МААМ-картинки

Исследовательская работа «Кузнец — древнее ремесло»

Запорожцева Галина
Исследовательская работа «Кузнец — древнее ремесло»
▼ Скачать + Заказать документы

Структура научно-исследовательской работы

Оглавление

1. Введение --- стр. 1-3

2. Глава 1 --- стр. 3-9

1.1 Тайны древнего ремесла --- стр. 3-5

1.2 Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе --- стр. 5

1.3 Небесные покровители--- стр. 5 - 6

1.4 Имя Каина --- стр. 6

1.5 «Кузьминки» --- стр. 6-7

1.6 Каждый кузнец своего счастья --- стр. 7

1.7 Колдовство --- стр. 7-8

1. 8 Покровители брака ---стр. 8-9

1.9 На счастье --- стр. 9

1.10 Кузнечные изделия в архитектуре ---стр. 9

Глава 2 --- стр. 9-15

Публикация «Исследовательская работа „Кузнец — древнее ремесло“» размещена в разделах

2.1 Кошкинский кузнец ---стр. 9-11

2.2 Социологический опрос ---стр. 11-13

2.3 Слово о кузнецах --- стр. 13-14

2.4 Интересные факты --- стр. 14-15

Заключение --- стр. 15-16

Список литературы и интернет ресурсов --- стр. 17

Приложение ---стр. 18-25

1. Введение

«С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся».

(народная поговорка)

Как полноводная река начинается с маленького ручейка, так и история человечества, история народов берёт своё начало из истории своих праотцов. Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям.

К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.

Актуальность и значимость работы : Без знания прошлого – нет настоящего.

В нашей исследовательской работе я подробно познакомлю учащихся с одной из самых древнейших профессий на земле - кузнец.

Ремесленничество нашего времени удивительно и гармонично сочетает в себе и предпринимательские качества, и умение делать уникальные изделия присущими определенной культуре, и увлечения конкретного человека. К сожалению, все это трудно вписывается в российскую реальность. Современная экономика заточена под «конвейерное производство» товаров, где сотрудник выполняет механические функции. Сам человек с его интересами и увлечениями в мире автоматов просто не нужен. А ремесленник – это художник и творец, способный разнообразить и украшать жизнь.

1

И если мы не хотим потерять живую и настоящую искру народного творчества, то политика власти в отношении ремесленников должна измениться.

Цель работы : выявить характерные особенности быта, обычаев и традиций, которые нашли своё отражение в кузнечном деле, формирование общего представления о большом количестве профессий и развить интерес к ремесленным профессиям и на основе этих знаний сформировать интерес к профессиям ремесленного порядка, в частности к профессии кузнеца в сельской местности.

Задачи:

- изучить историю кузнечного ремесла;

- выявить описание кузнечного дела, отразившегося в фольклорных микротемах и художественной литературе;

- собрать и сохранить материал о народных умельцах села;

- выяснить степень значимости древнего ремесла в наши дни;

- обогатить и уточнить знания о ремесленных профессиях;

- формировать представления о работе кузнеца, о трудовых процессах, предметах и орудиях труда;

- воспитать уважение к труду и к людям этой профессии.

Проблема

Как заинтересовать школьников и обратить их внимание на редкие ремесленные профессии, профессии- кузнеца - убедительно рассказать о существующей высокой востребованности данных специалистов на рынке труда.

Методы исследования :

1. Эмпирические (практические) :

- изучение литературы по проблеме

- наблюдение. 2

2. Теоретические.

- разработка исследовательской работы

3. Социологический опрос

Гипотеза: великая страна начинается у дверей твоего дома, если мы будем изучать и сохранять историю своей малой родины, её культуру, традиции и жителей, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Новизна работы : изучение древнего ремесла, обычаев, традиций подтолкнёт учащихся задуматься над многими вопросами жизни, поможет осознать свой гражданский долг, вызовет у учащихся чувство гордости за своих предков, которые посвятили свою жизнь столь благородному и весьма нелёгкому труду.

