Запорожцева Галина
Исследовательская работа «Кузнец — древнее ремесло»
▼ Скачать + Заказать документы
Структура научно-исследовательской работы
Оглавление
1. Введение --- стр. 1-3
2. Глава 1 --- стр. 3-9
1.1 Тайны древнего ремесла --- стр. 3-5
1.2 Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе --- стр. 5
1.3 Небесные покровители--- стр. 5 - 6
1.4 Имя Каина --- стр. 6
1.5 «Кузьминки» --- стр. 6-7
1.6 Каждый кузнец своего счастья --- стр. 7
1.7 Колдовство --- стр. 7-8
1. 8 Покровители брака ---стр. 8-9
1.9 На счастье --- стр. 9
1.10 Кузнечные изделия в архитектуре ---стр. 9
Глава 2 --- стр. 9-15
Публикация «Исследовательская работа „Кузнец — древнее ремесло“» размещена в разделах
2.1 Кошкинский кузнец ---стр. 9-11
2.2 Социологический опрос ---стр. 11-13
2.3 Слово о кузнецах --- стр. 13-14
2.4 Интересные факты --- стр. 14-15
Заключение --- стр. 15-16
Список литературы и интернет ресурсов --- стр. 17
Приложение ---стр. 18-25
1. Введение
«С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся».
(народная поговорка)
Как полноводная река начинается с маленького ручейка, так и история человечества, история народов берёт своё начало из истории своих праотцов. Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям.
К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.
Актуальность и значимость работы : Без знания прошлого – нет настоящего.
В нашей исследовательской работе я подробно познакомлю учащихся с одной из самых древнейших профессий на земле - кузнец.
Ремесленничество нашего времени удивительно и гармонично сочетает в себе и предпринимательские качества, и умение делать уникальные изделия присущими определенной культуре, и увлечения конкретного человека. К сожалению, все это трудно вписывается в российскую реальность. Современная экономика заточена под «конвейерное производство» товаров, где сотрудник выполняет механические функции. Сам человек с его интересами и увлечениями в мире автоматов просто не нужен. А ремесленник – это художник и творец, способный разнообразить и украшать жизнь.
1
И если мы не хотим потерять живую и настоящую искру народного творчества, то политика власти в отношении ремесленников должна измениться.
Цель работы : выявить характерные особенности быта, обычаев и традиций, которые нашли своё отражение в кузнечном деле, формирование общего представления о большом количестве профессий и развить интерес к ремесленным профессиям и на основе этих знаний сформировать интерес к профессиям ремесленного порядка, в частности к профессии кузнеца в сельской местности.
Задачи:
- изучить историю кузнечного ремесла;
- выявить описание кузнечного дела, отразившегося в фольклорных микротемах и художественной литературе;
- собрать и сохранить материал о народных умельцах села;
- выяснить степень значимости древнего ремесла в наши дни;
- обогатить и уточнить знания о ремесленных профессиях;
- формировать представления о работе кузнеца, о трудовых процессах, предметах и орудиях труда;
- воспитать уважение к труду и к людям этой профессии.
Проблема
Как заинтересовать школьников и обратить их внимание на редкие ремесленные профессии, профессии- кузнеца - убедительно рассказать о существующей высокой востребованности данных специалистов на рынке труда.
Методы исследования :
1. Эмпирические (практические) :
- изучение литературы по проблеме
- наблюдение. 2
2. Теоретические.
- разработка исследовательской работы
3. Социологический опрос
Гипотеза: великая страна начинается у дверей твоего дома, если мы будем изучать и сохранять историю своей малой родины, её культуру, традиции и жителей, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.
Новизна работы : изучение древнего ремесла, обычаев, традиций подтолкнёт учащихся задуматься над многими вопросами жизни, поможет осознать свой гражданский долг, вызовет у учащихся чувство гордости за своих предков, которые посвятили свою жизнь столь благородному и весьма нелёгкому труду.
Объект исследования : кузнечное ремесло
Предмет исследования : традиции, обычаи кузнечного ремесла, нашедшие своё отражение в мифологии, религии, фольклоре и литературе
Значимость и прикладная ценность работы - данная работа будет использоваться на уроках краеведения, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить материалом для музейной комнаты. Я считаю, что моя исследовательская работа является актуальной, потому что мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастеров-умельцев, живущего на территории села Четыровка. И, возможно, связующее звено настоящего с будущим нас не прервётся.
Глава 1. 1.1 Тайны древнего ремесла.
Наша исследовательская работа началась с того, что мы решили выяснить в в литературе и в сети Интернет, что такое ремесло, кто такие народные умельцы.
