Нина Саркисянц
Исследовательская деятельность в подготовительной группе на тему «Магнит и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность
В подготовительной группе (6-7 лет)
Тема «Магнит и его свойства»
Воспитатель Саркисянц Н. Н.
Занятие №1 "Знакомство с магнитом" Цель: ознакомить детей со словом "магнит"
Публикация «Исследовательская деятельность в подготовительной группе на тему „Магнит и его свойства“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Оборудование, материалы: различные магниты;
различные предметы: скрепки, кусочки проволоки (железные, алюминиевые, медные, лоскутки ткани,
резиновый жгутик,пластилин, бумага; две коробки с наклейками "ДА" и "НЕТ".
На столе воспитателя те же и штатив, на котором на нити повешен железный стержень, стопка книг.
Воспитатель. Ребята сегодня я познакомлю вас с новым предметом. Этот предмет обладает очень интересными свойствами- он притягивает к себе железные предметы. У вас на столе есть такой же предмет, возьмите его в руки и внимательно рассмотрите.
А знаете ли вы!
Слово магнит происходит от названия города Малой Азии. Тысячи лет тому назад, когда там впервые нашли магнитную руду, город назывался Магнезия.
Сейчас этот город Маниса.
Я покажу какими свойствами обладает этот предмет.
У меня на ниточке подвешен железный стержень.
Смотрите ниточка со стержнем отклонилась от своего
первоначального положения потому, что стержень притягивается к предмету, который лежит на книгах. Назовём его магнитом.
Я буду помещать между магнитом и стержнем различные предметы: лист бумаги- стержень притягивается; стекло- стержень притягивается; книгу-стержень возвращается в положение равновесия (всё это по ходу рассказа демонстрируется).
Какими свойствами обладает магнит? Всегда ли магнит притягивает стержень?
А теперь возьмите в руки магнит и по очереди поднесите к тем предметам, которые лежат у вас на столе. Те предметы, которые притянутся к магниту, положите в коробку с наклейкой "ДА", а если не притягиваются- в коробку с наклейкой НЕТ".
Какие предметы магнит притягивает, какие нет?
Опыт со скрепками.
Делаю цепочку из скрепок. Осторожно отнимаю от магнита, цепочка не разваливается. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Скрепки притягиваются друг к другу оттого что, пока
они находились рядом с магнитом, сами стали магнитами. Теперь проделайте это сами.
Практическая часть
Итог.
Какими свойствами обладает магнит? Какие предметы он притягивает? Какие не притягивает?
Всегда ли магнит притягивает железные предметы?
Занятие №2
«Знакомство с полюсами магнита» Цель: дать детям представление о полюсах магнита.
Оборудование и материалы: различные предметы: скрепки, кусочки проволоки (железные, алюминиевые, медные, лоскутки ткани, резиновый жгутик, пластилин, бумага.
Повторение пройденного материала.
Воспитатель. Вспомните, какие предметы притягивает магнит?
Повторить эксперимент с образованием цепочки
(намагнитились, обладают магнитными свойствами).
Обращаю внимание детей на то, что цепочка сохраняется короткое время, а затем распадается. Причина в том, что скрепки обладают магнитными свойствами лишь незначительное время.
Опыт.
Воспитатель.
Положить на картон несколько скрепок, подвести под него магнит. Затем начинаю перемещать магнит. Скрепки на поверхности картона приходят в движение.
Предлагаю сделать то же детям.
Объясните, почему двигаются скрепки?
То же делается с различными материалами дерево, пластмасса, стекло).
Эксперимент.
К скрепкам подношу магнит и обращаю внимание детей на то, что они притягиваются больше всего к концам магнита. Обратить
внимание детей на то, что чем дальше от концов, тем магнитные свойства слабее, а середина магнита свойствами притяжения совсем не обладает. Предлагаю убедиться в этом самих детей. Дети кладут магнит на рассыпанные по столу скрепки. Затем подняв магнит видят, что больше всего скрепок находятся на концах магнита.
Дети делают вывод, что более сильными свойствами притяжения обладают концы магнита.
Обращаю внимание детей на окраску магнитов. Как полосные, так и на подковообразные, магниты окрашены в два цвета: синий и красный.
Опыт.
Предложить детям приложить магниты друг к другу одинаково окрашенными концами. Опыт подводит детей к выводу, что в этом случае никакого притяжения не наблюдается. Затем прикладываем магниты друг к другу концами, окрашенными в разные цвета. И видят, что разноокрашенные концы притягиваются друг к другу.
Провожу эксперимент со штативом, что одинаково полюсные магниты всегда отталкиваются, а разные притягиваются.
Занятие №3
«Магнит и вода» Цель: закрепить полученные ранее знания о магните, его свойствах. Ознакомит, что магнитные силы проходят сквозь воду и предметы.
Оборудование: магниты, скрепки, стеклянный стакан, деревянная линейка.
Прошу детей вспомнить, какие предметы притягивает магнит. По ходу повторения дети повторяют эксперименты предыдущего занятия.
Предлагаю детям провести опыт.
Сможешь ли ты, не дотрагиваясь до скрепки руками,
сделать так, чтобы она сама "взобралась" вверх по линейке!
Делаем вывод, что силы магнита действуют через линейку. Затем предлагаю проверить действие магнита через картон, фанеру.
Беру стакан воды, бросаю туда скрепку и предлагаю детям вынуть её, не мочив ни своих рук, ни магнита.
Подвожу детей к правильному решению задачи-вытянуть скрепки при помощи магнита. Дети упражняются в вытаскивании железных предметов из воды магнитом.
Подвожу детей к выводу, что магнитные свойства проявляются не только в воздухе, но и в воде.
Делаем вывод, что "магнетизм" свободно проходит сквозь большинство предметов, не обладающих магнитными свойствами.
Занятие №4
«Эти чудные магниты» Цель: закрепить полученные ранее сведения
о магните и его свойствах, что магнитные силы проходят сквозь предметы: картон, фанеру, воду.
Оборудование: два прямых магнита, два листа цветной бумаги, скотч, ножницы, карандаш.
Опыт, показываю детям, если сблизить концы двух магнитов, они либо отталкиваются, либо притягиваются друг к другу. Если они отталкиваются, перевернём один из них другим концом, и они притянутся. К концу одного из магнитов скотчем приклеим полоску бумаги. Возьмём второй магнит и к тому его концу, который притягивается к первому, приклеим бумагу другого цвета. Попробуем свести два одинаковых полюса вместе и мы почувствуем, как они отталкиваются друг от друга. Соединим скотчем оба магнита, вставив между ними карандаш.
Что произойдёт, когда мы его вынем?
Попробуйте надавить на верхний магнит пальцем. Когда мы отпустим палец, магнит должен спружинить и вернуться в прежнее положение. Верхний магнит будет " плавать" над нижним. У всех магнитов есть по два плюса. Один называется северным, а другой-южным. Одинаковые полюса отталкиваются друг от друга, а разные полюса притягиваются.
занятие заканчивается кратким повтором и выводом воспитателя.
А на следующим занятии мы познакомимся с компасом