Объект исследования : кузнечное ремесло

Предмет исследования : традиции, обычаи кузнечного ремесла, нашедшие своё отражение в мифологии, религии, фольклоре и литературе

Значимость и прикладная ценность работы - данная работа будет использоваться на уроках краеведения, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить материалом для музейной комнаты. Я считаю, что моя исследовательская работа является актуальной, потому что мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастеров-умельцев, живущего на территории села Четыровка. И, возможно, связующее звено настоящего с будущим нас не прервётся.

Глава 1. 1.1 Тайны древнего ремесла.

Наша исследовательская работа началась с того, что мы решили выяснить в в литературе и в сети Интернет, что такое ремесло, кто такие народные умельцы.

Кузнечное дело – самое древнее ремесло, связанное с металлом.

3

Впервые человек начал ковать металлы еще в каменном веке. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты тех далеких времен. Это небольшие круглые камни – молоты и овальные плоские массивные камни – наковальни. Но точного времени зарождения кузнечного мастерства на планете указать невозможно. О том, как развивалось кузнечное дело в древней Руси, мы можем судить по данным археологических исследований. При раскопках древних поселений археологи находят предметы, изготовленные из металла. Это остатки разнообразных инструментов, приспособлений и оборудования, которые применялись в кузнечном производстве. (см. приложение 1) Это доказывает то, что все изделия из черного металла, которые оставила нам древняя Русь, были созданы русскими кузнецами, владевшими очень сложной техникой производства. В древнерусском поселении кузница ставилась отдельно от места проживания. Отовсюду вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и весело — скучать кузнецу не приходилось. Одна кузница обслуживала население в радиусе 10-15 километров.

В большинстве деревенских кузниц работали два человека – мастер и подручный (подмастерье). Отец передавал сыну свое ремесло по наследству вместе с личным клеймом, которому сын добавлял «отпятныш» – дополнительную черту, обозначав-шую, что клеймо принадлежит лично ему. По наследству передавались и производственные секреты ремесла.

4

Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком, одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук.

Крыши кузниц украшались небольшими железными петушками. Ведь кузнечное ремесло было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами и мифами, преданиями и поверьями, обрядами и ритуалами. Затем стали украшать и храмы.

1.2. Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе.

1.3 Небесные покровители

В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии, а ещё с Солнцем. Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции.

Вспомним сына Зевса и Геры греческого бога огня и кузнечного ремесла Гефеста (у римлян он отождествлялся с Вулканом, (см. приложение 2).

5

В отличие от других олимпийских богов он не проводил свою жизнь в пирах и праздности, а любил физический труд. Гефест изображался могучим кузнецом с молотом или клещами в руках, в конической шапке, в хитоне ремесленника (с открытыми правой рукой и плечом). Кузнечная мастерская Гефеста помещалась на Олимпе. Среди чудесных изделий Гефеста, кроме медных чертогов богов, скипетр и эгида Зевса, тирс Диониса, доспехи Ахилла, колесница Гелиоса. (см. приложение 3). Широко известен в славянской мифологии Сварожич — сын верховного небесного бога Сварога. (см. приложение 4) К делам кузнецов и оружейников был причастен и грозный Перун. (см. прил. 4)

1.4 Имя Каина

Имя Каина, первого сына Адама и Евы, этимологически значит «кузнец».

Каин, убийца пастуха Авеля, по одной из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток — т. н. «каинова печать», которой его пометил Бог. (см. приложение 5)

1.5 «Кузьминки»

Христианские святые Кузьма и Демьян (Косьма и Дамиан, день которых отмечается в ноябре, считались покровителями брака, ремесел и домашней птицы. В нашем районе этот праздник считается престольным праздником в с. Нижняя Быковка (см. приложение 6)

6.

