Зоя Атрощенко
Исследовательская работа «Спасём ель!»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Самый любимый семейный праздник всех людей – это Новый год. Каждый год на новый год каждый из нас наряжает новогоднюю красавицу – символ нового года – ель. Мы её наряжаем блестящими игрушками, разноцветными гирляндами, мишурой и дождиками. У всех праздничное настроение, в ожидании нового чуда, хороших перемен в жизни. В садике и школе водим хороводы вокруг ёлки, читаем стихи, но заканчивается Новый год, и совсем ещё недавно, символ Нового года, превращается в ненужную вещь. Мы просто её выкидываем.
Публикация «Исследовательская работа „Спасём ель!“» размещена в разделах
В нашем городе Вичуга Ивановской области проживает, 30 тысяч человек. Если каждая семья из лесу принесёт зелёную красавицу на Новый год? И не один Новый год, а представим, так будет лет 5. Что тогда останется от леса? А они могли бы превратиться в могучих лесных великанов, где бы жили лесные жители и насыщали бы нас кислородом.
Актуальность.
Состояние окружающей среды с каждым годом становится всё хуже и становится одной из глобальных проблем человека. К несчастью, виной тому становится человек, который, порой не замечает своих грубейших ошибок, наносящих жестокий удар по природе. Одним из таких действий является традиция украшать ёлку в преддверии Нового года.
Всё дело в том, что тонкий аромат живой ели у каждого из нас создаёт ощущение семейного праздника в ожидании подарков и ярких эмоций. К сожалению, в гонке за положительными эмоциями люди задумываются о последствиях этих моментов. По статистике ни один праздник не наносит такого ущерба природе, как Новый год. Экологи бьют тревогу и всеми силами пытаются убедить людей проститься с традицией установки живых елей в домах, а заменить их на искусственные.
Всё меньше и меньше остаётся хвойных лесных насаждений, потому что в Новый год вырубаются ёлки. Вместо пушистых красавиц остаются одни пеньки. Эта проблема будет всегда актуальной, пока будет спрос на новогодние ёлки и люди не осознают, что своими руками уничтожают будущее своих детей, внуков.
В наших силах убедить подрастающее поколение в том, что будущее планеты находится в их руках. Так возникла тема моей работы.
Проблема: Не знание, представлений о влиянии массовой вырубки елей на экологическое состояние планеты.
Предмет исследования : мероприятия по сохранению ели.
Место проведения: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение детский сад №25.
Сроки проведения: 1 месяц декабрь 2022 год.
Гипотеза: ежегодная традиция – вырубать ель на Новый год приносит очень большой ущерб природе леса. Возможно, проведённые мероприятия способствуют уменьшению вырубки ели и переходом на использование искусственных ёлок и сосен.
Участники: Дети, воспитатель, родители.
Роль еловых лесов.
Велико значение хвойного леса в природе. Леса регулируют таяние снега, так как здесь он тает медленнее, чем на открытых пространствах. Талые воды впитываются в почву, пополняя запасы грунтовых вод, тем самым регулируя уровень воды в реках, поглощают шумы, ослабляют силу ветров, закрепляют пески. Лес – место обитания многих видов животных, которые питаются побегами, семенами, шишками хвойных растений. Неизмеримая роль хвойного леса в жизни человека, ведь каждая хвоинка, лесная травинка – это фабрика по производству кислорода. Они обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех живых существ. Многие хвойные породы деревьев выделяют особые вещества – фитонциды, которые очищают воздух от бактерий. Вот почему запах хвойного леса приятный, и в хвойном лесу так легко дышится. В фармацевтической промышленности хвойные леса играют важную роль. Изготовленные из еловой и сосновой хвои медицинские препараты, используют для лечения различных человеческих болезней. В общем, в любом городе на планете стараются как можно больше насадить растений, которые так необходимы для сохранения здоровья населения. Учитывая то, что растения поглощают углекислый газ, они также выделяют в воздух кислород и некоторые газообразные вещества, которые задерживают пыль и уничтожают вредные для здоровья микробы.
