также родители.
Организация данной работы не трудоемка, при наличии методической базы и соответствующей подготовки педагога. Тем не менее, в рамках обычного музыкального занятия сложно решить эти задачи. Необходимы специально организованные занятия, группами не более 8-10 человек.
Трудности при реализации данного проекта могут заключаться в :
-планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-подборе оборудования и материалов;
-применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.
Технология проекта :
Основная идея опыта работы - развитие познавательной активности, креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, как в форме опытно-исследовательской деятельности, так и в практическом применении полученных знаний (изготовление звуковых игрушек - самодельных музыкальных инструментов, применение их для озвучивания сказок, стихов, групповое музицирование).
Для успешного осуществления цели был составлен учебно–тематический план работы по развитию музыкальных, познавательных способностей, потребности детей в творческом самовыражении.
Учебно–тематический план включает в себя использование кроме основных видов музыкальной деятельности опытно – экспериментальную деятельность, работу в музыкальной мастерской по изготовлению звуковой игрушки - самодельного музыкального инструмента, освоение приемов игры и звук извлечения на нем, музицирование, озвучивание стихов и сказок.
Остановлюсь на некоторых этапах работы с дошкольниками.
Проведение опытов, экспериментов.
При организации детского экспериментирования со звуками очень важен личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику:
-заинтересовывать ребенка творческим занятием, но не заставлять его;
-набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;
-не сдерживать эмоциональную активность ребенка, чтобы он мог покричать, попрыгать от восторга и т. д.
-обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей (успех в самом начале — важное условие).
Комбинируя элементы известных методик, можно проводить разные виды занятий:
-Интегрированные занятия включают в себя проведение опыта или исследования, музыкальную деятельность, ручной труд;
-Занятия - опыты, эксперименты проводятся в увлекательной, игровой форме, часто от имени придуманных героев. Дети с удовольствием вступают в контакт с героем, отвечают на его вопросы, прислушиваются к советам.
-Для повышения творческой активности можно проводить циклы тематических занятий по ознакомлению с шуршащими (бумажными, деревянными и металлическими звуками.
-Игровые занятия-сказки помогают раскрепостить ребенка; проверить прочность приобретенных знаний; судить о детской самостоятельности; выявлять их творческие возможности.
-Занятия – путешествия всегда вызывают интерес у дошкольников.
В работе по реализации проекта можно использовать технические средства обучения: телевизор, DVD плеер, проектор мультимедиа, музыкальный центр, компьютер.
Результативность проекта :
Обычно результаты работы с детьми музыкальный руководитель показывает на утренниках, развлечениях, это в основном танцевальные композиции, выразительное исполнение песен. Результаты работы по экспериментированию со звуковым материалом очень сложно представить в концерте. Только мониторинг, проводимый в течение года, позволяет проследить развитие познавательных, творческих и музыкальных способностей.
В процессе экспериментальной деятельности, творчества у дошкольников повышается уровень развития музыкальных способностей, интерес к миру звуков — в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
Сделав своими руками звучащую игрушку, ребёнок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. Дети, которые были замкнуты, благодаря поисковому методу, экспериментированию, игре на собственном музыкальном инструменте раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.
На основании вышеизложенного, можно сказать, что развитие экспериментирования со звуковым материалом у детей в дошкольном учреждении имеет важнейшее значение для познавательного, музыкального и творческого развития детей, а также поможет заложить фундамент умственного развития дошкольника и гармонично-развитой личности в нашем обществе в будущем.
Опознание и сравнение звуков, шумов, музыкальных инструментов.
«Эхо».
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, водящий (ребенок) в центре круга. Дети движутся по кругу и речитативом произносят слова:
Магомед (имя водящего, ты у нас в лесу!
Мы тебя зовем: «Ay!».
Ну-ка, глазки закрывай,
Кто зовет тебя, узнай!
Водящий внутри круга выполняет действия, соответствующие тексту и игровой ситуации.
Один из стоящих в кругу (его определяет педагог) зовет водящего: можно назвать по имени, крикнуть: «Ау!», издать какой-нибудь звук, подражая зверю, птице, насекомому и т. д.
Водящий, определив, откуда доносится звук и его автора, начинает движение к нему с закрытыми глазами, чтобы удостовериться в правильности своего решения. Если догадка оказалась верной, водящий и позвавший меняются местами.
Игра повторяется.
«Шумовой оркестр»
Педагог просит детей быть внимательными и показать, и назвать, какой
из инструментов (флейта, бубен, ложки, маракасы, ксилофон) «He молчал, а играл» или «He играл, а молчал» (используются два-три инструмента). Ребенок, стоя спиной к педагогу, слушает, а затем, повернувшись, показывает и называет «молчавший» или «игравший» инструмент. Когда все музыкальные инструменты будут названы, дети разбирают их: каждый
берет тот, звучание которого он отгадал. Исполняют в той же последовательности, в которой угадывали звучание, простой ритмический рисунок - сначала по одному, потом все вместе.
