Екатерина Никифорова
Исследовательская деятельность «Куклы из бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Усогорский детский сад «Аленка»
.
Никифорова Екатерина Николаевна
Исследовательская деятельность в детском саду
«Куклы из бабушкиного сундучка»
пгт. Усогорск 2013 г.
Содержание
Глава 1. Введение
Глава 2. Анкетирование респондентов
Глава 3. Виды кукол
• Обереговые куклы
• Обрядовые куклы
• Игровые куклы
Публикация «Исследовательская деятельность „Куклы из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Темочки
Глава 4. Заключение.
• Обращение к участникам конференции
Глава 5. Библиографический список.
Введение
1. Педагогу, работающему с детьми всегда важно найти пути открытия сердца ребенка. Крайне важно научить ребенка уважать свои корни, то место, где он родился, вырос, где живет он, и где жили его предки.
В семье, да и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. Любой человек, независимо от возраста и профессии, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Это первые жизненные и культурные ориентиры.
Однажды в нашей группе появилась необычная кукла, она стояла на самом видном месте. Не передать радости и восторга детей от встречи с этой игрушкой. Посыпались тысячи вопросов: Кто она? Как ее сделали? Кто сделал? Почему так называется? И множество других вопросов. Я предложила ребятам найти как можно больше информации о кукле, к этой работе с удовольствием подключились родители воспитанников, так началась наша посильная исследовательская деятельность.
Целью нашей исследовательской работы явилось приобщение детей к истокам народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения народной куклы
Задачи, реализующие цель:
- Изучить и проанализировать информацию о народных куклах.
- Провести анкетирование среди респондентов
- Изучить и обработать полученную информацию
- Раскрыть роль народной куклы в жизни детей.
- Научить детей изготовлять народную куклу.
- Научить детей игровым действиям с народными куклами
2. С целью анализа заинтересованности родителей воспитанников в исследовательской деятельности, сбора информации о применение кукол в играх разных поколений, было проведено анкетирование.
1. Назовите первую куклу в Вашей жизни (резиновая, пластмассовая, тряпичная)
2. Опишите куклы, изготовленные Вашими руками.
3. В какие куклы играют Ваши дети?
4. Какие куклы Вы предпочитаете дарить детям своих знакомых (внукам)
Анкетирование показало, что женщины старшего поколения (50- 75 лет) играли в тряпичные куклы, изготовленные своими руками, руками мам и бабушек. А женщины моложе 50 лет – в фабричные: резиновые, пластмассовые. Не смотря на то, что прошло достаточно много лет, ощущения от игры в народные, самодельные куклы оказались более яркими и радостными. В поисках информации о народной кукле были задействованы педагоги и дети, родители воспитанников, к этой деятельности были подключены МОУДОД «Дом творчества», поселковая и районная библиотеки, педагог дополнительного образования Чупрова Дина Ивановна, интернет ресурсы. Анализ собранного материала показал: кукла- это тот образ, или предмет который хотя очень близок и знаком ребенку и взрослому, но таит в себе множество загадок и тайн, неся во всем определенный и важный смысл. Она занимает особое место в воспитании ребенка. Эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Благодаря кукле ребенок проходит школу первичной социализации. Кукла знакомит детей с историей края, народной одеждой, рукоделием. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.
3. В процессе исследовательской деятельности, установили, что по своему назначению куклы делятся на три группы:
1. Обереговые
2. Обрядовые
3. Игровые
Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют различные виды кукол: обрядовые, обереги, зольные и многие другие. Делали таких кукол из различных материалов: бересты, золы, лоскутков ткани. Куклы сопровождали человека от рождения до смерти. Они играли огромную роль, их использовали, как обереги для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную погоду, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. С ними встречали гостей, дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», гласит народная мудрость. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.
Покупая малышу игрушку, родители хотят, чтобы она и развлекала, и развивала его. А наши предки старались наделить некоторые из игрушек еще и магической силой, защищающей ребенка от злых духов. У поморов на Севере даже самые простые куклы исполняли роль оберегов. Вырубалась такая кукла из щепки всего несколькими движениями топора. Столбик, не больше ладони, условно изображающий человеческую фигуру, иногда с едва различными чертами лица. А вот Удорская легенда гласит об обратном: «Вдоль деревни Муфтюга бежит Тятюка ель (ручей кукол). Раньше там жил загадочный народ – чудь. Муфтюжскиедети, играя вдоль ручья, часто находили там бронзовые куклы, изготовленные язычниками. Когда дети приносили домой эти найденные куклы, то родители запрещали играть в них, приговаривая: «Если в руки возьмете эту куклу, то можете ослепнуть»
Многие родители воспитанников вместе со своими детьми приняли активное участие в сборе информации о народной кукле.
