Елена Сталинская
Исследовательская деятельность учителя на основе использования технологической карты в 5 классе по теме «Растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Сталинская Елена Владимировна,
учитель биологии МОУ «Лицей №2»
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Актуальность проекта.
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сентября 2012 года осуществился переход на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) «по мере готовности» образовательных учреждений. [5]
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Новая парадигма образования ХXI века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности : познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Учителю тем самым предстоит реализовать эти существенные изменения, которые ФГОС основного общего образования требует привнести в практику педагогической деятельности. Учитель должен уметь проектировать урок. [2]
Цель проекта: выполнить проектирование технологической карты урока биологии в 5 классе по теме «Растения»
Задачи проекта:
1. Показать технологию проектирования урока на основе построения технологической карты урока.
2. Показать методику организации различных видов учебной деятельности, направленных на формирование познавательных УУД.
3. Показать виды деятельности учителя на различных этапах организации урока.
Основные этапы проекта :
1. Отбор, изучение и анализ учебно-методической литературы по составлению технологической карты.
2. Определение основных методов, форм и средств необходимые для проектирования урока.
3. Разработка проекта урока с использованием технологической карты урока.
4. Подготовка презентации проекта и материалы к его защите.
Теоретическое обоснование проекта
Проектирование урока – предварительная разработка системы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на овладение учебным материалом в соответствии с поставленной целью.
Возникла необходимость создать такую форму, которая поможет видеть:
педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющие достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;
последовательную цепь педагогических действий не нарушающих логику целостной деятельности;
последовательность педагогических действий, не прервав цепи операций, входящих в данное действие. [3]
Такая форма возможна в виде составления технологической карты урока.
"Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций" [6]
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. (приложение №1)
Важным преимуществом созданной карты является её универсальность, поскольку она может использоваться :
для проектирования уроков в разных дидактических системах, реализующих деятельностный подход;
для проектирования уроков в разных ступенях обучения;
учителем с разным опытом работы и профессиональной квалификацией. [4]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ Проект урока по теме «Растения».
учебник биология 5 класс автор Н. И. Пономарева.
Предмет биология
класс 5
Тема урока Растения
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты
Метапредметные и личностные результаты:
– формировать умение характеризовать царства растений;
– формировать умение объяснять строение и жизнедеятельность растений;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: хлорофилл, хлоропласты, вакуоль, фотосинтез.
Познавательные УУД
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Решаемые учебные проблемы
учебно-практическая проблема (по педагогической значимости, требующие усвоения новых действий, фронтальная (по способам организации процесса решения, урочная (по месту возникновения).
Основные понятия, изучаемые на уроке
Растения, флора, цветковые (покрытосеменные) растения, побег, корень, голосеменные (хвойные) растения, мхи, папоротники, спора, водоросли, слоевище.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Интерактивная доска, компьютер, проектор, интернет.
Методическое назначение средств ИКТ
Формирование познавательной активности обучающихся
Аппаратное и программное обеспечение
Средство просмотра Office Power Point.
Образовательные интернет-ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
https://school-collection.edu.ru/
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА.
Этап
Содержание
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
I. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
– О каких организмах мы сегодня будем говорить?
Какую роль эти организмы играют на нашей планете?
Рассказ учителя «Флора» (слайд 2)
Какой важный признак объединяет их?
Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.
-Каковы основные признаки растений?
Дети перечисляют (слайд 3)
Учитель фиксирует ответы на доске
-Расскажите, какие группы растений вы уже знаете?
Используя рисунок учебника 39.42.43
Дети называют группы растений и характеризуют их.
Демонстрация фото (слайд 4)
Учитель комментирует ответы детей.
– Расскажите мне, что вы уже знаете, об отличиях клеток растений и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.
Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. (слайд 5,4)
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
1. На какие вопросы учебник предлагает найти ответы?
1) Какова роль растений в природе и жизни человека?
2) Каковы основные признаки растений?
3)Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их?
4)Назовите деревья и кустарники, которые растут на территории школы?
Работа с учебником на с. 51
– Что отличает растительную клетку?
схема «Строение растительной клетки»
Познавательные УУД
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД
3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
III. Практикум.
выполнить лаб. работу №3 (приложение 4)
Регулятивные УУД
Формирование умений проводить наблюдения, сверять свои действия с целью и делать вывод.
IV.Проверка полученных результатов. Коррекция.
1) Каково значение фотосинтеза для всех организмов?
2) Что отличает растительную клетку?
Работа с рисунком (слайд 6)
Обмен мнениями по заданиям.
ТОУУ
Регулятивные УУД
2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
V. Подведение итогов, домашнее задание.
– Какое вещество, органоид, процесс помогают целому организму (клеткам растений) выполнять роль автотрофного организма?
Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).
Организация рефлексии:
Каковы результаты (довольны ли)
Что не получилось и почему (мысли учащихся)
Что делать, чтобы результаты получились выше (мысли учащихся, рекомендации учителя, назначение индивидуальных консультаций)
Домашнее задание:
1. прочитать§11,ответить на вопросы.
2. Подготовить сообщение «Редкие травянистые растения Гулькевичского райцона».
Регулятивные УУД
3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Список литературы используемой при подготовке проекта
Биология 5 класс, И. Н. Пономарёва, И. В. Николаев, О. А. Корнилова, М. :издательский центр «Вентана-Графт», 2012
КопотеваГ. Л., Логвинова И. М. ,Проектирование деятельностной модели урока на основе технологической карты. : https://iyazyki.ru/2013/06/design-modellesson/(дата обращения 06.02.15)
Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: Учитель, 2013. — 99 с.
Логвинова И. М., Копотева Г. Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12–18.
РайзбергБ. ,Лозовский Л. ,Современный экономический словарь
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626 (дата обращения 06.02.15)
Чернобай Е. В., Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Москва. : «Просвещение»,2012.