Из вытекающей живицы получают: канифоль, скипидар, древесный уксус, деготь, метиловый спирт, эфирные масла. Высококачественная древесина используется в постройке домов, самолетостроении, она необходима для строительства кораблей, железнодорожных вагонов. А как щедр лес по отношению к человеку! Из выделяемой елью смолы делают различные лекарства. Учебники и тетради, по которым мы учимся, сделаны из ели. Новый год невозможно представить без украшенной красавицы ели. Чтобы хоть как-то уберечь хвойные леса от вырубок, лесники специально к Новому году выращивают сеянцы елей в питомниках.
Лес – это не просто группа деревьев. Это особая система, где все компоненты уравновешены и зависят друг от друга. Это «стол и дом» для многих животных – белок, кабанов, зайцев. А на этих животных, в свою очередь, охотятся другие животные – волки, росомахи, куницы, соболь. Когда хвойный лес исчезает, гибнут или уходят в другое место и животные, и птицы.
Новогодний обычай: наряжаем ёлку.
Можете ли вы представить теперь Новый год вообще без елки, без лесной красавицы? Скорее нет. Обычай наряжать елку и встречать около нее Новый год имеет языческие корни. Еще в Древней Греции и Риме дома украшали зелеными ветками, и делать это нужно было обязательно, так как считалось, что хвоя принесет здоровье и счастье в будущем году. Хвойные деревья же вечнозеленые, поэтому они стали символом вечной молодости, смелости, долголетия, достоинства, верности, огня жизни и восстановления здоровья. Обычай украшать деревья существовал еще до наступления новой эры. В те времена считалось, что в их ветках живут могущественные духи (добрые и злые, и чтобы найти с ними общий язык и получить помощь, им подносили дары. А традиция украшать елку имеет кельтские корни, потому что именно у кельтов Мировое Древо — важнейший элемент картины мира. Считалось, что Иггра-силь поддерживает небосвод, соединяет небо, землю и преисподнюю. По другой легенде обычай украшать ёлку перед Новым годом и Рождеством пошел от немецкого богослова, главы Реформации, Мартина Лютера. Согласно легенде, Мартин Лютер, возвращаясь через лес, принес домой елку и украсил ее лентами и свечами. На площадях городов Европы хвойное дерево впервые появилось в XVI веке. В Англию обычай наряжать елку попал в середине XIX века, а в Россию он пришел при Петре Великом, который повелел «после благодарения Богу и молебного пения в церкви по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего января к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению января по 7-е число того же года. Да января ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять и с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям кое нужно на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится». Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой взвиваясь в воздухе, возвестила народу о наступлении Нового года, а вслед за этим согласно царскому указу началась потеха и по всей Белокаменной. Правда, обычай этот на русской почве долго не мог прижиться, видимо, потому, что ель в славянской мифологии тесно связана с миром мертвых. Можно считать, что чужим он был вплоть до революции. Почему? «Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные, и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит.
Искусственная ёлка.
Идея заменить живую ёлку искусственной возникла более 200 лет назад, когда традиция украшать ель на Рождество и Новый год уже устоялась во многих странах мира. Принято считать, что первые искусственные ёлки, похожие на настоящие, появились в Германии в середине XIX века, однако есть сведения о том, что искусственные новогодние деревья использовались и гораздо раньше: в начале XVIII века в США, в штате Пенсильвания. Живую ёлку мог себе позволить не каждый, поэтому местные предприимчивые жители придумали мастерить деревянные конусы и окрашивали их в зелёный цвет. Такие "ёлки" без пушистых лап мало походили на настоящие и особой популярности не получили. А уже в Германии ближе к концу XIX века искусственные ёлки стали изготавливать из гусиных перьев, которые прикрепляли к пирамидальной конструкции, повторяющей форму ели. Окрашенные в зелёный перья, служившие имитацией хвои, крепили к деревянному "стволу" с помощью "ветвей" из проволоки. Искусственные ёлки, как и живые, украшали не только гирляндами и игрушками, но и свечами. Чтобы минимизировать риск пожаров, "ветви" на такой конструкции располагали достаточно далеко от "ствола", так что искусственные ёлочки тех лет пушистыми красавицами не назовёшь. Однако практичные немецкие хозяйки новшество оценили: главным плюсом такой ёлки было то, что она не осыпалась.