Кузнечное дело – самое древнее ремесло, связанное с металлом.
3
Впервые человек начал ковать металлы еще в каменном веке. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты тех далеких времен. Это небольшие круглые камни – молоты и овальные плоские массивные камни – наковальни. Но точного времени зарождения кузнечного мастерства на планете указать невозможно. О том, как развивалось кузнечное дело в древней Руси, мы можем судить по данным археологических исследований. При раскопках древних поселений археологи находят предметы, изготовленные из металла. Это остатки разнообразных инструментов, приспособлений и оборудования, которые применялись в кузнечном производстве. (см. приложение 1) Это доказывает то, что все изделия из черного металла, которые оставила нам древняя Русь, были созданы русскими кузнецами, владевшими очень сложной техникой производства. В древнерусском поселении кузница ставилась отдельно от места проживания. Отовсюду вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и весело — скучать кузнецу не приходилось. Одна кузница обслуживала население в радиусе 10-15 километров.
В большинстве деревенских кузниц работали два человека – мастер и подручный (подмастерье). Отец передавал сыну свое ремесло по наследству вместе с личным клеймом, которому сын добавлял «отпятныш» – дополнительную черту, обозначав-шую, что клеймо принадлежит лично ему. По наследству передавались и производственные секреты ремесла.
4
Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком, одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук.
Крыши кузниц украшались небольшими железными петушками. Ведь кузнечное ремесло было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами и мифами, преданиями и поверьями, обрядами и ритуалами. Затем стали украшать и храмы.
1.2. Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе.
1.3 Небесные покровители
В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии, а ещё с Солнцем. Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции.
Вспомним сына Зевса и Геры греческого бога огня и кузнечного ремесла Гефеста (у римлян он отождествлялся с Вулканом, (см. приложение 2).
5
В отличие от других олимпийских богов он не проводил свою жизнь в пирах и праздности, а любил физический труд. Гефест изображался могучим кузнецом с молотом или клещами в руках, в конической шапке, в хитоне ремесленника (с открытыми правой рукой и плечом). Кузнечная мастерская Гефеста помещалась на Олимпе. Среди чудесных изделий Гефеста, кроме медных чертогов богов, скипетр и эгида Зевса, тирс Диониса, доспехи Ахилла, колесница Гелиоса. (см. приложение 3). Широко известен в славянской мифологии Сварожич — сын верховного небесного бога Сварога. (см. приложение 4) К делам кузнецов и оружейников был причастен и грозный Перун. (см. прил. 4)
1.4 Имя Каина
Имя Каина, первого сына Адама и Евы, этимологически значит «кузнец».
Каин, убийца пастуха Авеля, по одной из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток — т. н. «каинова печать», которой его пометил Бог. (см. приложение 5)
1.5 «Кузьминки»
Христианские святые Кузьма и Демьян (Косьма и Дамиан, день которых отмечается в ноябре, считались покровителями брака, ремесел и домашней птицы. В нашем районе этот праздник считается престольным праздником в с. Нижняя Быковка (см. приложение 6)
6.
В поговорках Кузьма и Демьян «куют» поздней осенью ледяные мосты на реках — закует Кузьма-Демьян — до весны не расковать, не заковать рек зиме без Козьмодемьяна. В России день Кузьмы и Демьяна относился к числу девичьих праздников. Девушки широко отмечали «кузьминки» — снимали загодя избу и весело справляли кузьминскую вечеринку. (см. приложение 7)
1.6 Каждый кузнец своего счастья
«Кузнец, а кузнец, выкуй мне счастье?» — стреляла глазами чернобровая красавица с монистами на шее. «Чего Бог не даст, того, дорогуша, тебе кузнец не выкует», — вздыхал путник, который привел к кузнице своего коня, потерявшего подкову. И тут с телеги, колеса которой были уже обуты в новенькие шины, доносилось: «Каждый кузнец своего счастья?» За владельцем телеги эти слова шепотом и с надеждой повторяли и девушка, и путник, и все, кто ждал своей очереди к кузнецу, и сам кузнец. Так и рождались пословицы и поговорки со словом «кузнец»(см. приложение 8)
Без клещей кузнец, что без рук.
1.7 Колдовство
Кузнец кует, а жаба ногу подставляет. Что ж, были такие мастера, которые и эту ножку могли подковать и даже блошиные капризы удовлетворить. Как не вспомнить тут лесковского Левшу, ставшего едва ли не мировым символом уникальнейших возможностей человека-ремесленника. (см. приложение 9).
7
У многих народов кузнецов, которые имели дело с огнем и железом, считали людьми, обладавшими высшим умением, непревзойденным искусством творения. На это указывает само их название, образованное от слов «ковать», «коварство», обозначавших ранее особое искусство в деле, замысловатость, оригинальность, талант. Повсеместно кузнецов почитали за людей, наделенных сверхъестественными знаниями. В русских сказках кузнецу во всем помогает черт. Опытный кузнец мог, скажем, перековать голос — из грубого сделать тонкий, как это сделал кузнец из сказки «Волк и семеро козлят» (см. приложение 10); перековать старого в молодого, щипцами «прижать» болезнь («Петушок и бобовое зёрнышко»), (см. приложение 11) и «прищемить» беду (Владимир Германздерфер «Сказка о кузнеце Иване», выковать амулет, способствующий деторождению («Кузнец и барин», прекратить козни того же черта (кузнец Вакула, персонаж из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — является сыном ведьмы Солохи и укрощает чёрта) (см. приложение 12)
1.8 Покровители брака
Кузнец не только ковал железо. При случае он мог «выковать» и счастье для парня и девушки, «сковать» для них «свадьбу крепкую». Благодаря непосредственному отношению кузнеца к огненной и водной стихиям, которые по традиции считались воплощением небесного огня и воды, его причисляли к жрецам-волхвам. В частности, выковывали обручальные кольца. В качестве «любовно-свадебного» символа кузнец часто выступает в восточнославянском фольклоре: в свадебных
8
песнях он «кует» свадьбу, во время святочных гаданий так называемые подблюдные песни о кузнеце предвещали богатство и свадьбу — кузнец кует свадебный венец, обручальный перстень. (см. приложение 13)
1.9 На счастье
Когда на дворе ледок, тогда кузнецу медок. До первых морозов хозяева торопились подковать лошадей, чтобы те не спотыкались и не портили копыта. Часто подковы кузнецы прибивали над дверьми – на счастье себе и людям. Обычай требует, чтобы она висела концами вверх.
1.10 Кузнечные изделия в архитектуре.
В настоящее время популярность кованых изделий растёт. Украшение дома, сада, квартиры и офиса коваными предметами интерьера стало «модным». Каждая историческая эпоха вносит свои особенности в рисунок кованого изделия. Кованые решетки и ограды в стиле барокко, классицизм, модерн имеют свои отличительные особенности. Кузнецу необходимо ориентироваться в этом разнообразии, знать историю искусства, обладать художественным вкусом. Все кузнечное оборудование относится к оборудованию повышенной опасности, поэтому при работе должно уделяться большое внимание качеству инструмента и средствам индивидуальной защиты. Не только физическая сила и выносливость, но и самодисциплина, самоорганизация, внимание, умение точно следовать инструкции, тщательность и аккуратность необходимы, чтобы освоить профессию кузнеца. Вывод: возрождение кузнечного ремесла имеет огромное значение для современного декоративно – прикладного искусства, способствует сохранению культурного наследия. (см. прилож. 14)
Глава 2. 2.1 Кошкинский кузнец
В нашем районе живёт Формальный Олег Борисович, его знают многие.
9
Он талантливый самоучка, за оружейными шедеврами которого охотятся не только отечественные коллекционеры, но и зарубежные музеи. Секреты мастерства кузнечного ремесла он начал постигать самостоятельно в 1987 г., изучая литературу. Ещё со школы, с истории. Те места в книгах, где рассказывалось о мечах, облачении, зачитывал буквально до дыр. Потом, уже гораздо позже, после армии, ещё сильнее к этому потянуло. В своей кузне он не просто работает, а творит настоящие чудеса! Ему, словно волшебнику, подвластно вдохновить жизнь в, казалось бы, бездушный кусок металла и превратить его в прекрасную птицу, или в очаровательного Кота в сапогах, или изящный цветок… Хотя сам себя народный умелец называет крепким ремесленником. Сидит себе в кузнечной экспериментальной мастерской при Кошкинском управлении культуры, скрепляет колечки, молоточком колотит – в результате получаются кольчуги, оружие, рыцарские доспехи разных эпох. Кругом журналы, эскизы, шлемы из папье-маше… Олег умеет не только махать молотком. Он ещё и весьма поэтичный художник – чеканщик. В старинные времена рисунок на шлемах и оружии выполняли не сами оружейники. А Формальный делает всё сам.
