Осипова Жанна Борисовна
Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста – большие любители исследовать что-то новенькое, неизвестное. Им очень нравится экспериментировать и проводить опыты с различными предметами и веществами. Познание детьми окружающего мира является неотъемлемой частью их жизни, одной из самых интересных, увлекательных и творческих видов деятельности. При проведении совместных экспериментов я даю детям возможность самим открыть что-то новое. Преодолевая трудности в ходе экспериментов, ребёнок развивает свою волю, любознательность, терпение, учится отстаивать собственное мнение. Мероприятия по исследованию окружающего мира провожу на прогулках, в ходе экскурсий, экологических тропинок. В мини-лаборатории группы дети проводят опыты с песком, водой, землёй, камнями, бумагой, воздухом, семенами и т. д.
Публикация «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста, Из опыта работы,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Работая в разновозрастной группе с детками от 4 до 7 лет, удобно организовывать исследования по подгруппам из 3-5 человек. Для проведения исследований на улице подбираю упрощенные варианты опытов. Сегодня предлагаю Вашему вниманию некоторые исследования, которые провожу в специальном помещении группы.
Исследования.
1. «Картофельный сок».
Цель: дать представление о картофельном соке и способе его приготовления.
Внимание: использование ножа детьми запрещено, процесс натирания клубня могут осуществлять дети 6-7 лет (по усмотрению воспитателя).
Ход исследования.
Загадка.
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она –
Скажут весело ребята:
- Ну, рассыпчата, вкусна!
Что копали из земли, жарили, варили,
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)
В группу заходит повар и просит детей помочь ему в приготовлении сока из картофеля. Как вы думаете, бывает картофельный сок? Предложить рассмотреть клубни овоща и подумать, как из него можно получить сок. Когда дети выскажут мысль о том, что нужно клубень разрезать, воспитатель самостоятельно проделывает данную процедуру.
Дети натирают кусочки клубня на тёрке.
Полученную картофельную массу выкладывают на марлю. Концы марли соединяют, а образовавшийся мешочек с картофелем закручивают в одном направлении.
Объяснить детям, что во время скручивания мешочка происходит давление на картофельную массу. Если в массе есть жидкость – сок, то она выльется. Какой сок у нас получился? Какого цвета? Имеет ли картофельный сок запах? Для чего повару необходим картофельный сок?
Дидактическая игра «Виды соков» (воспитатель показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а ребёнок называет вид сока из него).
Вывод: при измельчении клубней картофеля можно получить картофельный сок; картофельный сок коричневатого цвета, имеет не очень приятный запах.
2. «Как найти крахмал»
Цель: познакомить с крахмалом, со способом его определения в продуктах.
Внимание: следить за тем, чтобы дети не пробовали воду после разведения в ней йода.
Ход исследования. Загадать загадку.
Сварить кисель без порошка,
Похожего на снег,
Не сможет мама никогда -
Секрета в этом нет. (Крахмал)
Предложить детям найти крахмал среди веществ: сахара, соли, муки. Пусть дети потрогают их руками и расскажут о своих ощущениях. Далее разводим небольшое количество крахмала в стакане воды. Что мы видим? Крахмал в воде не растворяется.
Воспитатель осторожно добавляет в стакан капельку йода. Жидкость станет медленно менять цвет на тёмно-синий. Объясните, что это реакция на наличие крахмала. По данному признаку будем определять наличие крахмала в продуктах.
В стакан с чистой водой воспитатель добавляет йод. Дети по очереди опускают в него кусочки продуктов. Заранее приготовьте кусочки овощей, фруктов, хлеба, немного крупы, макаронные изделия и другие продукты.
Вывод: крахмал меняет свой цвет при добавлении в него йода; крахмал содержится в макаронных изделиях, хлебе, рисе, картофеле, т. к. при соприкосновении с йодовым раствором продукты поменяли свой цвет на синий.
3. «Где прячется воздух?»
Цель: формировать представления о воздухе.
Ход исследования. Раздать детям пустые пластиковые бутылочки. Пусть они немного поиграют с ними. Спросить, что находится внутри бутылочек.
Предложить опустить бутылочки в таз с водой и нажать на них. Почему появились пузыри? Объяснить детям, что вода, попадая в бутылочки, вытесняет воздух из неё.
