Седова Марина
Исследовательская работа «Матрёшка — знакомая незнакомка»
▼ Скачать + Заказать документы
Матрёшка — знакомая незнакомка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ершовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
143055, Московская область, Одинцовский район,
с. Ершово, д. 6 «а», телефон 8-498-690-84-47
«Матрёшка :
знакомая незнакомка»
Учитель (руководитель) : Автор:
Седова Марина Александровна Иванова Таисия Владимировна
Публикация «Исследовательская работа „Матрёшка — знакомая незнакомка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Матрешка, матрёшки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Учитель начальных классов Учащаяся 1 “Б” класса
Телефон 8-926-674-60-99 16.09.2010 года рождения
E-mail : lubasy@inbox.ru 
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение___ 4
2. История создания русской матрёшки___ 5
3. Виды матрёшек___ 10
- Матрёшка из Сергиева-Пасада___ 10
- Матрёшка из Полховского майдана___ 11
- Семёновская матрёшка___ 12
- Вятская матрёшка___ 13
4. Изготовление матрёшки ___ 14
5. Музеи матрёшки___ 15
6. Дизайнерские матрёшки___ 16
7. Заключение___ 16
8. Список литературы___ 17
Цели и задачи проектной работы :
1. Познакомится с историей возникновения матрёшки.
2. Определить наиболее известные в нашей стране виды матрёшек.
3. Выделить основные отличия этих матрёшек.
4. Ознакомится с методами создания матрёшек.
Народный костюм наших предков был удивительно красив. Каждая его деталь являлась свидетельством жизненного уклада, той или иной волости. Одежда и праздничная, и повседневная соответствовала образу жизни, благосостоянию и семейному положению. Цветовая гамма была разнообразна – сочетания красных, синих, жёлтых и зелёных цветов, с ярким растительным миром, вышитом на передниках, платках, на рукавах и подоле рубах. Всё это придавало праздничный вид любой женщине, даже в хмурый зимний день.
Как-то гостивший у русского помещика иностранный путешественник, посмотрев в окно, увидел необыкновенное зрелище: «Что это?» - только и мог вымолвить он. Помещик несколько с недоумением воскликнул: «Да это же бабы из моей деревеньки в церковь на воскресную службу идут». Иностранный гость был изумлён красочным зрелищем, празднично разодетых крестьянских женщин. Он доселе не видывал, чтобы простая женщина была так нарядно одета.
Вот и знаменитая русская матрёшка видимо позаимствовала эти наряды у русских красавиц и умельцев – мастеров, которые с удовольствием фантазировали и раскрашивали разными узорами деревянных куколок.
История создания русской матрешки.
Матрёшка, матрёшка, русская краса:
Румяные щечки, глазки-бирюза,
Белая рубаха, русский сарафан,
На голове – платочек, не найдешь изьян!
На первый взгляд-простая,
но радует взор
В росписи одежды затейливый узор.
Милая улыбка, загадка внутри…
Сколько же в ней куколок?
Ну-ка разбери!
(Зиновьева Т. Н.)
По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет! Прообразом матрешки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.
А где же родина этой всеми любимой деревянной игрушки, которая стала одним из лучших сувениров из России? Именно Московский уезд является родиной знаменитой русской матрёшки. В конце ХIХ века Александра Мамонтова привезла на московскую фабрику «Детское воспитание» фигурку японского старичка-мудреца Фукурумы. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник – монах.
Игрушка была интересна тем, что в ней было несколько фигурок, которые вкладывались одна в другую, по размерам всё меньше и меньше, пока самая последняя не оказывалась совсем маленькой. Вот и решили местные мастера повторить эту забаву для своих детей.
Фигурка буддийского мудреца Фукурумы
В это время стал активно появляться интерес к русской культуре и искусству. Возникло целое художественное направление «Русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал Мамонтовский кружок.
Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918гг., крупный российский промышленник, покровитель и знаток искусств (меценат, собрал вокруг себя группу видных русских художников. Среди них были И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, М. А. Врубель и другие.
В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе игрушки.
Мамонтовский кружок.
Для возрождения и развития традиций этой игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В ней сначала создавали кукол, которых одевали в праздничные народные костюмы разных губерний (областей) России. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы.
По эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку, которая состояла из восьми фигурок. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане. (XIX век.)
Матрешка Малютина представляла собой круглолицую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом в руках.
Первая матрешка
Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т. п.
Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространённому в народной среде. В основе этого имени Латинское слово «матер» - мать. И сегодня матрешка остается символом материнства.
Первую матрешку изготовил сам художник Малютин. После закрытия мастерской «Детское воспитание» производство деревянных кукол освоили в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Их вытачивали на токарном станке.
Сергиевский уезд, названный так ещё при Екатерине II, находился в дремучих лесах, и во всех сёлах издавна процветал промысел деревянных игрушек. Матрёшек вырезали из осины, берёзы, липы, ольхи, раскрашивали яркими красками их наряды: дешёвых кукол – клеевыми красками, а дорогих – эмалями, акварелями. Народ любил этих ярких красавиц и покупал не только для детей, но и для своих коллекций.
