Люба Кулик
Исследовательская работа «Снег и лед»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Снег и лед…»
Секция: естествознание (неживая природа)
Работу выполнил : воспитанник С. Кирилл
Руководители: Кулик Любовь Владимировна,
Воспитатель МБ ДОУ д/с №47
х. Прикубанский 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Актуальность: такое редкое явление, как снегопад, у нас на Кубани крайне редко! В этом году нам сильно повезло! У нас наступила настоящая зима. И мы не хотели упустить возможность познакомиться с этим явлением поближе… От тепла наших рук и сосулька (а это ведь лед, и снег начинают таять… Интересно, а что же происходит со снегом и со льдом при разнообразных на них воздействиях…
Публикация «Исследовательская работа „Снег и лед“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
Цель исследования : Узнать из литературы больше информации о свойствах снега и льда. Провести с ними опыты, которые позволят нам определить, снег или лед тает быстрее и при каких условиях.
Задачи исследования :
1. Изучить информацию о разных свойствах снега и льда, имеющуюся в литературных источниках.
2. Провести опыты, позволяющие определить, как зависит скорость таяния снега и льда от воздействия на них теплым воздухом и водой разной температуры.
3. Вместе со взрослыми провести химический опыт со снегом, соблюдая технику безопасности.
Гипотеза исследования : вода в твердом состоянии в виде снега и льда при одинаковом на нее воздействии тает по-разному.
Объекты исследования : снег и лед в виде сосульки.
Методы исследования : теоретические, статистические, практические.
Основная часть.
Зима приносит много радости! Дети в зимнее, холодное время года любят играть на снегу, кататься на санях, ледянках с горки. Кувыркаться, веселится, подбрасывать снег. Бегать в зимнее время по глубокому снегу. Лепить из липкого снега снеговиков. Зимой нужно больше времени проводить на свежем зимнем воздухе!
1. Как образуются снежинки?
Из морей и океанов постоянно испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда-летом и зимой-очень холодно. Там, на высоте, пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки. Миллионы снежинок образуют снежную тучу. Ветер уносит тучу далеко от того места, где испарилась вода из океана, где в воздухе родились снежные звездочки. Итак, снежинки имеют форму шестиугольника. К вершинам кристаллических углов примерзают новые кристаллы, а на примерзшие наслаиваются следующие и т. д. Таким образом, появляются снежинки самых разнообразных форм, но обязательно шестиугольные!
Снежинки умеют летать, кружится, падать, таять. А когда много падает снега с неба, это называется снегопад. Когда же снежинки кружатся, ветер их несет, это называется вьюга, или метель. По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. [2]
2. Почему снег белый?
Ведь снежинки - это замерзшая вода, то есть крошечные шестигранные льдинки, а лед прозрачный. Правильно, лед прозрачный! Это означает, что он пропускает сквозь себя все лучи света. Каждая снежинка сама по себе тоже прозрачна!
Но снежинки падают на землю и лежат в сугробе беспорядочно. Вся эта рыхлая масса не пропускает свет, он не может через нее пробиться. Каждый лучик света, попадая на верхний слой снега, преломляется в огромном количестве ледяных кристалликов - снежинок. В результате все кристаллик - снежинки «передают свет» до тех пор, пока он весь не «выйдет» обратно, то есть снег полностью отражает свет. А когда весь свет отражается от предмета, мы видим этот предмет белым.
Если быть еще точнее, снег белый потому, что белым является свет Солнца, который он отражает. Если бы лучи Солнца были желтыми или красными, то и снег тоже был бы желтым или красным. На закате или заходе, когда лучи солнца видятся нам как розовые, снег тоже становится розовым. [1]
3. Почему снег хрустит?
Когда мы идем в морозный день по снегу, он хрустит. Оказывается, тонкие твердые снежинки трутся друг о друга или ломаются пол тяжестью наших ног, а ломается их очень много, поэтому звук становится громким. [3]
4. Когда и почему снег становится липким?
Когда на улице холодно, ниже 6, то снег состоит из отдельных снежинок. Свободных друг от друга. А когда становится теплее на улице, и температура воздуха приближается к 0, снег подтаивает, и снежинки начинают слипаться между собой. Поэтому мы можем скатать из снега снежные комочки. [2]
Но нужно помнить, что снег приносит большую пользу растениям. Он укрывает собой землю, согревая ее. Под снегом не вымерзает трава. Мелкие зверюшки согреваются в своих норках. Это и большой запас воды для земли, который используют растения при таянии весной. Поэтому бесснежная зима очень вредна для природы…
5. Лед – это тоже замерзшая вода…
В морозные дни на окнах образуются красивые узоры. Это ледяные узоры. Лед – это замерзшая вода. Его мы можем достать из холодильника…
Лёд может находиться и на вершинах гор; образовывая скопления льда - ледники. Горные ледники подтаивают и тем самым питают реки водой. Когда Солнце нагревает лед на реке, он тает и начинает ломаться.
