Татьяна Нескучаева
Интерактивная игра социальной направленности «Что за чудо этот чай!»
«Что за чудо этот чай!»
Пр. / с.: познакомить детей с культурой чаепития, сервировкой стола для чаепития, развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Обогащать речь детей существительными, прилагательными; развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать любовь к своей Родине, её традициям, нравственные качества личности.
Материал: самовар, чайный сервиз, разные сорта чая, сладости к чаю.
Публикация «Интерактивная игра социальной направленности „Что за чудо этот чай!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Чай, чайные листья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Подготовительная работа: чтение произведения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», Д. Хармс «Иван Иванович Самовар»; рассматривание чёрного, зелёного, красного, травяного и фруктового чая в сухом виде» заучивание стихов, пословиц о чае, самоваре.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, трудовая.
Ход игры.
Воспитатель.
- С древних времён люди считали, что нет ничего целебнее и краше природных даров лугов, полей и лесов. Главное – уметь сохранить эти дары и правильно использовать их сочетание, чтобы получился вкусный напиток из ягод и фруктов, из цветов и трав. Но есть ещё удивительный напиток – чай.
- Сегодня мы с вами поговорим о чае и чаепитии.
Чай – это кустарник (показать иллюстрацию).
- Как вы думаете, какую часть растения используют для приготовления напитка? (листья)
С древнейших времён чай признаётся не только вкусным, но и целебным и бодрящим напитком.
- Какой чай бывает? (красный, чёрный, зелёный). В чай можно добавлять разные ягоды и фрукты, тогда чай какой будет? (фруктовый)
- Если мы завариваем чай с веточками земляники, то как мы его называем? (земляничный)
-С листьями малины? (малиновый)
- С веточками вишни? (вишнёвый)
- Если мы заболели, то какой чай пьём? (липовый)
-А сейчас дети расскажут о полезности чая.
1-ый ребёнок
. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет.
Если хворь с кем приключиться –
Чаем можете лечиться.
Чай всех сладостей полезней,
Помогает от болезней.
2-ой ребёнок
. Чай в жару освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Воспитатель. -
А теперь давайте немного отдохнём (физминутка).
В гости мы пришли на чай (шагаем).
Ты, хозяйка, нас встречай (машем руками перед собой).
Всех блинами угощай (печём блины).
Сладкий чай нам наливай (наливаем чай).
Мы с тобой повеселимся (прыгаем).
Тебе за это поклонимся (поклон).
_ Сейчас мы с вами отправимся в чайную лабораторию и проведём эксперимент. Здесь на столе стоят разные сорта чая. Давайте рассмотрим их. (Положить каждому ребёнку на блюдце чай, рассмотреть, понюхать).
- Давайте зальём чай холодной водой. Что происходит? (ответы детей).
Заварился у нас чай?
Теперь зальём горячей водой (кипятком). Что мы видим?
Правильно, чай начал завариваться.
Вывод: чтобы получился напиток из чая, его надо залить горячей водой (кипятком).
-Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но одним из самых замечательных – это чаепитие.
- Сервировка стола для чаепития – это искусство, с которым хорошо знакомы все мамы, бабушки. Но сегодня мы попробуем самостоятельно разобраться в сервировке чайного стола. Для этого необходимо знать, какой посудой мы будем пользоваться.
Самым главным на столе был, конечно, самовар. Он является символом всего веселья и создаёт уют. Раньше самовары топили маленькими палочками (лучинками, шишками. А теперь какие самовары? (электрические). Прочитаем стихотворение о самоваре.
Физминутка под русскую народную песню «Самовар».
- Чтобы заварить чай, нам нужен заварочный чайник. Что в него надо насыпать? (заварку)
Теперь зальём горячей водой (кипятком). Чтобы чаинки разварились, набухли, накроем чайник.
Для чая предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая никогда не попадут на скатерть. Поставьте чашки с блюдцами на стол.
- Давайте вспомним пословицы о чае.
- Выпей чайку – забудешь тоску.
- Пей чай – удовольствие получай.
- Коль чаем угощают, значит уважают.
- Самовар кипит, уходить не велит.
- Для чая нужна чайная ложечка. Её надо положить на блюдце справа. Положите на своё блюдце ложечку.
К чаю подают всякие сладости. Давайте поставим всё на стол. Сухари лежат в сухарнице. А конфеты? (в конфетнице). Сахар лежит? (в сахарнице).
Теперь у нас всё готово к чаепитию. И в наши дни, как и в старину, празднично накрытый стол с кипящим самоваром символизирует русское гостеприимство. (Чтение стихотворения)
Выпивая чашку чая,
Я обычно не скучаю.
Потому что никогда,
Я не пью его одна.
- Ребята, вы не забыли, что у нас в группе гости?
Приглашайте их к столу и научите правильно пить чай. (по схеме)
Полюбуйтесь чашкой, цветом чая. Подержите чашку в руках, ощущая её тепло. Вдохните аромат чая. А теперь маленькими глотками будем пить наш ароматный чай.