Город Сергиев Посад возник вокруг монастыря – Троице – Сергиевой лавры, основанной в 1340 году монахом Сергием Радонежским. По преданию первую деревянную игрушку вырезал сам Сергий Радонежский. Он одаривал игрушками местных ребятишек. Богомольцы, приходившие в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже у детей царской семьи были игрушки из Сергиева Посада («потешные возки» с конями, «красные ложки»).
матрешки по мотивам сказок
Кроме матрешек, изображавших реальных людей своего времени, распространились куклы по мотивам литературных произведений. В 1912 году, к столетию Отечественной войны 1812 года, были созданы матрешки, которые изображали Кутузова и Наполеона. Внутри у них были фигуры военачальников.
Расписывали матрешки по мотивам сказок и былин: «Царь Додон», «Царевна - лебедь», «Конек – горбунок». Сергиево – Посадские матрешки имели от двух до двадцати четырех вкладышей. Самой большой считается 60 – местная кукла, выточенная в 1967 году.
Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. За свою простоту и оригинальность эта игрушка является одним из самых распространенных сувениров в России. Она впитала в себя русский дух деревенской жизни, но при этом остается современной и по сей день…
Благодаря популярности этой матрешки в России стали возникать и другие центры по её изготовлению и росписи: в Семенове, Полховском - Майдане, в Вятке, Твери, Йошкар – Оле и других местах. У каждой из них свой стиль и роспись.
ВИДЫ МАТРЕШЕК.
Много видов у матрёшки, ведь она из разных мест!
Есть Загорская, Тверская, и Семёновская есть!
Полховская, Вятская… Вот какая разница!
Матрёшка из Сергиева Пасада.
Я, из Сергиево-Пасада,
Встрече с Вами очень рада!
Мне художниками дан,
Яркий, русский сарафан!
Я имею с давних пор,
На переднике узор!
Знаменит узорчик мой –
Разноцветною каймой!
В 1900 году «Детское воспитание» закрылось, и Матрешка перебралась в Сергиев Посад, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательную мастерскую. Первые Матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. В этом же году кукол представили на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль.
С этого момента началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пё строй шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрё шка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.
элементы росписи Сергиево-Посадской (Загорской) матрёшки
Матрешка Полховско - Майдановская.
А я, подружки из Майдана,
Могу я стать звездой экрана!
Украшен мой наряд цветами c сияющими лепестками,
И ягодами разными, спелыми и красными!
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.
Элементы росписи Полховско-Майдановской матрёшки
СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЕШКА
Из тихого, зеленого, городка Семёнова
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов, садовых роз
В подарок принесла!
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера - семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю., по традиции букет располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семеновские токари создали свою форму матрешки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью ; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.
элементы росписи Семёновской матрёшки
ВЯТСКАЯ МАТРЁШКА.
Кировская область исстари известна удивительными народными промыслами. Окрестности Кирова, ранее носившего красивое имя Вятка – родина дымковских свистулек и нежнейшего кукарского кружева. Столь же знаменита и вятская матрешка, очаровательная северная скромница в платочке, завязанном на бантик, и расписанном крупными цветами переднике.
Наши губки бантиком, да, щечки словно яблоки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке!
Мы матрешки вятские, всех на свете краше!
Расписные, яркие сарафаны наши!
Вятская матрёшка - самая северная из всех российских матрёшек. В городе Нолинске пишут голубоглазых девушек-северянок. А с конца 1960-х годов характерной особенностью вятских красавиц является аппликация их ржаной соломкой, которая выращивалась на специальных участках и аккуратно срезалась серпом в ручную.
Куклы всегда выглядят очень празднично, поскольку в росписи доминируют красные цветовые оттенки. Для матрешек-северянок характерны «солнечные» волосы, выбивающиеся впереди из-под платочка, большие глаза и очень густые, идеально прорисованные ресницы.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТРЁШКИ.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.
Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.
В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.
Изготовление матрешки
МУЗЕИ МАТРЁШКИ.
В нескольких городах работают музеи матрёшки : в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде.
ДИЗАЙНЕРСКИЕ МАТРЁШКИ.
Дизайнерские матрёшки, созданные к юбилею журнала VOGUE, предназначенные для продажи с благотворительного аукциона, с начальной стоимостью от 5000 евро. Каждая матрё шка посвящается творчеству одного Дома моды:
Заключение
Я поняла, что русская расписная матрёшка представляет собой уникальное явление в современном художественном мире. Недаром она привлекает пристальное внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране, так и за рубежом. Роспись матрёшки как бы вбирает в себя всё яркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением России. Игрушка, созданная много лет назад и сейчас остается одной из любимых игрушек.
Список литературы:
1. Л. Н. Соловьев. Русская матрешка. М. : Интербук, 1993.
2. И. Бусева – Давыдова. Игрушки Крутца. М. : Детская литература, 1991.
3. Журнал «Начальная школа» №1, 1994.
4. Журнал «Начальная школа» №9, 2002.
5. Материалы из Интернета.