В нашем сознании лёд неразрывно связан с зимой.
Но на планете Земля, есть места, где лёд и снег никогда не тают. Это ледники, которые находятся на вершинах высоких гор, и полярные области Земли – Арктика и Антарктида. Арктика располагается на севере Земли, а Антарктида – на юге. Огромные ледниковые шапки Антарктиды постоянно движутся к морю. У моря они подтаивают, раскалываются и образуют ледяные глыбы. Эти ледяные глыбы называются айсбергами. Они путешествуют по морям и океанам, пока не растают. В Арктике и Антарктиде можно увидеть разных птиц и зверей: пингвинов, моржей, тюленей, морских котиков морских львов, полярных сов, песцов, белых медведей и многих других. Эти животные живут в суровых условиях.
Арктика и Антарктида – это не единственные на нашей планете холодные места. Есть и другие, например, полюс холода – Оймякон, расположенный в Якутии.
Экспериментальная часть.
После изучения теоретического материала о разнообразных свойствах снега и льда, мы провели несколько опытов, которые позволят нам увидеть, что же происходит со снегом и льдом при воздействии на них: теплого воздуха, холодной и теплой воды, соли и карбида…
Очень важно было провести все свои наблюдения и опыты, пока погода нам позволяла: на улице было морозно и снег сохранялся таким как выпал, а лед таким, как образовывался, без изменения.
Опыт№1. Воздействие на снег и лед воздухом комнатной температуры.
Цель: доказать, что воздух комнатной температуры (23) на таяние снега и льда влияет по-разному.
Мы взяли одинаковые по массе (200 грамм) снега и сосульки, положили на одинаковые тарелки, оставили дома при комнатной температуре (23) и стали наблюдать… (Приложение 1)
Таблица 1.
Воздействие на снег и лед воздухом комнатной температуры.
Через 10 минут Через 20 минут
Снег почти не изменился, только на дне он стал чуть мокрый, уплотнившийся полностью пропитался водой и стал похож на мокрую вату
Лед (сосулька) сосулька сразу же начала таять, образовав лужицу… сосулька растаяла только на половину.
Вывод: За 20 минут воздух, который содержится в снеге, несмотря на окружающие его снежинки, нагрелся и от этого сами снежинки начали таять, а лед плотный, без воздуха, поэтому он тает только снаружи. Мы решили это попробовать подтвердить и следующими опытами.
Опыт№2. Воздействие на снег и лед кипятком.
Цель: доказать, что кипяток (100) на таяние снега и льда влияет по-разному.
Мы нагрели воду до 100 и залили сосульку и снег кипятком, соблюдая технику безопасности, а также мы в еще одну тарелку налили кипяток и добавляли в него снег… (Приложение 2)
Таблица 2.
Воздействие на снег и лед кипятком.
Снег (бросали в кипяток) Снег (заливали кипятком) Лед (сосулька)
растаял весь, лишь только соприкоснулся с кипятком растаял весь, лишь только соприкоснулся с кипятком растаяла только в том месте, куда попадал кипяток
Вывод: снег – это тоненькие льдинки, которые полностью тают, едва соприкоснувшись с кипятком из-за его высокой температуры. А лед, как мы говорили выше, из-за своей плотности, тает только в тех местах, куда попал кипяток, а затем кипяток быстро остывает и уже не успевает растопить оставшийся лед.
Опыт№3. Воздействие на снег и лед холодной водой.
Цель: доказать, что холодная вода (12) на таяние снега и льда влияет по-разному.
Мы взяли воду из-под крана, 12, и залили сосульку и снег, соблюдая технику безопасности, а также мы в еще одну тарелку налили холодную воду и добавляли в него снег… (Приложение 3)
Таблица 3.
Воздействие на снег и лед холодной водой (12).
Снег (бросали в холодную воду) Снег (заливали холодной водой) Лед (сосулька)
тает, становясь похожим на мокрую вату тает, становясь похожим на мокрую вату почти не тает
Вывод: снег тает быстрее сосульки в обоих случаях, становясь похожим на мокрую вату, а сосулька почти не тает. Однако, все это происходит в два раза медленнее, чем в опыте с кипятком. Он еще 5 минут лежал в воде, напоминая мокрую вату.
Опыт№4. Воздействие на снег солью.
Цель: доказать, что скорость таяния снега, обработанного солью и не обработанного, различна.
