Татьяна Пудова
Исследовательская деятельность на учебно-опытном участке как средство формирования экологической культуры школьников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время происходят гуманизация и демократизация современного общества, социально-экономические перемены, модернизация системы образования. В это непростое время большое внимание уделяется преемственности системы образования между дошкольным образовательным учреждением и школой, проблеме речевого развития дошкольников и младших школьников.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.
Публикация «Исследовательская деятельность на учебно-опытном участке как средство формирования экологической культуры школьников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В норме к пяти — шести годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или фразы, насыщенные сочетаниями звуков, которые ребенок еще не дифференцируют (С – Ш) : «Шла Саша по шоссе».
В 6 – 7 лет дети должны:
- правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук или с данным звуком;
- выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков;
- произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист, определять количество слогов в слове;
- произносить длинные и сложные предложения (В саду за высоким забором растут яблони, а в кустах шиповник);
- употреблять в речи предлоги простые (в, на, из, и сложные (из-за, из-под, около, возле);
- правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) ( Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.);
- образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро);
- образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный, образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел); понимать обращенную к ним речь в полном объеме;
- понимать сложные двусмысленные тексты;
- активный словарь быстро пополняется, лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов, дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами, классифицируют предметы;
- самостоятельно составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки;
- логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «а»;
- понимать логико-грамматические конструкции (Петю ударил Ваня. Кто драчун).
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. Связная речь дошкольника достигает довольно высокого уровня.
Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников и младших школьников с речевыми нарушениями, с недоразвитием речи.
Недоразвитие речи – это отставание в формировании каких-либо сторон речевой функциональной системы. Очень часто в детском саду и в начальной школе встречаются дети с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Специфика речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариантности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия. У них наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. У детей с этим речевым дефектом встречается некоторая задержка лексико-грамматического развития.
Нередко у детей-дошкольников и младших школьников встречается общее недоразвитие речи (ОНР III уровня).
При общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, фонематических процессов, лексики, грамматики. Отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.
У большинства детей с ОНР имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление. Для этих детей характерны как типологические, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций.
У детей с IV уровнем речевого недоразвития (НВОНР) наблюдается незначительное нарушение дифференциации звуков речи, словоизменения (мужественный - мужовый, мускулистый – мускульный, книголюб – книжный, портной – порной, нарушение предложно-падежных конструкций, не всегда правильно применяют сложные по конструкции предлоги.
Очень часто в логопедической практике встречается стертая дизартрия. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина).
Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.
В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений и учителями начальной школы встаёт вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план образовательных учреждений включаются задачи речевого развития дошкольников и младших школьников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.
Логопеды на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение фонематических нарушений, общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи, просодики и т. д. В тесной взаимосвязи логопеды работают с воспитателями, учителями, музыкальным руководителем, инструктором по ЛФК, медицинскими работниками, психологом, родителями.
Воспитатели групп совершенствуют артикуляционную, мелкую и общую моторику, закрепляют произносительные навыки, навыки звукослогового анализа и синтеза, обогащают, уточняют и активизируют отработанную лексику в соответствии с лексическими темами программы, упражняют в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, формируют связную речь детей и т. д.
Родители должны оказать требуемое воздействие на своего ребенка, имеющего дефект речи, посильную помощь ему. Ведь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Совместно с логопедом, воспитателями вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка.
Согласованность в действиях воспитателей, специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников и младших школьников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.