«На чем играю?»
Дети сидят на стульях. Педагог один за другим показывает музыкальные
инструменты одной группы (румба, бубен, треугольник, колокольчик, металлофон или ложки, ксилофон, деревянные палочки и т. д., знакомит детей с их звучанием, затем прячется за ширму и играет на одном из них - дети должны узнать его по звучанию. В следующий раз музыкальную загадку загадывает кто-то из детей (по очереди все оказываются в роли
водящего).
В конце под оркестровую запись дети, каждый на своем инструменте, играют музыкальный отрывок, где солируют ударные, духовые, струнные инструменты.
«Колыбельная».
У педагога в руках игрушка (любая, которую он укачивает под
колыбельную: под громкую музыку движения размашистые, а пение достаточно громкое; и наоборот, когда музыка звучит тише, движения становятся спокойнее, а голос тише. Игрушку под музыку передают по кругу - все дети, сидя в позе лотоса, по очереди показывают, как они укачивают свое дитя.
«Голос леса».
Дети слушают завывание вьюги, щебетание птиц, шелест листвы, журчание
ручейка, шум прибоя и Т. д. (кассета «Голоса леса») и рисуют отгадки (кто или что издает такие звуки). Все рисунки-отгадки помещают на выставку.
Игра с бубном. Дети стоят в кругу, один ребенок с бубном в руках стоит в середине.
1 часть (полька) - ребенок бьет в бубен, а дети танцуют на месте кто как хочет.
II часть - дети, закрыв глаза, садятся на корточки; водящий выходит из круга, проходит с бубном сзади сидящих детей и бесшумно кладет его за спиной одного из них; с последним аккордом все дети, не оборачиваясь, ищут бубен за спиной. Тот, у кого он оказался, выходитьв круг.
III часть - водящий ребенок танцует, остальные хлопают в ладоши. Затем игра повторяется с новым водящим.
«Горячо-холодно».
С помощью считалки выбирается водящий. Он прячет игрушку (любую)
и получает музыкальный инструмент (погремушка, барабан, бубен, дудка, маракас, предлагает найти игрушку, ориентируясь на силу звука музыкального инструмента : чем ближе ребенок к спрятанной игрушке, тем более громкий звук извлекает водящий. При повторении игры музыкальный инструмент заменяется на другой.
Игры-эксперименты.
«Музыка или шум?»
Цель: научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.
Материал: металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.
Ход опыта. Дошкольники рассматривают предметы (музыкальные и шумовые).
Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию испрашивает, знают ли ребята эту песенку. Затем выясняет, получится
ли она, если просто постучать по кубику. (Нет.) Как назвать то, что получится? (Шум.)
Дети рассматривают коробочки со «звуками, заглядывая в них и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему.
(Нет, так как разные предметы «шумят» по-разному.) Затем дошкольники извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
«Откуда берется голос?»
Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материал: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
Ход опыта. Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом.) Откуда выходили громкие звуки? (Из горла.) Ребята подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише
и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко - в горле что-то дрожало; когда говорили шепотом - дрожания не было. Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи ( голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: из нее извлекается тихий звук, если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громче. (Дернуть посильнее – звук усилится.) Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет
голосовые связки.
«Как появляется песенка?»
Цель: выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера.
Материал:
Материал: ксилофон, металлофон, деревянная линейка.
Ход опыта. Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию (например «Чижикпыжик», затем повторить эту мелодию на другом регистре. Выясняем, одинаковоли звучали песенки.
(Первый раз - нежнее, второй - грубее.) Обращаем внимание на размер трубочек инструмента, повторяем эту же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у трубочек большого размера звук грубее (ниже, у маленьких - тоньше (выше). В песенках встречаются высокие и низкие ноты.
«Как сделать звук громче?»
Цель: выявить причину усиления звука.
Материал: пластмассовая расческа, рупор из картона.
Ход опыта. Взрослый предлагает дошкольникам выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев - получается звук. Ребята сами объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески. (Зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха - и слышится
звук.) Звук очень тихий, слабый. Ставим расческу одним концом на стул. Повторяем опыт.
Выясняем, почему звук стал громче (в случае затруднения можнопредложить одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время - легонько пальцами коснуться стула). Что чувствуют пальцы? Делаем вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше - и звук получается громче. Педагог предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец рас’ чески к разнообразным предметам: столу, кубику, книге, цветочному горшку и т. д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет).
Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки. (Колебания.) Стал ли звук громче? (Звук усилился.) Какой прибор часто используют капитаны на кораблях, когда отдают команды? (Рупор.) Дошкольники берут рупор, уходят в самый дальний конец
помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через него. Делается вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.