Наталья Ушакова
Исследовательский проект «Чудесный батик»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект
Введение
Одной из основных задач детского сада является раскрытие в ребёнке его творческого начала, ведь дошкольник — это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Про-цесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализу-ются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Публикация «Исследовательский проект „Чудесный батик“» размещена в разделах
Вот почему изобразительная деятельность, является наиболее близкой и естественной для ребенка-дошкольника и занимает особое место в его жиз-ни.
Батик - роспись по ткани, одна из старинных технологий, широко используемая в современном мире.
Техника батик - как новое направление изобразительного искусства не только интересно само по себе ребенку, но и способно в полной мере раз-вить его изобразительное творчество, воображение, мышление.
Целью моей работы является: Развитие детского изобразительного творчества посредством использования возможности техники батик.
Основные задачи моей работы с детьми:
1. Развитие воображения.
2. Совершенствовать умения работать с различными изобразительными материалами, инструментами.
3. Учить расписывать ткань разными способами:
• Свободная роспись.
• Холодный батик
• Узелковый батик.
• -Набивной батик
4. Формировать практические умения (развитие глазомера, мелкой мото-рики, совершенствование точности движений).
5. Формировать представления о направлениях использования техники ба-тик в быту.
6. Воспитывать чувство цвета, композиции в художественной росписи по ткани.
7. Стимулировать интерес к процессу и результату творчества в рисова-нии.
В нашем детском саду дети знакомились батиком на занятиях в кружке «Волшебный карандашик». Роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным занятием, простым в исполнении, и в тоже время весьма эффективным по результатам. Дети с интересом работали над красочными композициями и испытывали необычные чувства радости и восторга. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на одну любознательную де-вочку, и предложила ей стать волшебницей Батика.
Катя согласилась и свою исследовательскую работу назвала «Чудесный батик».
Актуальность исследовательской работы :
однажды мы с мамой ходили в магазин, там я увидела огромное количе-ство ткани с разными причудливыми узорами. Я долго разглядывала рисунки на тканях и не могла оторваться.
И целью моей исследовательской работы стало :
Узнать, как можно больше о рисовании на ткани и попробовать самой сделать такую ткань.
Я выдвинула гипотезу:
Предположим, что рисунки на ткани можно придумывать и рисовать са-мой.
Объект исследования : техника рисования на ткани - батик
Предмет исследования : процесс изготовления ткани в технике батик своими руками.
Задачи исследования :
- познакомиться с историей возникновения батика;
-познакомиться с некоторыми видами рисования в технике батик, инстру-ментами и материалами;
- учиться наносить рисунок на ткань разными способами;
-самом сделать подарки для родных из полученной ткани.
Методы моей работы:
1. Рассматривание познавательной литературы, сбор информации в ин-тернете.
2. Посещение детской центральной библиотеки, городского музея, ма-газинов ткани.
3. Экспериментирование.
4. Изготовление подарков для родных.
5. Анализ, обобщение, выводы.
1. История возникновения искусства «Батик».
- Ребята, я очень люблю рисовать, но всегда рисовала на бумаге, инте-ресно, а можно ли рисовать на ткани? На занятиях по изобразительной деятельности, я узнала, что есть одна необыкновенная техника рисования на ткани – батик.
-Кто из вас, ребята, знает, что такое батик?
Искусство это очень древнее. И возникло оно в одной удивительной стране, где много солнца и цветов.
Мне стало интересно. Я решила, как можно больше узнать, про эту не-обычную технику рисования.
Посетив детскую городскую библиотеку и прослушав рассказ библиоте-каря Татьяны Сергеевны, я узнала, как появились первые рисунки на тка-ни и историю происхождения батика.
Легенда.
Давным-давно жил на свете один мастер. Он очень любил природу, и каждое утро выходил из дома, поднимался на вершину холма и смотрел на раскинувшуюся под ногами тропическую долину. Так он сидел целый день и любовался диковинными цветами, яркими бабочками и переплете-нием лиан. А вечером возвращался домой. Однажды мастер захотел запе-чатлеть всю красоту, которую он видел, но под рукой не оказалось, ни холста, ни бумаги. Тогда мастер снял свой шёлковый плащ и нарисовал картину на нём.
Так и родился один из необычных видов рукоделия - батик.
Родиной батика считается Индонезия, остров - Ява. Сначала батик был популярен в Индонезии, потом в Индии. А сейчас батик широко распро-странен во всем мире.
Батик – это ручная роспись по ткани. Своеобразная технология нане-сения рисунка на материю возникла в 16 веке в Индонезии. В Европе батик стал известен в 19 веке, а распространение получил с изобретением анили-новых красителей. Анилиновые красители заменили природные и позво-лили ускорить процесс изготовления батика.
- Ребята, а как вы думаете, что это за краски такие для батика?
Это специальные жидкие акриловые краски по ткани, а цвета у них яр-кие, сочные, они так и называются - батик.
Для батика используют натуральные ткани (хлопок или шелк,
Дома просматривая вместе с мамой работы разных людей в интернете, я восхищалась их красотой. Оказывается, батиком можно украсить совсем обычные вещи. В интернете увидела, какой стал красивый зонт, после то-го как на нем батиком нарисовали золотистые листочки. А какие чудесные подушки! Настоящее украшение для дома.