В поговорках Кузьма и Демьян «куют» поздней осенью ледяные мосты на реках — закует Кузьма-Демьян — до весны не расковать, не заковать рек зиме без Козьмодемьяна. В России день Кузьмы и Демьяна относился к числу девичьих праздников. Девушки широко отмечали «кузьминки» — снимали загодя избу и весело справляли кузьминскую вечеринку. (см. приложение 7)

1.6 Каждый кузнец своего счастья

«Кузнец, а кузнец, выкуй мне счастье?» — стреляла глазами чернобровая красавица с монистами на шее. «Чего Бог не даст, того, дорогуша, тебе кузнец не выкует», — вздыхал путник, который привел к кузнице своего коня, потерявшего подкову. И тут с телеги, колеса которой были уже обуты в новенькие шины, доносилось: «Каждый кузнец своего счастья За владельцем телеги эти слова шепотом и с надеждой повторяли и девушка, и путник, и все, кто ждал своей очереди к кузнецу, и сам кузнец. Так и рождались пословицы и поговорки со словом «кузнец»(см. приложение 8)

Без клещей кузнец, что без рук.

1.7 Колдовство

Кузнец кует, а жаба ногу подставляет. Что ж, были такие мастера, которые и эту ножку могли подковать и даже блошиные капризы удовлетворить. Как не вспомнить тут лесковского Левшу, ставшего едва ли не мировым символом уникальнейших возможностей человека-ремесленника. (см. приложение 9).

7

У многих народов кузнецов, которые имели дело с огнем и железом, считали людьми, обладавшими высшим умением, непревзойденным искусством творения. На это указывает само их название, образованное от слов «ковать», «коварство», обозначавших ранее особое искусство в деле, замысловатость, оригинальность, талант. Повсеместно кузнецов почитали за людей, наделенных сверхъестественными знаниями. В русских сказках кузнецу во всем помогает черт. Опытный кузнец мог, скажем, перековать голос — из грубого сделать тонкий, как это сделал кузнец из сказки «Волк и семеро козлят» (см. приложение 10); перековать старого в молодого, щипцами «прижать» болезнь («Петушок и бобовое зёрнышко»), (см. приложение 11) и «прищемить» беду (Владимир Германздерфер «Сказка о кузнеце Иване», выковать амулет, способствующий деторождению («Кузнец и барин», прекратить козни того же черта (кузнец Вакула, персонаж из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — является сыном ведьмы Солохи и укрощает чёрта) (см. приложение 12)

1.8 Покровители брака

Кузнец не только ковал железо. При случае он мог «выковать» и счастье для парня и девушки, «сковать» для них «свадьбу крепкую». Благодаря непосредственному отношению кузнеца к огненной и водной стихиям, которые по традиции считались воплощением небесного огня и воды, его причисляли к жрецам-волхвам. В частности, выковывали обручальные кольца. В качестве «любовно-свадебного» символа кузнец часто выступает в восточнославянском фольклоре: в свадебных

8

песнях он «кует» свадьбу, во время святочных гаданий так называемые подблюдные песни о кузнеце предвещали богатство и свадьбу — кузнец кует свадебный венец, обручальный перстень. (см. приложение 13)

1.9 На счастье

Когда на дворе ледок, тогда кузнецу медок. До первых морозов хозяева торопились подковать лошадей, чтобы те не спотыкались и не портили копыта. Часто подковы кузнецы прибивали над дверьми – на счастье себе и людям. Обычай требует, чтобы она висела концами вверх.

1.10 Кузнечные изделия в архитектуре.

В настоящее время популярность кованых изделий растёт. Украшение дома, сада, квартиры и офиса коваными предметами интерьера стало «модным». Каждая историческая эпоха вносит свои особенности в рисунок кованого изделия. Кованые решетки и ограды в стиле барокко, классицизм, модерн имеют свои отличительные особенности. Кузнецу необходимо ориентироваться в этом разнообразии, знать историю искусства, обладать художественным вкусом. Все кузнечное оборудование относится к оборудованию повышенной опасности, поэтому при работе должно уделяться большое внимание качеству инструмента и средствам индивидуальной защиты. Не только физическая сила и выносливость, но и самодисциплина, самоорганизация, внимание, умение точно следовать инструкции, тщательность и аккуратность необходимы, чтобы освоить профессию кузнеца. Вывод: возрождение кузнечного ремесла имеет огромное значение для современного декоративно – прикладного искусства, способствует сохранению культурного наследия. (см. прилож. 14)

Глава 2. 2.1 Кошкинский кузнец

В нашем районе живёт Формальный Олег Борисович, его знают многие.

