Приложение МААМ

Исследовательская деятельность на учебно-опытном участке как средство формирования экологической культуры школьников

Татьяна Пудова
Исследовательская деятельность на учебно-опытном участке как средство формирования экологической культуры школьников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время происходят гуманизация и демократизация современного общества, социально-экономические перемены, модернизация системы образования. В это непростое время большое внимание уделяется преемственности системы образования между дошкольным образовательным учреждением и школой, проблеме речевого развития дошкольников и младших школьников.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.

Публикация «Исследовательская деятельность на учебно-опытном участке как средство формирования экологической культуры школьников» размещена в разделах

В норме к пяти — шести годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или фразы, насыщенные сочетаниями звуков, которые ребенок еще не дифференцируют (С – Ш) : «Шла Саша по шоссе».

В 6 – 7 лет дети должны:

- правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук или с данным звуком;

- выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков;

- произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист, определять количество слогов в слове;

- произносить длинные и сложные предложения (В саду за высоким забором растут яблони, а в кустах шиповник);

- употреблять в речи предлоги простые (в, на, из, и сложные (из-за, из-под, около, возле);

- правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) ( Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.);

- образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро);

- образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный, образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел); понимать обращенную к ним речь в полном объеме;

- понимать сложные двусмысленные тексты;

- активный словарь быстро пополняется, лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов, дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами, классифицируют предметы;

- самостоятельно составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки;

- логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «а»;

- понимать логико-грамматические конструкции (Петю ударил Ваня. Кто драчун).

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. Связная речь дошкольника достигает довольно высокого уровня.

Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников и младших школьников с речевыми нарушениями, с недоразвитием речи.

Недоразвитие речи – это отставание в формировании каких-либо сторон речевой функциональной системы. Очень часто в детском саду и в начальной школе встречаются дети с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Специфика речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариантности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия. У них наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. У детей с этим речевым дефектом встречается некоторая задержка лексико-грамматического развития.

Нередко у детей-дошкольников и младших школьников встречается общее недоразвитие речи (ОНР III уровня).

При общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, фонематических процессов, лексики, грамматики. Отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

У большинства детей с ОНР имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление. Для этих детей характерны как типологические, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций.

У детей с IV уровнем речевого недоразвития (НВОНР) наблюдается незначительное нарушение дифференциации звуков речи, словоизменения (мужественный - мужовый, мускулистый – мускульный, книголюб – книжный, портной – порной, нарушение предложно-падежных конструкций, не всегда правильно применяют сложные по конструкции предлоги.

Очень часто в логопедической практике встречается стертая дизартрия. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина).

Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.

В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений и учителями начальной школы встаёт вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план образовательных учреждений включаются задачи речевого развития дошкольников и младших школьников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.

Логопеды на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение фонематических нарушений, общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи, просодики и т. д. В тесной взаимосвязи логопеды работают с воспитателями, учителями, музыкальным руководителем, инструктором по ЛФК, медицинскими работниками, психологом, родителями.

Воспитатели групп совершенствуют артикуляционную, мелкую и общую моторику, закрепляют произносительные навыки, навыки звукослогового анализа и синтеза, обогащают, уточняют и активизируют отработанную лексику в соответствии с лексическими темами программы, упражняют в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, формируют связную речь детей и т. д.

Родители должны оказать требуемое воздействие на своего ребенка, имеющего дефект речи, посильную помощь ему. Ведь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Совместно с логопедом, воспитателями вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка.

Согласованность в действиях воспитателей, специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников и младших школьников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Публикации по теме:

Сценарий учебно-познавательного мероприятия в ДК для школьников «Когда ноябрь у школьного порога» «Когда ноябрь у школьного порога» Учебно-познавательная программа для школьников 21.11.2017. начало в 10.00. Фанфары Голос Школа - чудесный.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.

Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры» Проект «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» группы подготовительного возраста «Ежики» Автор: Тиунова Татьяна.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность на учебно-опытном участке как средство формирования экологической культуры школьников
Опубликовано: 29 июня 2021 в 19:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность на учебно-опытном участке как средство формирования экологической культуры школьников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пудова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД