Неля Котелянец
Исследовательская работа «Выращивание кристаллов соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность: познавательно- исследовательская
Участники проекта: воспитатель, ребенок, родители.
Продолжительность: краткосрочный с 13 по 17 января 2021 года
Актуальность: Что такое кристаллы? Как образуются кристаллы?
Цель:
- Изучить условия образования кристаллов;
- Научить в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли.
Задачи:
Публикация «Исследовательская работа „Выращивание кристаллов соли“» размещена в разделах
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Систематизировать представления ребенка о соли и ее свойствах;
- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- Систематизировать представления ребенка о соли и ее свойствах.
Объект исследования : кристаллы соли.
Предмет исследования : соль.
Методы исследования : наблюдения, опыты, эксперименты, изучение литературы, рассматривание иллюстраций, рассматривание видеоролика «Откуда берется соль?», чтение сказки и пословиц о соли.
Предполагаемые результаты:
расширить и систематизировать знания ребенка о соли, ее свойствах;
развить познавательные умения через опытно-экспериментальную деятельность;
ребенок должен уметь анализировать и делать выводы, фиксировать полученный результат.
Продукт исследовательской работы : выращенные кристаллы из поваренной соли.
Для родителей: Вовлечение родителей в познавательно исследовательскую деятельность ребенка.
Этапы реализации проекта:
1-й этап - подготовительный этап:
• Беседа о соли, пословицы и поговорки.
• Чтение чешской народной сказки «Соль»
• Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.
• Подбор познавательной, художественной, научной и методической литературы.
2-й этап – основной этап:
• Изучение с детьми познавательной, художественной и научной литературы.
• Реализация проекта через взаимодействие с детьми группы, родителями;
• Опытно-экспериментальная деятельность.
• Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности «Откуда к нам соль пришла»;
3-й этап - заключительный этап:
• обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний;
• совместная деятельность педагога, родителей, детей.
Итоги проекта
В ходе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи, и добились своей цели. Выяснили, откуда берется соль, узнали, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Опытным путем исследовали свойства соли. Во время исследования стимулировалась познавательная активность ребенка, развивались творческие способности и коммуникативные навыки. И главное, научились самостоятельно выращивать кристаллы соли.
Литература
1. Джейн Эллиот, «Детская энциклопедия». ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
2. Савенков А. И., Маленький исследователь : Как научить дошкольника приобретать знания, - Ярославль; 2002.
3. Савенков А. И., Лекции на тему: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».
4. Бурыкина М. Ю., Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста, - Б. ; 1995.
5. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/Под ред. О. В. Дыбиной - М. : ТЦ Сфера, 2014.
6. Белов Н. В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов. - Минск: «Харвест», 2009 г. – 159 с.
7. Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго. - М. : РОСМЭН, 2011 г. - 240 с.
8. Журнал «Галилео. Наука опытным путём», №7, 2011.
9. Интернет-ресурсы:
1. https://www.geologiazemli.ru/articles
2. https://ru.wikipedia.org/wiki
3. https://www.kristallov.net/mineraly.html
4. https://mirkristallov.co
Приложение
День первый 13 января:
Проведение экспериментов с солью.
Опыты с солью:
Проводим с ребенком опыты для выяснения свойств соли.
1) посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)
2) сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая.
3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)
4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась).
Мы определили, что вещество полностью растворилось в воде, цвета и запаха не имеет, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод: соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.
День второй 14 января:
Заучивание поговорок и пословиц о соли.
Рассказ откуда появилась соль
Пословицы и поговорки о соли :
• Без соли не сладко, без хлеба не сытно.
• Без соли стол кривой.
• Недосол на столе, а пересол на спине.
• Соли не жалей — так есть веселей.
• Хлеб за солью не ходит.
• Без соли и хлеб не естся.
• Из пресного сделаешь соленое, а соленого не опреснишь.
• За хлебом-солью всякая шутка хороша.
• И старая лошадь до соли лакома.
• Несолоно хлебать, что немилого целовать.
• Солона рыба на своем блюде.
• Соль варим, а сами в нужде сидим.
• Солью сыт не будешь слезами горя не избудешь.
• Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
• Без соли хлебать, что немилого целовать.
• Без соли что без воли : жизни не проживешь.
• Без соли, без хлеба — половина обеда.
• Без соли, без хлеба — худая беседа.
• Без соли, без хлеба за стол не садятся.
• Без соли, без хлеба плевать на обед
ОТКУДА ПОЯВИЛАСЬ СОЛЬ?
Каждому из нас в детстве рассказывали сказки, притчи и интересные легенды. Мы с замиранием сердца слушали бабушек и дедушек, окунаясь в мир фантазий и волшебства. Когда-то в детстве моя бабушка рассказывала мне легенду о том, откуда появилась соль, а сейчас я хочу рассказать её тебе.
Когда-то давным-давно на земле жил народ, не знавший ни горя, ни печали: земля была плодородной, еда в их домах не переводилась, и жили люди как одна большая семья.
Но настали тяжёлые времена. Враги завидовали плодородности земель этого народа, их мечтой было захватить и поработить трудолюбивых людей. Началась война. Некогда счастливо живший народ почувствовал вкус горести и печали.
Мужчины народа храбро сражались с врагом, но даже их сил было недостаточно. В день, когда народ был почти повержен, в день самого важного сражения, все мужчины были ранены или убиты.
Тогда женщины народа собрались вместе и пошли в ту сторону, где состоялось сражение. Вражеские войска увидели, что со стороны домов народа идёт ужасная пыль и что-то блестит (женщины собрали золу и пускали её по ветру, а в руки взяли кувшины, блеск которых был виден издалека). Враги приняли их за подкрепление, прибывшее на помощь погибающему народу. Испугавшись, они покинули эту землю, поклявшись никогда сюда не возвращаться.
Настал мир, и этим миром все мужчины, все животные и птицы были обязаны хрупким рукам женщины. В их честь устроили пир, и каждое животное, каждый оставшийся в живых мужчина приносил свой подарок женщинам. Кто-то нёс еду, кто-то утварь, и каждый хотел, чтобы его подарок выделился среди всех.
Принимая подарки, женщины заметили муравья, который принёс еду – казалось бы, обычную еду. Но, попробовав её, женщины сказали, что не ели ничего вкуснее.
– Что особенного в этой еде? – спросили они.
Муравей отнекивался, не хотел выдавать секрет, ведь о соли тогда никто, кроме муравьёв, не знал. А увидев, что женщины не отстанут от него, пока он не скажет правды, решил убежать. Ему оставалось сделать шаг, чтобы выйти за дверь, но одна из женщин прищемила муравья дверью, и ему ничего не оставалось, как ответить:
– Соль.
С тех пор соль стала для нас привычной приправой, мы не задумывались о её происхождении. Как и о том, почему у муравья такая тонкая талия. А ведь говорят, что именно из-за того, что его прищемили дверью, сейчас у него такая тонкая талия.
День третий 15 января:
Познакомить где можно использовать соль.
Демонстрация иллюстраций.
Соль - природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. (показ иллюстрации).
Производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская (показать виды соли) .
Рассказала с показом иллюстраций, где используется соль.
1. При ангине кристаллы хорошо разогревают на сковородке, после чего больной дышит под простынею этим горячим воздухом. Дышать при ангине лучше ртом. Если же вас замучил насморк – дышите носом.
2. Также помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.
3. Промывают солёным раствором нос при насморке. Удобно для этого использовать бутылочку из-под капель, или просто пипетку.
4. Хорошо горячая соль вытягивает гной, поэтому если у вас появился фурункул или нарыв, нагрейте пару ложек кристаллов, заверните в тканевый мешочек и приложите к больному месту.
5. Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.
6. Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.
Соль применяют в косметологии:
Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи, (картинка с колбасой)
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время, (банка солёных огурчиков)
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
День четвертый 16 января:
Посещение соляных пещер (показ картинок)
Проведение опыта.
Рассказала откуда берется соль в океанской воде? Соль и другие вещества попадают в океан в результате выветривания горных пород. Принесенные реками, эти вещества распределяются по океану. Другие минералы попадают в океан с гидротермальными водами и вулканическими выбросами. Соли и прочие вещества изымаются из океана с морскими брызгами, испарением и биологическими процессами. Ученые полагают, что процессы поступления соли и ее удаления взаимно уравновешивают друг друга. Но откуда же взялась соль с самого начала? Один из источников — это минералы, размываемые и растворяющиеся в пресной воде, которая течет в океан. Реки, дождевой сток и просачивающиеся сквозь грунт воды несут в океан соли. Однако солевой состав океана отличается от состава воды, приносимой реками, следовательно, должны быть и другие источники солей. Прибойные волны вносят свою лепту, размывая прибрежные скалы. Гидротермальные источники (глубоководные выходы горячих подземных вод) изменяют состав воды, добавляя одни минералы и удаляя другие. Различные биологические и химические процессы и реакции в толще воды и около дна также изымают соли из воды. Считается, что все эти процессы взаимно уравновешиваются, и солевой состав воды остается постоянным. Таким образом, океан находится в химическом равновесии.
Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.
Провела опыт вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится :
вода; стакан; неглубокая тарелка; соль; нитка.
Провели опыт.
Наполняем стакан водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне стакана не появится осадок из кристалликов соли.
Затем выливаем получившейся раствор в тарелку кладем по краю нитку и ставим на теплое место с постоянной температурой.
Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день, как растут наши кристаллы соли.
Для этого заведём тетрадь, и будем в ней делать зарисовки нашего кристалла соли.