Татьяна Дедюлина
Интерактивная игра «Правила дорожные детям знать положено»
"Игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности. "
Д. Б. Эльконин
Актуальность.
Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Применяет ли на практике он правила дорожного движения? Умеет ли быть осторожным и осмотрительным? Наша задача- довести до сознания детей, что в городе все движение – автомобилей и пешеходов – подчиняется особым правилам, которые называются правилами дорожного движения. И главным помощником в этом является игра…
Публикация «Интерактивная игра „Правила дорожные детям знать положено“» размещена в разделах
Интерактивная игра является современным и признанным методом, обладающим образовательной и развивающей функциями. Несомненно, что в играх новые знания усваиваются гораздо легче. Именно поэтому детские развивающие игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным. Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность, а так же восприятие новой информации на слух и с помощью движения объектов. Другими словами новые информационные технологии позволяют строить обучающий процесс на более высоком уровне за счет:
-зрительного (графика, анимация,
- слухового (звук, видео,
-осязательного восприятия (клавиатура, интерактивная доска).
Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Ведущая педагогическая идея данного опыта состоит в разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста посредством ИКТ, создании условий, необходимых для более широкого внедрения интерактивных игр в учебно-воспитательный процесс и обучения детей, в данном случае, правилам безопасного поведения на дорогах, как в дошкольных учреждениях, так и в семьях воспитанников. Ведь в связи с возрастанием численности автотранспорта и интенсивности движения на дорогах актуальность формирования у воспитанников основ дорожной безопасности не вызывает сомнений. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города является одной из приоритетных задач воспитательно - образовательного процесса детского сада. Мы видим решение детского проблемы дорожно -транспортного травматизма в обучении своих воспитанников правилам дорожного движения, а вместе с тем вниманию, наблюдательности, координации движений, гибкости мышления, посредством интерактивной игры, способствуя тем самым развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.
Новизна данного педагогического опыта заключается в построении системы игровой деятельности по правилам дорожного движения, усовершенствования методов и приемов, на основе методик различных авторов и собственного педагогического опыта. В наших играх имеет место последовательное усложнение программных эадач в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Данные игры можно использовать как в образовательном процессе ДОУ, так и в семейном воспитании, что особенно актуально в период пандемии. Мы считаем, что вовлечение родителей в педагогическую деятельность посредством интерактивной игры позволяет не только укрепить взаимодействие с семьями воспитанников, но и активизировать педагогическое общение родителей с собственными детьми.
Все игры представлены в программе Power Point, каждая презентация нацелена на образовательную деятельность с детьми определенного возраста и с правом выбора той или иной категории и уровня сложности.
Используемая литература:
1. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020 — 128 с.
2. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
3. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение» 1989 г.
4. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение» 1975 г.
5. Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада/авт. -сост. : Г. Х. Манюрова, Л. В. Мирошниченко. – Казань: ИРО РТ, 2015 – 28 с.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ
Интерактивная игра
«Правила дорожные – детям знать положено!» (для детей дошкольного возраста)
Цель: закрепление знаний ПДД и пропаганда основ безопасного поведения на дороге в процессе игровой деятельности.
Задачи:
• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
• Формировать правильное поведение на улицах и дорогах.
• Воспитывать внимание, сосредоточенность.
• Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, логику, мышление.
• Создавать благоприятную эмоциональную среду для детей.
ЦИКЛ I
Интерактивная игра «Правила дорожные – детям знать положено! (для детей 3-4 лет)
Цикл состоит из серии дидактических игр следующего содержания:
1. Найди по силуэту
Задачи:
Упражнять детей в дифференциации предметов по форме,
развивать зрительное восприятие, память, образное мышление,
формировать представления малышей о видах транспорта.
2. Включи светофор
Задачи:
Закреплять представления детей о назначении светофора, о его сигналах,
развивать внимание, зрительное восприятие;
воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
3. Регулировщик
Задачи:
Учить детей анализировать ситуации на дороге;
закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города;
развивать мышление, внимание, наблюдательность.