Предложить детям поролоновые губки, резиновые игрушки для самостоятельного исследования.
Вывод: воздух находится везде, даже в пустых предметах; его можно определить в воде по пузырькам.
4. «Воздух – невидимка»
Цель: уточнять представления о свойствах воздуха.
Ход исследования. Показать детям надутый воздушный шарик, не завязанный на нитку. Спросить, что находится у него внутри.
Загадка.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
Далее воспитатель осторожно выпускает воздух из шарика, направляя струю на руки детей. Что вы почувствовали? Вдохните глубоко и выдохните на свои пальчики. Что вы снова почувствовали? Вы увидели, что коснулось ваших рук и пальцев? Предложить детям с помощью соломинок обнаружить воздух.
Раздать воздушные шарики детям и предложить их надуть. Объяснить, что когда мы надуваем шарик, то набираем воздух сначала в себя, а потом выдыхаем его в шарик.
Игра «Полёт шариков на дальность».
Вывод: воздух нельзя увидеть; мы дышим воздухом, он как будто прячется в нас; можем надуть воздухом шарик, поэтому его называют воздушным.
5. «Что растворяется в воде?»
Цель: закрепить представления о свойствах воды, учить делать умозаключения, опираясь на практический опыт.
Внимание: следить за тем, чтобы дети не пробовали воду после разведения в ней веществ.
Ход исследования. Предложить детям набор стаканчиков с водой для рассматривания и определения знакомых свойств воды. Определите, какая вода? (Прозрачная, жидкая, без запаха, без вкуса, тёплая.)
В гости заходит Хрюша. Он хочет узнать, что кладут взрослые в чай для его аромата и вкуса. Предлагаю организовать чаепитие. Во время приготовления дети рассказывают как с помощью воды, заварки и сахара приготовить чай.
На столе стоят ёмкости с разными веществами (сахар, соль, песок, земля, мёд, крупа, мука, сода, мелкие камушки, листья мяты, пакетики заварки и т. д.). Хрюша просит детей помочь ему приготовить чай для друзей. Во время проведения исследования уточняем, какие вещества растворились, какие остались без изменений, что происходит с водой. В конце работы распределяем разведённые в воде вещества на две группы – игра «Растворяется - не растворяется».
Вывод: вода может растворить сахар, соль, соду, мёд без остатка; не все вещества растворяются в воде.
6. «Пенопласт – что это?»
Цель: формировать представления о пенопласте и его свойствах.
Ход исследования. Предложить детям рассмотреть изделия из пенопласта
(упаковки для продуктов, потолочные плитки, уплотнители из коробок). Некоторое время дети тактильно исследуют предметы. Выясняем их назначение и где применяют. Показать иллюстрации пенопласта, его использования в быту.
Объяснить, что пенопласт – это искусственный материал, который придумали люди. В процессе исследования дети выясняют свойства пенопласта: лёгкий, не тонет, воду не впитывает, легко ломается, крошится на гранулы, не имеет запаха, тёплый на ощупь.
Вывод: пенопласт – это искусственный материал, который придумал человек для улучшения условий быта. Перечисление свойств пенопласта.
7. «Куда исчезает талая вода?»
Цель: побудить детей построить простую модель «весеннего таяния снега в природе», провести наблюдение за процессом таяния, подвести детей к осмыслению того, что талая вода просачивается в почву.
Ход исследования. Появляется Степашка и загадывает детям загадку.
Тает снежок, ожил лужок,
Снег убывает. Когда это бывает? (Весной)
Почему снег убывает? Как называется вода, получившаяся от растаявшего снега? Куда же исчезает талая вода? (Ответы детей) Степашка сомневается и хочет посмотреть, как происходит процесс таяния и впитывания воды в землю. Дети предлагают сделать модель "весеннего таяния" в банке.
1-й этап. Насыпаем слой сухой земли в банку.
2-й этап. Во время прогулки набираем в банку слой снега.
3-й этап. После прогулки оставляем банку с содержимым на 40-50 минут. Затем смотрим, что произошло.
Вывод: под воздействием тепла и солнца снег тает, просачивается в землю по пустотам.
Уважаемые коллеги, экспериментируйте с детьми чаще. Этот вид детской деятельности – залог полноценно развитой, творческой,любознательной и отзывчивой личности ребёнка.