Папки-передвижки

Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников, способствующие повышению их активности

Анастасия Каледина
Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников, способствующие повышению их активности
▼ Скачать + Заказать документы

Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников, способствующие

повышению их активности, инициативности в работе по развитию речи

Лучше всего можно помочь детям,

помогая их родителям.

Т. Харрис

Темочки:

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи (в связи с насаждением экранов телевизоров западными мультфильмами). Всё это создает угрозу языковой катастрофы. Как следствие все чаще наблюдаются нарушения в речи детей: недостаточно развит словарь, страдает связная речь (диалогическая и монологическая, нарушен фонематический слух, звуковая культура речи, присутствуют затруднения в понимании на слух текстов различных жанров детской литературы. Причинами снижения уровня речевого развития детей, как отмечают современные авторы: Г. Н. Доронова, М. А. Поваляева, Н. А. Гордова, Л. Г. Голубева и др. Т. В. Короткова, являются:

- ухудшение здоровья детей;

- неблагополучное социальное окружение ребёнка;

- пассивность и неосведомлённость родителей в данной области;

- большое количество времени пассивного пребывания ребёнка у экранов телевизора и компьютера

Ориентируясь на рекомендации Т. В. Коротковой, мы определили категории проблем, которые возникают у родителей при взаимодействии с детьми :

- гиперопека, которая подавляет активность ребёнка, его стремление к самостоятельности;

- родители часто не обладают специальными психолого – педагогическими знаниями;

- многие родители испытывают педагогическую неуверенность или недооценивают проблемы в развитии ребёнка.

Семья для ребенка является самой первой и самой важной школой воспитания. Ведь семья для него –это целый мир, где он получает первый опыт общения, где закладываются основы нравственного, физического, умственного развития. Детский сад как первое образовательное учреждение, первый социальный институт, с которым вступает в контакт семья при поступлении в образовательное учреждение с целью воспитания и обучения, подготовке к жизни в обществе. Основной задачей, стоящей перед детским дошкольным учреждением является взаимодействие с семьей, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.

Является очевидным, что качество работы по речевому развитию детей, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Прежде всего, стоит отметить необходимость поиска новых форм работы с родителями, так как традиционные формы взаимодействия с родителями не дают ожидаемого результата.

Необходимо изменить формат взаимодействия родителей и воспитателей, чтобы родители из требовательных «заказчиков образовательной услуги» стали союзниками, партнерами и помощниками воспитателей. А для этого требуется, чтобы родители были полноправными участниками образовательного процесса.

Поэтому мы решили использовать такую форму работы как Семейный (родительский) клуб.

Семейный клуб «Мы вместе!» – это форма взаимодействия, способствующая развитию активности, инициативности родителей. Такая форма взаимодействия близких по духу людей (объединяют дети, посещающие одну группу, которые регулярно встречаются, чтобы поддержать друг друга и помочь с какими-либо проблемами, делятся своим опытом.

Целью работы нашего клуба стало: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через внедрение интерактивных форм работы.

Задачи:

• выявить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей;

повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей через внедрение интерактивных форм работы;

• проанализировать эффективность использования интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию детей.

В основе работы клуба - круг равных, где каждый опыт может быть полезен. Здесь нет более успешных и менее ценных, ведь соприкосновение с личным опытом других участников, их пониманием вопросов, предлагаются оптимальные решения проблемы. Наш клуб – это прогрессивная форма взаимодействия, которая приводит к ускорению достижения общих целей. Одна из ценностей клуба — это обмен опытом, как позитивным, так и негативным. Когда участник встречи берет на себя определенные обязательства, это пространство доверия и возможность каждому участнику проработать свой запрос на встрече и получить ответ на вопрос.

Основные правила семейного клуба.

Активность – включаемся в процесс и проявляем инициативность.

Приоритетность встреч – пока работает клуб - остальные дела подождут. (например, выключаем телефоны во время встречи).

Честность и открытость – мы готовы делиться своим опытом и знаниями, безоценочно принимать опыт других.

Поддерживающая обратная связь – не критикуем, фокусируемся на том, что можно еще сделать, а не на том, что сделано не так.

Такая форма работы с родителями создает единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «cемья – ребенок – детский сад», являясь слаженным механизмом для реализации поставленных задач.

Рассмотрим одну из наших встреч «Руки учат говорить» в средней группе с детьми с ОВЗ.

Показателем хорошего психофизиологического развития ребенка является развитие мелкой моторики его пальцев рук. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Одной из важнейших задач детского сада является развитие речи, уровень развития которой находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Результаты наблюдений показали необходимость целенаправленной работы по коррекции, развитию и совершенствованию тонких координированных движений кистей и пальцев рук.

В первые дни посещения детьми детского сада, мы заметили, что несформированность навыков самообслуживания (процесс одевания, застегивания замков, пуговиц) вызывало у многих родителей негативные реакции.

Для выявления степени заинтересованности данной проблемой, родителям было предложено участие в АНКЕТИРОВАНИИ «Знаете ли вы, что речь находится на кончиках пальцев?» Была организована «ПОЧТА ДОВЕРИЯ», куда помещались записки с вопросами, пожеланиями, запросами, ответами. Проанализировав полученную информацию, родительский коллектив условно раздели на три группы:

1. Знают важность проблемы, могут поделиться опытом

2. Знают не достаточно, не используют игры для развития мелкой моторики

3. Не имеют представления, не считают важной.

В рамках семейного клуба «Мы вместе!» провели «ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ» по теме «Первые шаги: развиваем мелкую моторику ребенка». В ходе встречи ни один вопрос не остался без ответа! Некоторые родители предложили поделиться опытом и изготовить игры, которые они используют дома с детьми. Данный материал был предоставлен для изучения всем желающим родителям.

