Ирина Югатова
Исследовательский проект «Чудесный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 185 города Тюмени
(МАДОУ д/с № 185 города Тюмени)
«Чудесный песок»
Автор: Югатова Ирина Александровна,
Воспитатель МАДОУ д/с № 185,
Участники проекта :
Югатова Ирина Александровна,
Воспитатель МАДОУ № 185,
воспитанники 2 младшей группы «Сказка»
МАДОУ д/с № 185, родители,
«Дети не любят игрушек неподвижных,
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
законченных, которые они не могут
изменить по своему желанию …
лучшая игрушка та, которую он может
заставить изменяться … для детей
лучшая игрушка – куча песка».
(К. Д. Ушинский)
Краткая аннотация
В данной работе рассказывается об одной из инновационных технологий в работе с младшими дошкольниками – песочной терапии, с помощью такого нового материала, как кинетический песок.
В проекте представлены познавательно – исследовательские мероприятия в ходе, которых происходит развитие сенсорных восприятий, творческих способностей, а так же развитие эмоциональной сферы ребенка.
1. Актуальность:
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов детских садов искать новые, интересные методы и технологии в своей работе.
Одна из таких технологий это песочная терапия. Песок – это универсальное средство для творчества и терапии, который, так же, развивает познавательную деятельность детей и сенсорное восприятие.
Развитие сенсорики, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.
Так же для всестороннего развития ребенка важное место занимает эмоциональная сфера. Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте с практической и игровой деятельностью. Также в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать.
Работа с песком- одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе игры с песком ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Одной из таких новых методик является работа с кинетическим песком.
Таким образом, актуальность системного подхода во всестороннем развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Тип проекта : Познавательно – исследовательский.
Возраст участников: Воспитанники 4 лет, родители, воспитатель.
Срок реализации проекта : Краткосрочный (2 недели).
2. Цели проекта :
1) Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представлений).
2) Развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование кинетического песка в продуктивных видах деятельности.
3) Развитие познавательных и творческих способностей в ходе игры с кинетическим песком.
Постановка проблемы:
1. В ходе работы с детьми обратила внимание на плохо развитую мелкую моторику детей раннего возраста.
2. В планировании не достаточное количество работы по сенсорному развитию детей.
3. Однообразие игровых методов и приемов по сенсорному развитию детей младшего возраста
3. Задачи проекта :
1) Формировать интерес к работе с кинетическим песком.
2) Познакомить детей с понятиями цвет, форма, размер через использование работы с кинетическим песком.
3) Сформировать у детей представления о кинетическом песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.
4) Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение).
5) Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
6) Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы.
7) Развивать речь ребенка.
8) Развивать эмоциональную сферу ребенка.
9) Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности (лепке).
10) Гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.
4. Содержание реализации проекта
4.1 Этапы работы над проектом :
1 этап – Подготовительный:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта
2. Изучение методической литературы
3. Подбор необходимого для работы материала
4. Пополнение развивающей среды
5. Составление плана проектной деятельности
2 Этап – Основной: Реализация поставленных задач; творческая, исследовательская, совместная деятельность.
3 Этап – Заключительный: Обобщение результатов работы, подведение итогов.
4.2 Ожидаемые результаты проекта :
1. Разработка новых методов работы по развитию сенсорных представлений и мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью кинетического песка с использованием игровых приемов.
2. Внедрение данных методов работы:
- использование игровых технологий в процессе непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию;
- создание развивающей среды, способствующей развитию сенсорных представлений детей раннего возраста.
3. Повышение уровня развития мелкой моторики и сенсорных представлений у детей раннего возраста.
5. Описание реализации проектной деятельности
Для своей работы мы выбрали такой сравнительно новый материал, как кинетический песок.
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен, это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая стабилизирует эмоциональное состояние. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.
Дети не чувствуя усталости, могут играть с песком часами, сооружая различные постройки, делая различные песочные фигуры.
Разрушая и снова сооружая. … Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений.
Несмотря на то, что песок кажется совершенно нам понятным и простым, на самом деле это удивительный материал. Его с удовольствием используют в игре дети.
Кинетический песок - это инновационный песок, который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей.
Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % (Е 900, связывающей его частицы между собой.
Кинетический песок не зря называют «живым» и уникальным, он обладает отличными свойствами, успешно используется для развития и терапии. Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование песком на световых планшетах, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и пр. Сейчас, хотелось бы остановиться на кинетическом песке и рассмотреть подробнее методы работы с ним, ведь не зря говорят «волшебный» песок, упоминая песок кинетический.
Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры. Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие
Цель использования кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трех лет) — это развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора. Увлекательная игра в песок развивает мышление, память, внимание, воображение. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического эксперементирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к активному развитию.
Занятия с кинетическим песком формируют уверенность в себе, способствуют эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации. С помощью песочных игр можно корректировать поведение ребенка, его эмоционально - личностные качества.