9

Он талантливый самоучка, за оружейными шедеврами которого охотятся не только отечественные коллекционеры, но и зарубежные музеи. Секреты мастерства кузнечного ремесла он начал постигать самостоятельно в 1987 г., изучая литературу. Ещё со школы, с истории. Те места в книгах, где рассказывалось о мечах, облачении, зачитывал буквально до дыр. Потом, уже гораздо позже, после армии, ещё сильнее к этому потянуло. В своей кузне он не просто работает, а творит настоящие чудеса! Ему, словно волшебнику, подвластно вдохновить жизнь в, казалось бы, бездушный кусок металла и превратить его в прекрасную птицу, или в очаровательного Кота в сапогах, или изящный цветок… Хотя сам себя народный умелец называет крепким ремесленником. Сидит себе в кузнечной экспериментальной мастерской при Кошкинском управлении культуры, скрепляет колечки, молоточком колотит – в результате получаются кольчуги, оружие, рыцарские доспехи разных эпох. Кругом журналы, эскизы, шлемы из папье-маше… Олег умеет не только махать молотком. Он ещё и весьма поэтичный художник – чеканщик. В старинные времена рисунок на шлемах и оружии выполняли не сами оружейники. А Формальный делает всё сам.

Из множества художественных работ, созданных талантливым мастером, невозможно выделить отдельные. Абсолютно все они прекрасны и удивительны! Кованые скамейки, фонари, тематические композиции, выполненные им, вносят в облик села особое очарование и уникальность. Следующей весной в обновленном парке 20-летия Победы планируется обустроить «зону влюбленных», где будут установлены кованая арка в форме сердца, мостик влюбленных, скамейка примирения, изящные фонари… Но эта идея еще в проекте. А вот территорию стадиона украсила фигура футболиста. Конструкция высотой более трех метров возводилась из профильной трубы. Она обшита искусственной травой. В любом деле главное - душа. Все идет от сердца, особенно в творчестве кузнечное дело требует еще и недюжинной силы). 10

В любом деле главное - душа. Все идет от сердца, особенно в творчестве кузнечное дело требует еще и недюжинной силы). Может, оттого работы О. Б. Формального всегда превращаются в шедевры, что в каждой из них – частичка сердца и жар его души! Формальный О. Б. участвовал в нескольких районных выставках по народному творчеству, стал победителем областного областного конкурса русских мастеров в 2002году, в 2004 г. вице – губерна-тор Казаков вручил доспехи О. Формального победителям Всероссийского соревнования по рукопашному бою в Самаре. Он ведет кружковую работу, обучая подростков секретам своего мастерства. Изделия О. Формального хранятся в краеведческих музеях г. Самары (шлем, амбарда, г. Тольятти (кольчуга, шлем, с. Кошки (кольчуга, шлем, амбарда, меч). Его изделия есть в военно – историческом клубе «Вестфельд» г. Димитровграда. Восемь шлемов приобретено частными лицами г. Самары и области. (см. приложение 15)

Появились еще люди, которые заинтересовались профессией кузнеца (Фролов Е. Г., Гречкин Д., Стёпин В. И., из-под рук которых вышло много изделий: вешалки, ключницы, подставки под цветы, подсвечники, мебель, балконы) Дело пошло и стало любимым досугом.

2.2 Социологический опрос

Молодежь имеет смутное представление о кузнечном ремесле. В послевоен-ное время увеличилась механизация хозяйства, появились сложные механиз-мы, детали к которым не изготовить ручной ковкой. Изделия из металла про-мышленного производства стали легко доступны, появились в продаже. В ре-зультате кузнечное дело постепенно потеряло практическое назначение, и к концу XX века оно практически было утрачено.

