Татьяна Пахмутова
Исследовательская работа «Общественно-полезный труд в процессе воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выбранная тема в настоящее время особо актуальна, так как дошкольный пepиoд являетcя очень вaжным в жизни вcex дeтeй. Участие дошкольников в общественно-полезном труде представляет собой необходимое условие воспитания в любом обществе. Общественно-полезная направленность всей трудовой деятельности призывает к воспитанию высоких моральных качеств с раннего детства.
Публикация «Исследовательская работа „Общественно-полезный труд в процессе воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Проблема исследования : какова совокупность педагогических условий, когда наиболее эффективно осуществляется воспитательный процесс детей дошкольного возраста в общественно-полезном труде?
Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Цe ль: определить педагогические уcлoвия эффективного осуществления воспитательного процесса в общественно-полезном труде у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы трудового воспитания в
образовательной программе дошкольного учреждения;
2. Выявить особенности организации общественно-полезного труда
дошкольников в условиях детского сада и семьи;
3. Рассмотреть методические рекомендации по организации детского
труда, оценить степень ee эффективности.
В примерной образовательной программе «От рождения до школы»
выделяются следующие виды труда :
1. Самообслуживание (самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать постельные принадлежности).
2. Хозяйственно – бытовой труд (убрать игрушки, собрать листочки на участке).
3. Дежурство по столовой и занятиям.
4. Труд в природе (учатся поливать растения, сажать лук).
5. Ручной труд (починка, подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц).
Основными формами труда детей дошкольного возраста являются :
1. Поручение;
2. Дежурство;
3. Коллективно - трудовая деятельность.
Организация исследования : МБДОУ «Детский сад №27» «Рябинка» г. Новочебоксарск Чувашской Республики.
В данном детском саду мною было проведено наблюдение за организацией трудовой деятельности воспитанников старшей группы «Солнышко». Воспитатель предложил детям прорастить зеленый лук из луковицы. Дети активно включились в работу и с интересом высаживали луковицы в землю. Ежедневно поливали и наблюдали за прорастанием лука.
Проанализировав наблюдение, сделала вывод, что у детей сформировывается положительное отношение к труду и гордость от результата выполненной работы.
Значимость трудового воспитания заключается также в том, что дети,
умеющие трудиться, знают цену трудовых усилий, уважая свой и чужой
труд. Поэтому так важно с раннего детства приучать детей к труду как в
семье, так в дошкольных учреждениях.
Первоочередной задачей трудового воспитания детей дошкольного
возраста ставится в постепенном развитии интереса к труду, желания
трудиться, навыков элементарной трудовой общественно-значимой деятельности, трудолюбия.
Организация общественно-полезного труда у детей начинается с 1-й младшей группы, формируются навыки самообслуживания и выполнение
поручения.
Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе используются во всех возрастных группах, а ручной труд – в старшей и подготовительной группах.
Рассмотрим некоторые методические рекомендации по организации детского труда дошкольников :
- продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда;
- данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка;
-воспитатель должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять проявление настойчивости.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Одновременно дежурят 2-3 ребенка из группы. Дежурных подбирают следующим образом: вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурят дети с недостаточно сформированными навыками трудовой деятельности.
Таким образом, общественно-полезный труд дошкольников является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.