Из множества художественных работ, созданных талантливым мастером, невозможно выделить отдельные. Абсолютно все они прекрасны и удивительны! Кованые скамейки, фонари, тематические композиции, выполненные им, вносят в облик села особое очарование и уникальность. Следующей весной в обновленном парке 20-летия Победы планируется обустроить «зону влюбленных», где будут установлены кованая арка в форме сердца, мостик влюбленных, скамейка примирения, изящные фонари… Но эта идея еще в проекте. А вот территорию стадиона украсила фигура футболиста. Конструкция высотой более трех метров возводилась из профильной трубы. Она обшита искусственной травой. В любом деле главное - душа. Все идет от сердца, особенно в творчестве (а кузнечное дело требует еще и недюжинной силы). 10
В любом деле главное - душа. Все идет от сердца, особенно в творчестве (а кузнечное дело требует еще и недюжинной силы). Может, оттого работы О. Б. Формального всегда превращаются в шедевры, что в каждой из них – частичка сердца и жар его души! Формальный О. Б. участвовал в нескольких районных выставках по народному творчеству, стал победителем областного областного конкурса русских мастеров в 2002году, в 2004 г. вице – губерна-тор Казаков вручил доспехи О. Формального победителям Всероссийского соревнования по рукопашному бою в Самаре. Он ведет кружковую работу, обучая подростков секретам своего мастерства. Изделия О. Формального хранятся в краеведческих музеях г. Самары (шлем, амбарда, г. Тольятти (кольчуга, шлем, с. Кошки (кольчуга, шлем, амбарда, меч). Его изделия есть в военно – историческом клубе «Вестфельд» г. Димитровграда. Восемь шлемов приобретено частными лицами г. Самары и области. (см. приложение 15)
Появились еще люди, которые заинтересовались профессией кузнеца (Фролов Е. Г., Гречкин Д., Стёпин В. И., из-под рук которых вышло много изделий: вешалки, ключницы, подставки под цветы, подсвечники, мебель, балконы) Дело пошло и стало любимым досугом.
2.2 Социологический опрос
Молодежь имеет смутное представление о кузнечном ремесле. В послевоен-ное время увеличилась механизация хозяйства, появились сложные механиз-мы, детали к которым не изготовить ручной ковкой. Изделия из металла про-мышленного производства стали легко доступны, появились в продаже. В ре-зультате кузнечное дело постепенно потеряло практическое назначение, и к концу XX века оно практически было утрачено.
Нужно ли возрождать кузнечное ремесло?
Мною было проведен социологический опрос по данной проблеме.
В опросе участвовало 18 человек (учащиеся 7, 8, 9классов)
11
Я попыталась выяснить, что старшеклассники знают о тайнах кузнечного ремесла. Вот результаты моего опроса:
1. Кто работает молотом и где?
Из 18 человек верно ответили 13человек. Другие ответы: рабочий, строитель, каменщик; на работе, на стройке, в мастерской.
2. Как называется печь в кузнице?
Нет правильных ответов. Никто не знал ответа на этот вопрос. (Мартеновская печь, кузнецкая печь, обжеговая печь)
3. С какой целью металл накаляют?
Из 18- 5 правильных ответов. Другие ответы: для того, чтобы переплавить во что-нибудь; сделать поверхность гладкой.
4. Как называется в кузнице специальная опора, на которой кузнец обрабатывает металл?7 правильных ответов (наковальня).
Интересный ответ: невероятно тяжёлая штука и очень прочная.
5. Какие ещё инструменты есть у кузнеца?
Из 18 - 3 ответа правильных. Неверные ответы: стамеска, перчатки, меч, шлем, различные инструменты.
6. Когда зародилось кузнечное ремесло?
Ответы: очень давно, во времена рыцарей…
7. Что вы думаете о работе кузнеца?
1. Мужская работа, требующая сил, терпения и мужества.
2. Сейчас работа кузнеца никому не нужна. Нет войн - не нужно делать мечи, все пользуются огнестрельным оружием.
3. Это нужная и полезная работа.
12
4. Думаю, что эта работа интересна только для любителей.
5. Работа кузнеца очень тяжёлая. В кузнице постоянно жарко, горит огонь - можно получить ожог.
6. Неблагодарная работа, не нужная в наше время никому.
7. Трудная работа, кропотливая, интересная.
8. Хотели бы вы овладеть кузнечным ремеслом?
9. ДА - 1 человек
НЕТ - 15 человек
НЕ ЗНАЮ - 2 человека
9. Хотели бы вы побывать в кузнице?
ДА - 16 человек (Очень любопытно; да, с удовольствием; очень бы хотелось)
НЕТ - 2 человека
2. 3 Слово о кузнецах (высказывания учителей школы)
1. Фантазия и мастерство кузнецов, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяют создавать высокохудожественные произведения кузнечного искусства.