Костадинова Алена Геннадьевна нашла информацию о кукле Берегиня дома.
Эта кукла способствовала хорошему урожаю. Крестьянская семья зависела от того, какой вырастет урожай хлеба, овощей. Кукла находилась в укромном уголке дома, и во время праздников принимала подношения.
Очень интересна кукла- оберег Кубышка-травница, о которой нам рассказала Логинова Наталья Васильевна. Этой кукле вверяли здоровье семьи. Наполняли ее травами и дом, наполнялся чудесными ароматами, которые действовали успокаивающе или наоборот бодряще. Ставили ее в детской комнате, с такой куколкой дети меньше болели.
Мосеева Ольга Владимировна, которая родилась и выросла в селе Пысса Удорского района, расспросив пожилых жителей, узнала, что кукол делали из обработанной конопли, голову и ноги из сухих опилок. Кофту и сарафан выкраивали по фигуре куклы.
У многих народов мира встречаются деревянные божки, изображающие предков, живущих в том мире и призванных помочь живущим в этом.
Куклу- оберег у народа коми делали из бересты и ткани. Бересту скатывали в трубочку, внутренним слоем наружу, внутрь вставляли лист бумаги с молитвой матери. Одежду для такой куклы шили из лоскутков одежды старого человека и обязательно доброго. Одевали куклу в кофту с длинными рукавами, двухъярусную юбку и фартук, который отделывали тесьмой.
Исследовательская работа настолько заинтересовала нас, что,даже находясь в отпуске, мы выискивали нужную информацию.
Вот что нам рассказала старейшая жительница Архангельской области Пинежского района Исакова Нина Андреевна: «На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Для нее делали кроватку из дощечки, укладывали спать, пели песенки, кормили». Там же была распространена кукла- ложка. Делали ее из кусочков ткани и красных ниток. Цвет связывали с кровью – рудой, как называли ее в народе с родом, к которому принадлежит человек. Возможно, кукла на ложке символизирует то, что родившийся человек имеет свой надел, свою долю в семье.
Наиболее ранней среди традиционных игровых кукол России была кукла «Полено». Представляла собой она деревянное поленце, наряженное в женскую одежду.
На основе анализа собранной информации был разработан проект работы с детьми по народной кукле «Народная кукла в играх современных детей». Итоговым мероприятием работы по проекту и исследовательской деятельности в целом, стало участие воспитанников подготовительной группы в учрежденческом конкурсе «Я юный исследователь», проходившим в МОУ ДОД «Дом детского творчества» п. г. т. Усогорск.
4. Завершен один из этапов исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста по народной кукле. В процессе работы собран материал о русской и коми народных куклах, оформлен мини музей «Куклы из бабушкиного сундука». Анкетирование родителей воспитанников и беседы с детьми показали, что исследовательская деятельность заинтересовала всех участников, и им хотелось бы продолжить работу в данном направлении, провести исследования о создании народных кукол разных национальностей, проживающих на территории Удорского района.
В заключение работы хотелось бы обратиться, ко всем кто неравнодушен к воспитанию маленьких любопытных представителей нашего общества, наших детей:
- Дарите детям радость познания, частичку родного края, любовь и гордость за свою родину, свой народ через игры с народными куклами
Библиография
1. Источники 1.1. Информатор Чупрова Дина Ивановна, 1949 г. р.
1.1. Исакова Нина Андреевна, 1930 г. р.
1.2. Мосеева Ольга Владимировна, 1982 г. р.
1.3. Логинова Наталья Васильевна, 1977 г. р.
1.4. Костадинова Елена Геннадьевна, 1977 г. р
2. Литература
2.1. Елена Берстнева, Наталья Догаева «Кукольный сундучок»,издательство «ООО Белый город», Москва.
2.2. Дайн Г. Д. «Русская народная игрушка»-М. : Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с. ,ил.
2.3. Цыгвинская О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –СП б. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2013.- 80с. ,цв. Ил.
Интернет ресурсы:
Kukla.hop.ru
Erono.ru
Rybnoe.net