Узнала, что в технике батик можно расписать любой предмет одежды (галстук, блузку, шарфик, юбку, сумку и многое другое, только расписы-вать следует светлую ткань, на тёмной не будет видно рисунка.
А сейчас очень модно своими руками создавать красоту, и изделия ручной работы высоко ценятся.
У меня появилась идея! Может я смогла бы сама своими руками приго-товить подарки для родных используя свою придуманную ткань?
2. Материалы и инструменты для рисования в технике батик.
Выяснила, какие нужны материалы и инструменты для рисования в технике батик :
-Для батика используют натуральные ткани (хлопок или шелк).
-Кисти разных размеров.
-Краски акриловые, контур готовый (резервирующий состав,
-Подрамник и кнопки.
-Нитки, вода, соль, печатки.
-Утюг для закрепления рисунка на ткани.
3. Разные способы создания рисунка в технике батик своими руками.
Посетив городской краеведческий музей, я узнала, что существуют разные виды батика.
То есть рисовать красками батик можно разными способами.
1. Холодный батик.
При этом способе рисования на ткани рисунок имеет четкую замкнутую контурную обводку, которая не дает краске выйти за границы этого кон-тура. Это придает рисунку особенное своеобразие и четкость.
- Нарисовала эскиз рисунка.
- Натянула шелковую ткань на подрамник.
- Подложила эскиз под ткань и сделала четкую контурную обводку резер-вирующим составом.
- Когда контур высохнет, то акриловые краски заливаются в контур.
(Если контурная линия где-нибудь была не замкнутой, то в том месте воз-можно краска будет вытекать)
- После высыхания ткань прогладила утюгом через бумагу, для закрепле-ния краски. (Только тогда краска с готовой ткани при стирке не отстирает-ся.)
Я решила, что этот рисунок украсит подушечку для бабушки. (см. пр. №1)
2. Узелковый батик
При этом способе рисования получаются фантастические радужные кру-ги.
-Как нарисовали такие круги? Да очень просто!
Ткань сложила определённым образом, перевязала ткань в двух местах, окрасила краской, просушила, потом развязала нитки, и получились за-мечательные круги, (в том месте где ткань перетянута нитками остаются белые круги) прогладила утюгом, постирала и еще раз прогладила. С по-мощью этой техники, я украсила бандану для брата. (см. пр. №2)
3. Свободная роспись.
Это когда, художник рисует по ткани свободно, большими мазками. Крас-ка свободно растекается по ткани. При таком способе хорошо рисовать цветы, природу, пейзажи.
А я, в этой технике раскрасила для мамочки легкий шарфик.
-Натянула на подрамник ткань,
-Смочила водой, чтобы краски свободно растекалась и нарисовала кистью завитки используя только четыре краски (голубой, бирюзовый, фиолето-вый и розовый)
-Когда ткань просохла прогладила утюгом, а затем прополоскала в воде и снова прогладила. (см. пр. №3)
4. Набивной батик.
Набивной батик - это роспись по ткани с помощью штампов, сделанных из различных материалов. Например, это может быть картон, клеенка, раз-личные формы из обычного картофеля и другие природные материалы.
Таким способом я украсила футболку для себя.
-Взяла большое яблоко, разрезала его пополам - получился штамп.
-Отметила карандашом в каком месте буду прикладывать окрашенное краской яблочко.
- Аккуратно прикладывала яблочко, окрашивала и опять прикладывала его. Следила, чтобы печать получалась четкой.
- Печатный рисунок просох, и я прогладила его утюгом. (см. пр. №4)
4. Вывод.
Существуют и другие способы рисования в технике батик. Я хочу с ни-ми тоже познакомиться.
В наше время батик становится популярным видом искусства во всём мире, так как с помощью техники батик можно создавать уникальные ра-боты, которые существуют в единственном экземпляре, повторить выкра-шенную в технике батика вещь один в один не возможно, ведь не известно, как растекутся краски. Такие работы авторскими называют.
Моя гипотеза подтвердилась, придумывать свой рисунок и наносить его на ткань можно самой.
А ткань использовать для необычных, приятных подарков родным. Мо-гу с уверенностью сказать, что точно ни у кого на нашей земле не окажется подобной вещицы: такого шелкового шарфика, такой супермодной банда-ны, оригинальной футболки, мягкой подушечки и платочка (см. пр. №5). Потому, что они сделаны моими руками.
Литература.
1. Абрамова О. А. Искусство батика для детей 5-7 лет. Планирование, кон-спекты занятий, игры и методические рекомендации. - Издательство: Дет-ство-Пресс. - 2010 г. С. 80.
2. Бакина М. Т. Творческое развитие ребенка в современном мире/ М. Т.
3. Водянская М. С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в крас-ках // Дошкольное образование. - 2002. - №11. - С. 22-23.
4. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. Монография.
Н. А. Ветлугина. - М. : Педагогика, 1972.- 288с.
5. Хабибуллина О. А. - Батик в детском творчестве // Детский сад от А до Я. - 2005.- №1,с 115.
6. Чешкова Е. - Знакомимся с батиком // дошкольное воспитание. - 2012. - №3, с 82.
7. Интернет ресурсы:
https://batikstyle.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F2%E8%EA
https://www.batik-design.ru/
https://www.kam.ru/batik__materialy_dlia_batika__2506
https://baticworld.ru/materials.html
https://www.narodko.ru/article/bati/ctudying/