Таким образом, в группе появился ЖУРНАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА» с практическим материалом для занятий и игр с детьми, способствующими развитию мелкой моторики, не требующими особого оборудования и приготовления. В журнале появилась рубрики: «Игры на кухне» (с крупой, «Мастерская Золушки» (с пуговицами, нитками, катушками, крючками, прищепками, «Пальчиками играем – речь развиваем» (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением, «По дороге в детский сад» (словесные игры, игры на развитие внимания, памяти, воображения).

В детском саду дети рассказывали о том, как играли дома, пока мама готовила ужин, а вечером просили взять домой «красненькую книжечку», ведь в ней такие интересные игры. Стенд «ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ» пополнялся информацией : «Пластилинография, ниткография – это увлекательно». В группе появились «МАМИНЫ ПЯТНИЦЫ», где инициативные мамы приходили в группу поиграть с детьми, что, несомненно, сказалось на сплочении детей, родителей и воспитателей.

Интерес родителей поддерживался с помощью ФОТОКОЛЛАЖА «КАК МЫ ИГРАЕМ».

В рамках семейного клуба «Мы вместе!» был организован МАСТЕР-КЛАСС «Вместе с мамами играем – наши пальцы развиваем», где были продемонстрированы игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики. Родители на собственном опыте убедились, насколько трудна данная деятельность для неокрепших пальчиков детей, как важно и необходимо разнообразить материал для игр для поддержания интереса. Так возникла «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» по изготовлению игр и пособий для развития мелкой моторики. Ребята приносили в группу сделанные мамами игры, играли сами и, конечно, делились с друзьями. Таким образом, появился игроворот ГЕЙМКРОССИНГ - «поиграл сам – передай другому».

В результате работы семейного клуба «Мы вместе!» были изготовлены пособия, которые пользовались большой популярностью и приносили несомненный результат: «Разноцветные прищепки», «Волшебная коробочка», «Волшебная цепочка», «Тактильные дощечки», «Разноцветные крышки», «Пальцеход», «Веселые катушки», «Волшебные яблочки», многоразовый тренажер для рисования и письма, «Разноцветные бусы», «Укрась бабочку», «Радужные камешки», бизиборд для мальчиков с гайками, болтами, крючками, замками, для девочек с косичками, шнуровками, крючками, пуговицами, замочками.

Большое количество разнообразных дидактических игр и пособий, способствовало целенаправленной работе с детьми, как в стенах детского сада, так и дома. Родители стали полноправными активными, инициативными, участниками образовательного процесса!

Имея положительный опыт использования работы Семейного клуба и заинтересованных родителей, понимающих значимость и необходимость развития детей, решили обратить внимание родителей на проблему дисграфии. В рамках клуба «Мы вместе!» на встрече «Год до школы» произошло некое «погружение» в проблему. С детьми была проведена игра «Интеллектуальное ассорти», где родителям представилась возможность увидеть проблему, оценить ситуацию. Было отмечено, что у детей не сформированы : пространственные представления и восприятие, фонематический слух, слоговой анализ и синтез, произвольная память, внимание, эмоционально-волевая сфера. Проблема очень серьезная. Что делать? Ответ один – играть! Ведь в игре формируются механизмы необходимые для успешной учебы. Следовательно, очень важно проводить систематическую работу по устранению нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, включать упражнения направленные на коррекцию выявленных нарушений, включая комплекс игр и упражнений, способствующих профилактике дисграфии. Так в группе открылась ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ по изготовлению игр, пособий по профилактике дисграфии : «Собери гусеницу», «Рыбалка», «Шифр», «Командир», «Судоку», «Волшебные классики». В течение года коллекция пополнялась новыми играми: «Половинка», «Сложи картинку» «Дорисуй и раскрась» «Угадай, чья тень», «Прятки» - на развитие целостности восприятия «Повтори за мной» «Зеркало» «Цап-царап» «Поиск клада» – на формирование пространственного восприятия, «Найди заданные буквы» «Из каких геометрических фигур состоит рисунок», «Зашумленные картинки» «Наложенные фигуры» «Выложи с помощью камешков марблс, ниток, ракушек, фасоли». И тут зарекомендовал себя уже полюбившийся всем ГЕЙМКРОССИНГ, где дети обменивались играми, изготовленными совместно с родителями. Особенную трудность для детей с оптической дисграфией было определять расположение правых и левых сторон. Для этого использовались следующие игры: «Паучок» «Лабиринты» «Пройди туннель» «Волшебный цилиндр» «Нарисуй по точкам» «Ловец мыльных пузырей» «Обведи точно». На презентации новых игр и пособий проводились игровые тренинги: «Самые внимательные», «Найди отличия», благодаря которым дети стали хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги. Соответствующим образом сформировалась предметно - пространственная среда в группе, что создало эмоционально-положительный настрой у детей, обогатило предметно-развивающую среду. На итоговой встрече семейного клуба с родителями и детьми прошла квест-игра «Буквы, знаки изучаю – очень хорошо читаю!», где дети показали свои знания и умения.

Работа клуба «Мы вместе» позволила привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе, установлению между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознанию родителями своей роли в образовании и воспитании детей. Выстроенная работа с родителями на основе диалога, сотрудничества, взаимопомощи привела к созданию единого пространства развития каждого ребенка. Установилось эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. В итоге достигнута главная цель этого взаимодействия – обеспечение максимально благоприятных условий для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

автор публикации Каледина А. Е.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников, способствующие повышению их активности
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 05:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников, способствующие повышению их активности» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Каледина (УИ 452925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД