Козырева Алеся Николаевна
Интерактивное родительское собрание «Мудрость родительской любви»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивное родительское собрание
«Мудрость родительской любви»
Не вините детей за мгновенья печали,
Им простите скорей, если в жизни упали,
Поднимите любя и о них помолитесь.
Это – ваше дитя. Только не отвернитесь.
Не теряйте детей – это ваша семья,
Нет ведь в жизни милей, чем родное дитя.
Лишь отец или мать могут сыну помочь,
И "прощаю" сказать, приласкав свою дочь.
Публикация «Интерактивное родительское собрание „Мудрость родительской любви“» размещена в разделах
- Родительская любовь
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Не гоните детей за ошибки их прочь,
Помогите скорей, если нужно помочь.
Пусть родительский дом им подарит приют,
Их согреет теплом, и они все поймут.
Цель:
Выявить особенности взаимоотношений детей и родителей, проанализировать родительское поведение и акцентировать внимание на положительных формах проявления любви к ребенку; способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Задачи:
1. Рассмотреть положительные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.
2. Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
3. Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.
4. Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
Ход собрания:
1. Приветствие. Знакомство с целями и задачами работы.
Ведущий: Мы рады видеть всех, кто пришел сегодня на родительское собрание. Разговор об отношениях в семье, о любви родителей к своим детям никогда не перестанет быть актуальным. Эта тема волнует все поколения родителей.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период своего существования. Семья, родственники – своеобразный центр формирования личности ребёнка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребёнка – пример для подражания.
Сегодня вы сможете приобрести опыт успешных родителей, получить ответы на интересующие вас вопросы, поделиться своими наблюдениями и просто весело пообщаться друг с другом.
Мы попытаемся помочь вам лучше понять своего ребёнка, подскажем, как эффективно общаться с ним, ведь родители и детский сад – это одна большая семья.
2. Упражнение: обсуждение рисунка - метафоры "Замок и ключи"(проводит педагог - психолог).
Цель: наглядно показать родителям необходимость в индивидуальном подходе к ребенку.
Приложение 1.
Ведущий: Семья – это школа любви. Только в благополучной семье человек становится человеком высоких ценностей, чести, настоящей любви, глубокого сердца, и, как следствие, толерантным и патриотичным гражданином. В семейном неблагополучии кроются причины многих социальных проблем. Главную роль в их решении сыграет именно семья, и не что иное.
Любить своего ребенка — что это значит?
3. Мини - лекция "Безусловная любовь к ребенку".
Приложение 2.
Ведущий:
4. Упражнение "Рассерженные шарики"
Приложение 3.
Цель: обучение адекватным способам выражения негативных эмоций.
Ведущий: Чтобы все ожидания, связанные с детьми сбылись, вам необходимо правильно взаимодействовать с ребенком, нужен тесный контакт, это позволит лучше понять малыша. А понять своего ребёнка может только мудрый родитель, тот, который правильно общается с ним. Мудрости можно учиться, наблюдая за ребенком, вспоминая собственное детство, анализируя проблемы и конфликтные ситуации.
5. Информационное сообщение на тему: "Какой он мудрый родитель?"
Приложение 4.
Ведущий: Чтобы понять насколько вы мудрый родитель, достаточно ли вы терпеливы и упорны в воспитании своего ребенка мы предлагаем вам дома пройти тест "Какие мы родители?".
Приложение 5.
Ведущий: Вы прослушали теорию, а сейчас мы предлагаем на практике применить свои знания и опыт.
5. Решение проблемных ситуаций с участием родителей.
СИТУАЦИИ:
1. Родители приводят ребенка в детский сад больного. Воспитательница не принимает, говорит, что для других детей он опасен. А мама говорит, что он совершенно здоров и категорически оставляет ребенка в саду. Правильно ли поступает воспитатель? Правильно ли поступает родитель? Как поступить в этой ситуации? (Договор п. 3.8.)
2. Ребенок принес в детский сад новую игрушку и дал поиграть другому ребенку, тот ее поломал. Родители возмущаются, выясняют, кто сломал, просят родителя воспитанника сломавшего игрушку купить новую или заплатить за нее деньги. Правильно ли поступил родитель? Как должен поступить родитель? Какие действия со стороны воспитателя в этом случае? Нужно ли делиться игрушками, которые ребенок принес из дома.