П. В. М.
2.4 Интересные факты
Встречая сельскую кузницу, многие удивляются: почему она такая маленькая, а окон в ней вообще не видно. Оказывается, все так и задумано, ведь когда кузнецы отковывали инструмент – топоры, долота, стамески и т. п., необходимо было закаливать его, а для этого надо точно выдерживать температуру нагрева. А как ее определить – ведь пирометров в то время не было? Вот и узнавали кузнецы температуру по цветам каления, а чтобы не ошибиться и точнее ее определить, и должен был стоять в кузнице полумрак, в котором металл светился желто-красными переливами.
Американцы, изучая себестоимость кузнечных изделий, установили, что один удар молотобойца оценивается в один доллар, а удар кузнеца — в десять долларов. И сразу возникает вопрос: почему молотобоец, работающий тяжелым молотом, получает всего один доллар за удар, а кузнец со своим маленьким ручником — десять долларов? Ответ такой: молотобоец только бьет молотом, а кузнец знает, куда и как надо ударить. Он мыслит даже в период ковки и определяет силу удара своего ручника и молота молотобойца в зависимости от образа готового изделия. Хороший кузнец не просто кует, а священнодействует.
Среди русских царей любителями ковки были Иван Грозный (1530-1584) и Петр 1 (1672-1725, который принимал участие в ковке якорей на Воронежской судоверфи. (см. приложение 16).
14
Известно, что в некоторых странах Африки и Азии правителями выбирали только тех, кто хорошо знал кузнечное дело. Вывод: возрождение кузнечного ремесла будет способствовать сохранению исторической памяти народа.
Заключение
Из поколения в поколение передаётся мастерство умельцев. Сохраняется традиция, но появляется и новое. Побеседовав с мастерами –умельцами, я пришла к выводу: в 21 веке ремесло наших предков востребовано, и у мастера есть свои ученики, которым он передает свои умения, секреты мастерства.
В ходе исследования я получила следующие результаты:
- узнала историю становления мастеров – умельцев
- выяснила, что мастера, получив первые навыки, сами развивали их.
- мастера - умельцы передают умения своим ученикам, тем самым сохраняет их для потомков.
- односельчане уважительно относятся к мастеру - умельцу, обращаются к ним за помощью.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я научилась искать информацию по поставленной цели, проводить беседу с жителями. Со своей исследовательской работой я могу выступать на краеведческих конференциях, уроках. Считаю, что моё выступление будет интересным и для родителей. А чтобы знания и умения мастеров не затерялись во времени, им нужны ученики-продолжатели их ремесла. Сколько и так уже потеряно, стёрто из памяти, закрыто маленьких кустарных мастерских и забыто. Забыть да закрыть недолго, а ты вот попробуй, сохрани старинное ремесло, научи ему молодых.
В нашем селе и мастера есть, и желание у них научить делу своему тоже есть. Не упустить бы время, из рук в руки принять бы старое, но пока ещё не забытое ремесло. Чтобы и дальше жило оно рядом с нами. В своей работе я познакомилась с мастерами нашего села и их творчеством.
15
Пришла к выводу: мы становимся человечнее, добрее, потому что в народном искусстве слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. И вся эта красота – это опыт мудрого, трудолюбивого народа. Кузнечное дело – мужская работа. Она может быть привлекательна для мальчиков, будет способствовать воспитанию интереса к труду, поможет решить проблему занятости подростков, сделает более разнообразным местный рынок сувенирной продукции, будет способствовать развитию туристической индустрии в регионе. Я думаю, что в 21 веке на сегодняшний день каждый гражданин России, который считает себя представителем нашего великого государства, должен знать историю своего родного края, села и своего народа. Гражданин любого государства должен осмыслить свою вековую историю «Где родились наши предки? Это значит, что история родной земли, народа и своя история не хуже других.»
16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ
1. Даль В. И. «Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т.» - М. : Художественная. литература, 1984
2. Навроцкий А. Г. «Кузнечное ремесло». – М. : Машиностроение, 1988.
3. Рыбаков Б. А. «Ремесло древней Руси». – М. : Издательство АН СССР, 1948.
4. Терехова Н. Н., Розанова Л. С., Завьялов В. И., Толмачева М. М. «Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе». – М. : Металлургия, 1997.
5. Газета «Северные нивы»
6. https://www.artistblacksmith.com/
7. https://kuznecy.kovka-svarka.ru/cheboksary/
8. https://site-metall.com/about_com
17