4. Умные машины
Задачи:
Формировать представления детей о различных видах транспорта,
упражнять в различении предметов по цвету и величине,
развивать наглядно-образное мышление.
5. Назови транспорт
Задачи:
формировать представления детей о видах транспорта.
учить различать их по внешнему виду и правильно называть.
ЦИКЛ II
Интерактивная игра
«Правила дорожные – детям знать положено! (для детей 4-5 лет)
Цикл состоит из серии дидактических игр следующего содержания:
Отгадай транспорт.
Задачи:
продолжать формировать представления детей о видах транспорта.
учить детей различать транспорт по видам, классифицировать по назначению.
Подбери знак
Задачи:
продолжать знакомить детей с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением;
Четвертый лишний
Задачи:
продолжать формировать представления детей о видах транспорта
способствовать развитию внимания, памяти, мышления
Найди нарушителя
Задачи:
закрепить основы дорожной грамоты;
учить детей анализировать ситуации на дороге;
развивать мышление, внимание, наблюдательность.
ЦИКЛ III
Интерактивная игра
«Правила дорожные – детям знать положено! (для детей 5-7 лет)
Данный цикл состоит из серии усложненных заданий.
1. Загадки.
В процессе отгадывания загадок дети учатся рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах их свойства, закрепляя тем самым знания о транспорте и дорожной атрибутике.
Чтобы я тебя повез,
Не давай ты мне овес.
Напои меня бензином
И проверь мотор и шины.
Вот тогда, вздымая пыль,
Нас помчит.
Горючая жидкость
для заправки машин
называется.
По наезженной дороге
Они бегут быстрей, чем ноги.
Сами не видят,
а другим указывают.
и другие см. Презентацию
2. Викторина.
Разминка.
Сказочный транспорт
Что подарили родители дяди Федора почтальону Печкину?
На чем поехал Емеля к царю во дворец?
Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки?
На чем поехал в Ленинград человек рассеянный
Какая марка машины была у папы дяди Федора
Личный транспорт Бабы Яги
Загадалки.
Каждый вопрос имеет три варианта ответов Детям необходимо выбрать правильный
Как в простонародье называют рулевое колесо автомобиля?
Сколько цветов имеет светофор для пешехода
Как называются широкие белые полосы разметки на проезжем участке дороги :
Чем обязан обозначить себя пешеход в сумерках, двигаясь по обочине:
Что не относится к транспорту специального на значения
Не место для игры
Рассуждалки.
Поговорка- перевертыш
«Громче ползешь – ближе станешь»
«Зеленая темнота – выход есть»
«Поле место для работы»
Означалки.
Детям необходимо выбрать из некоторого количества озвученный дорожый знак и перенести его в соответствующее окошко.
3. Ребусы.
Задача дошкольника – проанализировав изображения и символы-подсказки, распознать зашифрованные слова : мостовая, улица, дорога, машина, знак, правила.
4. Кроссворд.
1. Человек, находящийся вне транспортного средства, участник движения.
2. Техническое средство, регулирующее дорожное движение на перекрёстке.
3. У него два колеса и седло на раме, две педали есть внизу крутят их ногами.
4. Полоса земли чаще покрытая асфальтом для движения транспортных средств
5. Часть дороги для передвижения пешеходов.
6. Человек, управляющий каким-либо транспортным средством.
7. Состояние, когда не угрожает опасность. Оно может быть обеспечено, при условии соблюдения правил всеми участниками дорожного движения.
8. Аппарат для передачи информации на расстоянии.
9. Дорожный знак, который устанавливают вблизи школ.
5. Ситуации на дорогах
В ходе игры дети анализируют представленную на экране ситуацию и выбирают ее решение.
Вывод.
Дети в процессе игровой деятельности в занимательной форме закрепляют знания дорожной азбуки и основ безопасного поведения на дороге. Вместе с этим у дошкольников развиваются коммуникативные навыки, творческие способности, логика и мышление.