3. Утром ребенок не хочет идти в детский сад, в группу: плачет, держится за мамино платье. Маме жалко его, она его долго успокаивает, потом уходит. Ребенок еще больше начинает капризничать. Как правильно поступить родителю?
4. Ребенок в саду дерется, отнимает игрушки физическим воздействием. На замечание воспитателя обратить внимание на поведении ребенка, родитель отвечает - пусть дает сдачу и учится отстаивать свои интересы. Прав ли родитель? Как должен поступить воспитатель?
5. Четырёхлетняя Наташа громкими воплями оглашает квартиру:" Хочу на улицу!Гулять ещё! Хочу прыгать через верёвочку!" Она цепляется за своё пальто, пытаясь не дать его снять с себя. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами.
- Как можно расценить поведение ребёнка?
- Как бы поступили вы в аналогичном случае?
6. За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима Воспитательница сказала, что очень старался.
Мама Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!
Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать
Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
? В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Решение. гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)
7. 4-летняя Оля капризничала и громко кричала каждый раз, когда ей что-нибудь не нравилось. При этом она топала ногами, швыряла игрушки, хлопала дверьми, падала на пол. Не успокоить, не уговорить ее взрослые не могли. Что надо было делать?
Воспитатель предлагает обсудить ситуации ответить на вопросы: Как бы вы поступили?, Как назвать такое поведение ребенка. Идет обсуждение.
6. Упражнение "Мои ошибки"
Цель: анализ поведения и форм выражения любви при взаимодействии с ребенком.
Родителям предлагается вспомнить и записать 5 ошибок в воспитании, которые они когда - либо совершали. Далее они обьединяются в группы, обсуждают и выбирают 5 общих ошибок, записывают их на листе и представляют на всеобщее внимание.
Комментарии ведущего (справочник педагога - психолога стр. 76)
Вопросы для рефлексии:
- Схожи ли ваши ошибки с выводами специалистьв?
- Что заставляет вас допускать ошибки?
Ведущий: таким образом можно казать, что большенство ошибок которые совершают родитель, являются следствием непринятия ребёнка, таким какой он есть.
!А сейчас мы предлогаем вам определить каким бы вы хотели увидить своего ребёнка в итоге совместного и дедсадовского воспитания.
7. Игра "Каким мы видим своего ребенка?"
Цель: определить каким родители хотят видеть своего ребенка в итоге совместного семейного и садовского воспитания.
Участник обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Расшифровывают буквы, называя качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. Ладошки приклеиваются на ватман. Подводится итог.
8. Упражнение «Аплодисменты».
Цель: снять эмоциональную усталость, улучшить настроение.
Ведущий: Мы с вами хорошо поработали! В завершение я предлагаю вам представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, надо крепко-накрепко соединить их в аплодисменты.
9. Домашнее задание:
Родителям предлагается:
- посмотреть насколько им удается принимать своих детей. Для того в течении дня подсчитать, сколько раз они обратились к ребенку с моционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой, а сколько раз с отрицательными (упреком, замечанием, критикой);
- ввести в привычку обнимать ребенка не менее четырех раз в день;
- выполняя два предыдущих задания, обратить внимание на реакции ребенка и на свои собственные чувства;
- принять участие в психологической акции "Колыбельная мамы".
10. релаксация?
?
Приложение:
1. Рисунок – метафора «Замок и ключи»
Оборудование: презентация со слайдом, на котором изображены картинки «замок с разными ключами», «замки с одним ключом», «замок и ключ».
Цель: наглядно показать родителям необходимость в индивидуальном подходе к ребенку.
Ход проведения:
Психолог задает вопросы родителям:
- Что изображено на картинке?
- Какой это замок (открытый или закрытый?
- Что нужно сделать, чтобы открыть замок?
- Любыми ли ключами можно открыть замок?
- Можно ли сравнить замок с ключами и ребенка с родителем?
Прием работы с родителями Рисунок метафора Замок и ключи
Психолог поддерживает беседу (активное слушание, при этом поощряя родителей и их активность. Он также проводит параллель между замком и ребенком, между ключами и методами воспитания.
- Для каждого замка существует свой ключ, т. е. для каждого ребенка существует свой подход в процессе взаимодействия.
Психолог также задает вопросы, поддерживая беседу:
- Что значит «открытый» замок (ребенок?
- Что значит «закрытый» замок (ребенок?
- Как сделать так, чтобы быстро открыть замок?
- Можно ли открыть замок каким-либо другим способом?
При ответах родителей «можно распилить ножовкой, пилочкой, взломать ломиком, найти отмычку» психолог поясняет, что это может повредить замок или вовсе его сломать. Так и с ребенком, с его психикой, с его душой, когда в отношении его применяются неправильные методы воспитания и воздействия.
Для того, чтобы ребенок (замочек) открылся, необходимо правильно подобрать метод воспитания (ключик). К сожалению, бывают случаи, что ни один взрослый (родитель, педагог) не смог найти ключик к душе ребенка на протяжении всего его детства.
Встречаются и такие родители (педагоги, которые одним единственным ключом "открывают" души многим детям. Это, наверное, ключ добра, понимания, принятия и педагогического мастерства.
2. Мини-лекция «Условная и безусловная любовь»
Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой, то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь (драться, лениться, грубить, не начнешь (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить, «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Что же такое условная и безусловная любовь (высказывания участников)
Безусловная любовь — это когда мы любим и полностью принимаем себя, это когда мы любим и принимаем близких и окружающих нас людей такими, какие они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть. Не навязывайте им свои понятия о том, что надо говорить, как себя вести, как и что делать. В конечном итоге, все это показывает вам, каким бы вы хотели быть сами.
Условная любовь — это когда мы любим условно: «Если ты хорошо себя ведёшь, ты мне нравишься, я тебя люблю», «Если приносишь из школы пятёрки, я тебя люблю», «Если не обманываешь меня, я тебя люблю», «Если приносишь домой много денег, я тебя люблю», «Если не изменяешь мне, я тебя люблю» и т. д. То есть условная любовь — это когда мы ставим условия, когда мы любим за ч т о-т о.
Многие взрослые торгуются не только с другими, но и с самими собой, упрямо делая то, что не хочется, но за что их точно похвалят. А какой ценой достается такая похвала, чем именно заслуживают любовь – не всегда им самим понятно. Зато понятно психологам, к которым такие люди обращаются.
Независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства, независимо от того, чего мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что мы любим ребенка, даже если его поведение вызывает у нас отвращение.
3. Упражнение “Рассерженные шарики”.
Цель: помочь ребенку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека; активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы ребенок мог увидеть, почувствовать, “услышать” раздражение и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл. Материал: надувные шарики красного и зелёного цвета (на каждого участника).
Ведущий: “Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.
Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях”.
Ведущий: “Ребята, а сейчас мы посмотрим, что бывает с нами, когда мы выходим из себя и не можем что-то стерпеть. (Вызывается помощник-доброволец из группы.)
Ведущий просит помощника надуть красный шарик и завязать его.
Ведущий:“Ребята, представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения и гнева. Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него? Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным? Давайте посмотрим, что произойдёт, если человека переполненного раздражением, обидой или гневом задеть?”
Ведущий просит помощника прыгнуть на шарик.
Ведущий: “Что случилось с шариком? Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему? Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх.) Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным? Давайте теперь надуем зелёный шарик, но завязывать его не будем” Ведущий просит помощника держать шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.
Ведущий: “Вы помните, шарик – это человек, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева. А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился? Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь? Гнев – малоприятная эмоция, поэтому часто его проявление оказывается под запретом. Но если запретить себе его проявление, гнев никуда не денется. Очень важно научиться проявлять свой гнев. Ребята, когда мы выражаем гнев и раздражение, контролируя их, то они могут “выйти” из человека, как воздух из нашего шарика и никому не причинят вреда”.
4. Информационное сообщение на тему: "Какой он мудрый родитель?"
5. Тест: «Какие мы родители»
Инструкция. Перед вами 10 обыденных, часто встречающихся в жизни ребенка ситуаций. Из предложенных ответов выберите те, которые в наибольшей степени соответствуют стилю вашего воспитания.
-Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случится: то вернется домой в разодранных штанах, то с синяком.
Ваши действия:
-расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс – 3 балла;
-оказываете ребенку помощь, но журите, говорите, что однажды его шалости могут дорого ему обойтись – 0 баллов;
-не обращаете внимания на подобные мелочи, предоставляете ребенку возможность решать свои проблемы самостоятельно – 5 баллов.
-У ребенка есть друзья, непослушные, плохо воспитанные дети.
Ваши действия:
-разговариваете с их родителями – 2 балла;
-зовете детей в дом и стараетесь повлиять на них – 5 баллов;
-объясняете своему ребенку, в чем заключаются недостатки его друзей, говорите, что они показывают ему плохой пример - 0 баллов.
-Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать.
Ваши действия:
-ничего не предпринимаете, пусть ребенок научится проигрывать – 0 баллов;
-отказываетесь играть с ним, если он и впредь будет так болезненно воспринимать поражение – 3 балла;
-умышленно создаете такую ситуацию, в которой он научился бы проигрывать – 5 баллов.
-Ваш ребенок мог бы играть 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не хочет идти спать.
Ваши действия:
-объясняете ему, как важен сон – 3 балла;
-позволяете ему ложиться, когда захочет, но утром заставляете вставать вовремя – 5 баллов;
-укладываете в постель в определенное время и оставляете одного. Сказку рассказываете только тогда, когда он хорошо ведет себя днем, - 0 баллов.
-Детской телепередачи ребенку уже недостаточно, он хочет смотреть телевизор целыми днями.
Ваши действия:
-после детской программы ребенок ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он заснет – 0 баллов;
-говорите ребенку, что можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял – 2 балла;
-выбираете для него некоторые передачи – 3 балла.
-Ваш ребенок достаточно дерзок, за словом в карман не полезет.
Ваши действия:
-объясняете ему, что так вести себя неприлично, люди это осудят – 5 баллов;
-запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание – 0 баллов;
-каждый день, когда ребенок ведет себя прилично, поощряете его – 3 балла.
-Вашему ребенку еще немного лет, а он уже интересуется девочками (мальчиками):
Ваши действия:
-оставляете все, как есть – 3 балла;
-пытаетесь пресечь детскую влюбленность – 0 баллов;
-объясняете доступным языком, что такое любовь и какими должны быть отношения между полами – 5 баллов.
-Другие дети обижают вашего ребенка: бьют, насмехаются.
Ваши действия:
-учите его давать сдачи – 5 баллов;
-разговариваете с родителями этих детей – 3 балла;
-призываете ребенка избегать контактов с такими детьми и сами способствуете этому – 0 баллов.
-У вас есть старший ребенок (если нет, то представьте себе, что он есть, и вы создаете ему все необходимые условия для жизни, но он (она) не ценит этого и обижает младшего.
Ваши действия:
-призываете старшего к благоразумию, но обычно в присутствии младших – 5 баллов;
-уделяете ему больше внимания, несмотря на то что он старше – 3 балла;
-не вмешиваетесь – 1 балл.
-Ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, обижает других детей.
Ваши действия:
-вы считаете нужным относиться к нему так же, как он относится к другим, полагая, что в результате этого ребенок оценит свое поведение – 0 баллов;
-стремитесь оказывать ребенку больше внимания, чем до сих пор – 5 баллов;
-запрещается смотреть фильмы про насилие – 2 балла.
Обработка результатов.
Подсчитайте набранные вами баллы.
От 0 до 18. Вы воспитываете своего ребенка для такой жизни, которой жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению. Персидская пословица гласит: «Дети больше похожи на свое время, нежели на своих отцов». Вы, вероятно, считаете, что послушание и уважение старшим – лучшие качества, но при этом не осознаете, что в жизни также важны уверенность в себе, самостоятельность, способность отвечать за свои поступки. Не ограничивайте творческие способности вашего ребенка, чаще позволяйте ему проявлять свою неповторимость. Оглянитесь, и вы увидите, что жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, в т. ч. взаимоотношения с детьми.
От 19 до35. Вы еще недостаточно задумываетесь над тем, в какой обстановке будет жить ваш ребенок, однако стремитесь быть современным, не используете стереотипных методов в воспитании, считаете, что лучше, если ребенок научится самостоятельно решать многие проблемы. Вы предоставляете ему достаточную свободу, не стремитесь к тому, чтобы он слепо во всем следовал взрослым. И все же адаптивные способности вашего ребенка к окружению развиты недостаточно. Поощряйте в нем самостоятельность мышления и поступков, хвалите за хорошее, пусть он по праву гордится собой. Вы не хотите, чтобы ребенок слепо слушался вас во всем, однако не исключено, что в некоторых ситуациях он не сможет высказать и отстоять свое мнение, свои взгляды.
От 36 до 50. Вы верите в то, что ваш ребенок станет самодостаточным и будет жить в окружении взаимопонимания, добра и справедливости. Вы цените в нем инициативность, откровенность, наличие собственного мнения, доброжелательность, ум. Поздравляем, вы на правильном пути!