Нужно ли возрождать кузнечное ремесло?

Мною было проведен социологический опрос по данной проблеме.

В опросе участвовало 18 человек (учащиеся 7, 8, 9классов)

11

Я попыталась выяснить, что старшеклассники знают о тайнах кузнечного ремесла. Вот результаты моего опроса:

1. Кто работает молотом и где?

Из 18 человек верно ответили 13человек. Другие ответы: рабочий, строитель, каменщик; на работе, на стройке, в мастерской.

2. Как называется печь в кузнице?

Нет правильных ответов. Никто не знал ответа на этот вопрос. (Мартеновская печь, кузнецкая печь, обжеговая печь)

3. С какой целью металл накаляют?

Из 18- 5 правильных ответов. Другие ответы: для того, чтобы переплавить во что-нибудь; сделать поверхность гладкой.

4. Как называется в кузнице специальная опора, на которой кузнец обрабатывает металл?7 правильных ответов (наковальня).

Интересный ответ: невероятно тяжёлая штука и очень прочная.

5. Какие ещё инструменты есть у кузнеца?

Из 18 - 3 ответа правильных. Неверные ответы: стамеска, перчатки, меч, шлем, различные инструменты.

6. Когда зародилось кузнечное ремесло?

Ответы: очень давно, во времена рыцарей…

7. Что вы думаете о работе кузнеца?

1. Мужская работа, требующая сил, терпения и мужества.

2. Сейчас работа кузнеца никому не нужна. Нет войн - не нужно делать мечи, все пользуются огнестрельным оружием.

3. Это нужная и полезная работа.

12

4. Думаю, что эта работа интересна только для любителей.

5. Работа кузнеца очень тяжёлая. В кузнице постоянно жарко, горит огонь - можно получить ожог.

6. Неблагодарная работа, не нужная в наше время никому.

7. Трудная работа, кропотливая, интересная.

8. Хотели бы вы овладеть кузнечным ремеслом?

9. ДА - 1 человек

НЕТ - 15 человек

НЕ ЗНАЮ - 2 человека

9. Хотели бы вы побывать в кузнице?

ДА - 16 человек (Очень любопытно; да, с удовольствием; очень бы хотелось)

НЕТ - 2 человека

2. 3 Слово о кузнецах (высказывания учителей школы)

1. Фантазия и мастерство кузнецов, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяют создавать высокохудожественные произведения кузнечного искусства.

П. В. М.

2.4 Интересные факты

Встречая сельскую кузницу, многие удивляются: почему она такая маленькая, а окон в ней вообще не видно. Оказывается, все так и задумано, ведь когда кузнецы отковывали инструмент – топоры, долота, стамески и т. п., необходимо было закаливать его, а для этого надо точно выдерживать температуру нагрева. А как ее определить – ведь пирометров в то время не было? Вот и узнавали кузнецы температуру по цветам каления, а чтобы не ошибиться и точнее ее определить, и должен был стоять в кузнице полумрак, в котором металл светился желто-красными переливами.

Американцы, изучая себестоимость кузнечных изделий, установили, что один удар молотобойца оценивается в один доллар, а удар кузнеца — в десять долларов. И сразу возникает вопрос: почему молотобоец, работающий тяжелым молотом, получает всего один доллар за удар, а кузнец со своим маленьким ручником — десять долларов? Ответ такой: молотобоец только бьет молотом, а кузнец знает, куда и как надо ударить. Он мыслит даже в период ковки и определяет силу удара своего ручника и молота молотобойца в зависимости от образа готового изделия. Хороший кузнец не просто кует, а священнодействует.

Среди русских царей любителями ковки были Иван Грозный (1530-1584) и Петр 1 (1672-1725, который принимал участие в ковке якорей на Воронежской судоверфи. (см. приложение 16).