Методика исследований.
Методы исследования : изучение литературы, беседы, поисковый метод, анализ, анкетирование, опрос, обобщение.
Этапы работы над учебно-исследовательской работой :
этапы Мероприятия сроки
подготовительный - обсуждение плана работы, поиск информации и форм работы с обучающимися, ожидаемые результаты, составление анкет 1 неделя декабря
поисково-исследовательский - беседа с обучающимися, введение в проблему;
- выставка творческих работ «Сделаем или нарисуем ёлочку своими руками»;
- сбор информации, создание презентаций о ели;
- Конкурс ёлочная игрушка
- составление рассказов и сказок;
- выставка рисунков «Сохраним ель!»
- круглый стол с обучающимися по теме «Искусственная ё лка: её плюсы и минусы»
- коллективная работа «Берегите зелёную красавицу!» 2-4 неделя декабря
заключительный - формулирование выводов;
- анкетирование обучающихся и подведение итогов;
- оформление работы, подготовка презентации 1 неделя января
Подготовительный этап: Изучение методической литературы, подбор иллюстраций с изображением хвойных деревьев в канун праздника. Карточки «Виды хвойных деревьев». Создание в группе экспозиции «Маленькой ёлочки не холодно зимой».
Основной этап: Беседа: «Какую пользу приносят хвойные деревья?», «Ёлка – символ Нового года!», «Что будет, если пропадут все хвойные деревья», «Как помочь деревьям жить долго».
Дидактическая игра: «Собери ёлочку»,
Просмотр мультфильма : «Лунтик и ёлочка», Просмотр презентаций; «Хвойные феи»
Чтение экологической сказки: «Ёлочка - зелёная иголочка»; «Маленькой ёлочке хорошо в лесу», «Живая ёлочка».
чтение пословиц и поговорок про ель.
Рисование: «Хвойная красавица», «Ёлочная ирука»
Лепка коллективная: «Хвойный лес»
Украшение ёлки, украшение группы
Выводы.
В процессе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
• Занятия с воспитанниками по экологии, развитию речи, аппликации, тематические подвижные игры; развлекательные мероприятия на тему проекта.
В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что:
• ели играют в природе и в жизни человека важную роль.
• вырубка елей наносит большой вред природе.
• как помочь хвойным деревьям жить долго и приносить людям пользу и радость.
Данный проект открыл удивительный мир еловых красавиц. Он поспособствовал к размышлению – стоит ли рубить зеленую красавицу ради новогодних праздников. Помог ответить на вопросы: отчего зимой у ёлки зелёные иголки? Почему у елочки колючие иголочки? Зачем нужны ели? Что будет, если на свете не станет елей? Как можно помочь сохранить ели? И на многие другие вопросы. Проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. По результатам опроса можно сделать вывод, что 3 семьи пересмотрели свое решение в пользу сохранения елочки – природного богатства в пользу искусственной ели. Это обстоятельство очень радует нас, значит, проделанная работа не прошла зря. Подводя итоги своей работы, можем сделать вывод: мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, о ее значении в природе и жизни человека. Ожидаемый результат достигнут: дети научились правильно взаимодействовать с природой; сформировались эстетические отношения к окружающей действительности, ко всему живому, научились отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к природе. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей в нашей местности, активно обсуждали предложенные нами рекомендации по экологическому поведению.