Какой эффект можно увидеть практически сразу, на первом занятии?
Ребенок расслабляется, уходит напряжение, происходит адаптация к новому месту и коллективу, меняется фон настроения на положительный, ребенок «раскрывается», вовлекается в самостоятельную или совместную деятельность, активно задействуется речь и коммуникативные навыки.
В последующем, после регулярных занятий, происходит то самое «волшебство», начиная от развития моторики, сенсорики, речи и заканчивая коррекцией гиперактивности, застенчивости, агрессивности.
Игры с таким песком можно использовать как часть развивающего занятия или как полное занятие. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливать жестких рамок и правил, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка. Образовательную деятельность следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
Таким образом, игры с кинетическим песком для детей полезны. Играя с кинетическим песком, ребенок развивает свою фантазию, воображение, внимание, память, мелкую моторику рук, речь, коммуникативные навыки, усидчивость, умение различать цвета, фигуры.
В начале работы мы сформулировали правила работы с песком
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
А в завершении работы вспомнили правило – «После игры с песком – помой руки!»
Были проведены беседы «Кому нужен песок?», «Как человек использует песок», в ходе которых дети узнали откуда появился песок, кому нужен песок, какой бывает песок (Жёлтый, белый, коричневый, что делают из песка (бумагу, стекло, фильтры для воды, зачем нужен песок на дорогах.
С детьми были проведены опыты с песком, дети узнали о некоторых свойствах песка; Мы узнали, что обычный песок сухой (тёплый, сыпучий, из него нельзя делать пирожки, а кинетический песок более липкий и влажный и из него можно лепить пирожки всегда. Мы познакомились со свойством кинетического песка держать форму (лепили куличики, пирожки для куклы, разрезали ножом получившиеся фигурки на части. Сделанные из нашего песка фигурки очень прочные, но как только давление сверху достигает определенного предельного веса – строение рушится (игра «Кто выше», так же мы узнали о свойстве песка сохранять отпечатки (игра «Наши ладошки», «Геометрические фигуры», «Трафареты»
Ребята так заинтересовались, что предложили изготовить кинетический песок своими руками. Мы поискали в источниках и нашли рецепт, после чего вместе попробовали сделать такой песок.
Вместе детьми разучили стихи и загадки о песке.
Для родителей была проведена консультация «Игры с песком». Для обогащения развивающей среды некоторые родители сделали макеты из песка, в которые дети с удовольствием играют, разыгрывая разные театрализованные сценки, разыгрывают сказки. Вместе с детьми мы создали заселили целую «Песочную страну». В завершении работы для родителей была проведена фотовыставка «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители»
В ходе совместной деятельности «Напечем мы куличи» дети занимались лепкой пирожков и куличей и угощали ими куклу Дашу. Так же мы рисовали песком на листе бумаги и познакомились с техникой рисования цветным песком. Реализуя данный проект, нами были выбраны методы и приемы работы с детьми, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей младшего дошкольного возраста: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элемент загадочности, использование музыки.
6. Результаты реализации проекта
Целью нашей работы было развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование кинетического песка в продуктивных видах деятельности.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.
Использование такой технологии, как кинетический песок улучшило эмоциональный настрой детей, в ходе исследовательской деятельности дети сами открыли для себя новые знания, так де эта работа улучшила сенсорные навыки детей и обогатило словарный запас.
Именно проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.
7. Перспективы проекта
Создание в группе центра кинетического песка, дальнейшая работа по внедрению методики в различные образовательные области.
8. Заключение
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо включать занятия по сенсорному развитию, дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
В ходе проекта : дети познакомились с: основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, научились создавать собственные песочные композиции и подбирать необходимый материал (игрушки) для игры с кинетическим песком. В результате чего у них развились:, познавательные процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, тактильная «чувствительность» как основа развития «ручного» интеллекта ребенка, творческие способности (креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение, речевые и коммуникативные навыки; расширился словарный запас детей; совершенствовалась игровая деятельность, укрепилось психическое здоровья ребенка.
Работа с кинетическим песком способствует: развитию речи; развивает мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы; снимает эмоциональное напряжение, агрессию; развивает коммуникабельность; делает ребенка увереннее в себе; развивает познавательный интерес; развивает психические процессы. ; развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику рук; воспитывает эстетическое чувство; воспитывает аккуратность.
Такая работа имеет большое практическое значение и будет продолжена на следующий учебный год.
Список литературы и Интернет-ресурсы:
1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : 2007.
2. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: вторая группа раннего возраста - М. : 2015.
3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПБ. : 2008.
4. Сапожников О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М. : 2015.
5. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб. : 2007.
Что такое кинетический песок и его общие характеристики? https://klubmama.ru/sovety-roditelyam/detskie-veshhi/kineticheskij-pesok.html
Игры с кинетическим песком для детей https://happykids.world/igryi-s-kineticheskim-peskom-dlya-detey/