14

Известно, что в некоторых странах Африки и Азии правителями выбирали только тех, кто хорошо знал кузнечное дело. Вывод: возрождение кузнечного ремесла будет способствовать сохранению исторической памяти народа.

Заключение

Из поколения в поколение передаётся мастерство умельцев. Сохраняется традиция, но появляется и новое. Побеседовав с мастерами –умельцами, я пришла к выводу: в 21 веке ремесло наших предков востребовано, и у мастера есть свои ученики, которым он передает свои умения, секреты мастерства.

В ходе исследования я получила следующие результаты:

- узнала историю становления мастеров – умельцев

- выяснила, что мастера, получив первые навыки, сами развивали их.

- мастера - умельцы передают умения своим ученикам, тем самым сохраняет их для потомков.

- односельчане уважительно относятся к мастеру - умельцу, обращаются к ним за помощью.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я научилась искать информацию по поставленной цели, проводить беседу с жителями. Со своей исследовательской работой я могу выступать на краеведческих конференциях, уроках. Считаю, что моё выступление будет интересным и для родителей. А чтобы знания и умения мастеров не затерялись во времени, им нужны ученики-продолжатели их ремесла. Сколько и так уже потеряно, стёрто из памяти, закрыто маленьких кустарных мастерских и забыто. Забыть да закрыть недолго, а ты вот попробуй, сохрани старинное ремесло, научи ему молодых.

В нашем селе и мастера есть, и желание у них научить делу своему тоже есть. Не упустить бы время, из рук в руки принять бы старое, но пока ещё не забытое ремесло. Чтобы и дальше жило оно рядом с нами. В своей работе я познакомилась с мастерами нашего села и их творчеством.

15

Пришла к выводу: мы становимся человечнее, добрее, потому что в народном искусстве слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. И вся эта красота – это опыт мудрого, трудолюбивого народа. Кузнечное дело – мужская работа. Она может быть привлекательна для мальчиков, будет способствовать воспитанию интереса к труду, поможет решить проблему занятости подростков, сделает более разнообразным местный рынок сувенирной продукции, будет способствовать развитию туристической индустрии в регионе. Я думаю, что в 21 веке на сегодняшний день каждый гражданин России, который считает себя представителем нашего великого государства, должен знать историю своего родного края, села и своего народа. Гражданин любого государства должен осмыслить свою вековую историю «Где родились наши предки? Это значит, что история родной земли, народа и своя история не хуже других.»

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ

1. Даль В. И. «Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т.» - М. : Художественная. литература, 1984

2. Навроцкий А. Г. «Кузнечное ремесло». – М. : Машиностроение, 1988.

3. Рыбаков Б. А. «Ремесло древней Руси». – М. : Издательство АН СССР, 1948.

4. Терехова Н. Н., Розанова Л. С., Завьялов В. И., Толмачева М. М. «Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе». – М. : Металлургия, 1997.

5. Газета «Северные нивы»

6. https://www.artistblacksmith.com/

7. https://kuznecy.kovka-svarka.ru/cheboksary/

8. https://site-metall.com/about_com

17

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт)Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт) Тема исследования:"Загрязнение окружающей среды".Цели работы:изучить причины - почему так много мусора на нашей планете Земля?Выяснить.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Мемориал в городе Ветлуга»Исследовательская работа «Мемориал в городе Ветлуга» В истории России есть события, обращение к которым объединяет поколения. Безусловно, таким событием является Великая Отечественная война.

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Исследовательская работа «Профессия Диспетчер» ВидеоИсследовательская работа «Профессия Диспетчер» Видео Актуальность Изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого вида труда, правильный выбор профессии.

Исследовательская работа «За окошком снегири» во 2 классе Автор работы: Резанов Владислав ученик 2 Б класса Руководитель: Яушева Римма Николаевна Верхопенье. 2017 Здравствуйте, меня зовут Резанов.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Кузнец — древнее ремесло»
Опубликовано: 31 января 2020 в 17:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Кузнец — древнее ремесло»» (включая файлы) размещена пользователем Запорожцева Галина (УИ 2203533) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД