Елена Герасимова
Исследовательский проект «Царство растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Царство растений»
Руководитель: воспитатель первой
квалификационной категории Герасимова Елена Валерьевна
Исследователи : дети старшей группы.
Актуальность темы.
Лето удивительная и благодатная пора. Это прекрасное время для детей, можно вдоволь гулять, бегать, наблюдать за окружающим. Лето – время освоения и осмысления окружающего мира. Дети летом очень активно растут и развиваются, поэтому использование богатого образовательного и воспитательного потенциала, заложенного в ближайшем окружении, я считаю основной задачей. На участке нашей группы созданы клумбы с цветами. Это является благодатной почвой для организации проектной деятельности, направленной на изучение растений клумб, с детьми.
Публикация «Исследовательский проект „Царство растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Цель:
Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение их в практическую деятельность.
Создание условий для участия родителей в образовательном процессе.
Задачи:
-дать детям представление о необходимости света, влаги, почвы для роста растений;
-развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
-развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
-развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
-создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
-развитие и обогащение словаря детей.
Гипотеза
Гипотезу составляет предположение о том, что процесс развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:
- взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов;
- процесс развития исследовательской активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации, обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования;
- дошкольники активно вовлекаются в исследовательский поиск решения проблемных ситуаций в детском саду и в семье, при этом взаимодействие педагогов и родителей строится по принципу взаимной дополняемости и обогащения практики детского экспериментирования.
Структура исследовательской деятельности :
1. Проблемная ситуация.
2. Целепологание (что нужно сделать).
3. Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получилось).
4. Проверка предположений (отбор нужных средств, реализация в действии).
5. Формулирование выводов (как получилось).
Цель данной структуры заключается в развитии способностей ребенка работать с исследуемыми объектами на улице как средством познания окружающего мира.
Задачами являются: развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания (учебных, поисковых, причинно-следственных связей и отношений.
В экспериментально-исследовательской структуре познавательной деятельности используется следующая логика методов:
Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
Схематическое моделирование опыта;
Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
Метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»
Этапы работы.
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями;
2-й — этап несложного экспериментирования будет предлагать небольшие задания и упражнения в непроизвольной обстановке. Игры-обследования и простые опыты, где дети самостоятельно попытаются привести несколько разных решений задачи, что даст представление о множественности решений;
3-й — обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов
Предполагаемый результат.
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
2. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Ребята узнают значение воды, почвы, солнца, человека в развитии культурных растений. 4. Ребята исследуют разновидности почвы.
5. Ребята узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в цветнике детского сада и дома.
6. Дети научаться, самостоятельно многократно ставить перед собой разнообразные цели, искать способы решения, получать определенные достижения.
7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Новизна разработки
В своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисковой – исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся делать несложные опыты и формулировать выводы. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Практическая значимость исследования состоит в :
поэтапной педагогической технологии процесса развития исследовательской активности в экспериментировании в дошкольном образовательном учреждении;
конкретизации содержания, тематики детского экспериментирования и методов развития исследовательской активности в экспериментировании;
содержательного взаимодействия ДОУ и семьи в развитии исследовательской активности.
Детская поисково-исследовательская деятельность.
Сначала под моим руководством дети посадили семена, подготовили клумбу и посадили рассаду цветов: бархатцы, анютины глазки, ноготки, настурцию.
Дети из опытов узнали, почему для растений важен солнечный свет.
Выявили, насколько вода необходима для роста растений.
Как почва влияет на рост растений? (Земля, глина, песок).
Через лупы дети рассматривали листья и цветы. Сделали вывод, что у растений форма листьев и цветов разная. Дети работали в парах и по одному.
Этот эксперимент показал, что растение дышит. На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Взаимодействие с родителями.
Было проведено анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье».
По результатам анкетирования родителей были составлены рекомендации и советы: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий я посоветовала родителям в домашних условиях посадить семена цветов и вместе с детьми вырастить рассаду цветов.
С помощью родителей был оформлен фотоальбом с информацией о культурных растениях, из которого дети узнали много интересного и нового о цветах.
Дети с удовольствием вместе с родителями ухаживали и наблюдали дома за ростом и развитием культурных растений.
Итоги работы.
Ежедневные наблюдения за растениями наглядно показали детям, как изменяется растение в процессе развития.
Проведённые опыты показали детям, что растениям необходимы : свет, вода, уход, плодородная почва.
Проект способствовал умению работать вместе, помогать товарищам, добиваться поставленной цели. Самостоятельные выводы и суждения способствовали умственному развитию детей. Дети научились задавать вопросы и самостоятельно на них отвечать, составлять развёрнутые рассказы об увиденном.
Всё это в дальнейшем позволит детям принимать нестандартные решения в трудных ситуациях.
Мониторинг знаний детей
В результате проделанной работы, дети показали следующие знания.
68% детей смогли точно ответить на вопрос: «Как цветы размножаются?»
91% детей знают, что цветы дышат.
87% формулируют правильный ответ на вопрос: «Где растению лучше расти?»
Вывод
В ходе поисково-исследовательской работы с детьми, они пришли к выводу, что необходимо для жизни культурных растений : почва, вода, солнце и человек.
В ходе моей работы с детьми я сделала следующие выводы:
Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна.
Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Особую педагогическую значимость проектного метода я вижу в том, что:
- он, является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
- проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.
Использованная литература
Программа «Радуга». Авторы: Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик.
Экологические проекты в детском саду. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Изд. «Учитель» 2011г.
Я – экспериментатор: игры и забавы для светлой головы. Шатохина Е. К. Газета "Детский сад со всех сторон" №34 2007г.
Лидия Свирская. Малокомплектный детский сад. Учебно-методическое пособие. М. :Обруч. 2012г.