Мы снег даже солили. На две тарелки мы положили по 200 грамм снега. Но снег на второй тарелке мы посыпали солью (30 грамм (Приложение 4)
Таблица 4.
Воздействие на снег и лед воздухом комнатной температуры.
Через 10 минут Через 15 минут
Снег почти не изменился, только на дне он стал чуть мокрый, уплотнившийся лежал мокрым ватным комочком
Снег с солью почти не изменился, только на дне он стал чуть мокрый, уплотнившийся почти весь растаял
Вывод: снег, посыпанный солью, тает быстрее, чем без соли на 5 минут, но все же медленнее, чем, если бы мы его заливали водой.
Опыт №5. Горящий снег.
Снег может даже гореть. Соблюдая все меры безопасности, вместе со взрослыми (мама-учитель химии, мы его смешали с карбидом, предварительно сделав небольшую пещерку в снежной куче, и подожгли… (Приложение 5)
Вывод: снег потихоньку горел, издавая негромкие хлопки, в результате образующегося газа ацетилена. С сосулькой такой опыт не получился.
Снег умеет испаряться, превращаясь в дымку. (Приложение 6)
В ходе нашей работы можно сделать следующие выводы:
1. Снег мягкий и пушистый, богат воздухом, поэтому он не сразу тает от теплого воздуха, но моментально - от воздействия кипятка.
2. Сосульки же плотные, твердые, воздуха в них мало, поэтому они дольше сохраняются и не сразу тают от высокой температуры.
3. Однако и лед, и снег рано или поздно превращаются в воду.
И пусть зимой нам холодно, а вот растениям и под мягким покровом снега, и подо льдом все равно теплее и приятнее, чем на холодном ветру. Питаясь талой водой, они продолжают жить (Приложение 7)
Заключение
Мы узнали о свойствах снега и льда. Снег - легкий, пушистый, мягкий, искристый, белый, лед - прозрачный, сверкающий, но оба они – холодные, и тают с разной скоростью при одинаковом на них воздействии, однако в результате образуется вода [4] В нашей работе мы провели интересные опыты со снегом и льдом, которые позволили нам определить, что снег, богатый воздухом, тает быстрее, чем плотная сосулька, но он может одновременно и согревать. Однако нам показалось, что работать со снегом было значительно интереснее… Таким образом, цель работы достигнута. Гипотеза: вода в твердом состоянии в виде снега и льда при одинаковом на нее воздействии тает по-разному – доказана.
Работая над темой своей работы, мы получили навыки исследовательской деятельности. Практическая значимость исследований в том, что уже сегодня мы познакомились с опытами, которые будут изучаться в старших классах на уроках физики и химии, однако уже сейчас мы сможем бороться с лишним снегом и льдом, например, посыпав их солью, или, вместе со взрослыми, залив кипятком…
Результатами нашей работы мы поделились с ребятами из садика №47 и учащимися начальных классов МБОУ ООШ №14. Эти опыты могут повторить ребята самостоятельно, некоторые - под контролем родителей, заинтересованные изучением этого явления, в домашних условиях.
Но на этом мы останавливаться не будем и продолжим свои исследования в этой области : так, мы можем в любое время года получить лед из воды, заморозив ее в холодильнике, а вот сможем ли мы получить снег в домашних условиях! Хотя снегопушки уже помогают нам создавать искусственный снег на Олимпиадах и соревнованиях по зимним видам спорта…
Список использованной литературы
Список используемых источников:
1. Аксаков С. Снег. С любовью к природе. - М. : «Просвещение», 1989.
2. Большая советская энциклопедия. - М., «Сов. энциклопедия», 1984.
3. Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия / Л. Я. Гальперштейн, - М. : Росмен, 2001
4. Гумилевская М. Где рождается снег? С любовью к природе. - М. : «Просвещение», 1989.
5. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина - М. : ТЦ «Сфера», 2001. -192с.
7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. / С. Н. Николаева - М. : Педагогическое общество России, 2003
8. Султанова М. «О погоде» Серия маленькие почемучки / М. Султанова. – М. : Хатбер, 2017г. ,
9. Султанова М. «Простые опыты с водой» / М. Султанова. – М. : Хатбер, 2014г.
Интернет – источники
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/12/02/detyam-o-snege
2. https://grow-clever.com/2016/02/voprosy-pochemuchki-pro-sneg/
3. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/16691
4. https://signorina.ru/1657-igry-so-snegom-dlya-doshkolnikov.html
5. https://www.o8ode.ru/article/krie/klaccifikacia_cneginok.htm
6. https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-tayna-snezhinki-2932289.html
7. https://www.vospitatelru.ru/categories/2/articles/90