Виктория Синицкая
Конспект занятия «Интеллектуальный штурм»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повторение шахматных понятий (вертикаль, горизонталь, диагональ, повторение ходов шахматных фигур. Введение понятия шахматная "партия".
Задачи:
Обучающие: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность. Ввести шахматное понятие – партия.
Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.
Задачи по ФГОС:
Публикация «Конспект занятия „Интеллектуальный штурм“» размещена в разделах
Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
Познавательные: ввести понятие "шахматная партия". Повторить направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь". Учить правильно передвигать фигуры по шахматной доске.
Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.
Обучающие: повторять представления об организационных правилах игры. Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат. Вырабатывать навык работы с шахматной доской.
Развивающие: способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе (паре, повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании воспитателем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.
Оборудование: Интерактивная доска, комплекты шахмат, доска расчерченная в клетку.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня к нам на занятие пришли гости, которые хотят научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Скажу больше, что это не игра, а вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.
Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.
Есть у нас еще одна гостья. Это царица всех интересных настольных игр.
Имя у нее непростое Чатуранга.
Этим словом называлась в древности игра, которая сейчас называется - шахматы. В переводе, слово чатуранга означает – четыре части.
Действительно, в древности в эту игру играли четыре человека.
2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности.
Царица Чатуранга пришла не с пустыми руками, она принесла много заданий, которые нам необходимо выполнить и она поможет определить смысл шахматной пословицы «Один в поле не воин».
3. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.
У царицы есть еще задание для вас:
1. Ответь правильно. (Воспитатель читает, а дети по очереди отвечают на вопросы слайда)
- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и черное)
- Что следует за белым полем на шахматной доске? (черное поле)
- Что следует за черным полем на шахматной доске? (белое поле)
- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)
- Сколько белых полей? (32)
- Сколько черных полей? (32)
В поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх и вниз пойдешь – это. (вертикаль,
Вправо-влево - … (горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет … (диагональ)
- Построй из квадратов вертикальную дорожку, горизонтальную (построение на столе)
- Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?
- Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение)
- Сколько полей содержит самая длинная диагональ (8, самая короткая (2).
4. " Парад шахматных фигур" (расстановка на импровизированной доске фигур, фигурами являются дети).
Доскажи словечко.
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают … (ладьи)
Рядом с ладьями … (кони) видны.
Рядом с конями встали. (слоны)
Кто ж в середине - … (ферзь и король)
Самые главные в войске своем.
- Все фигуры стоят на своем месте.
- Перед построением фигур проверяем правильное расположение шахматной доски.
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!
- Ферзь любит свой цвет.
-Именно с этого положения начинается любая настоящая шахматная партия, т. е. игра в шахматы.
Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!
-Ход начинают белые фигуры.
-Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии? (пешка, конь)
-Как они движутся по шахматной доске?
(Конь - прыг-скок и вбок)
5. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.
На доске в клетку определить прыжки коней.
- Единственная фигура- конь, которая может перепрыгивать через другие фигуры.
Вспомним, как передвигаются остальные фигуры.
Игра "Чьи следы" (показ слайдов)
-А вот и последнее задание шахматной царицы Чатуранги. Как она и обещала выполнив все задания Чатурангапоможет определить смысл шахматной пословицы «Один в поле не воин».
- Что она означает?
+ Нужно играть дружно, помогая друг другу. Работать, учиться играть в команде. И тогда все у нас получится и будет хорошо.
Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей.
6. Рефлексия.
- Думаю, Чатуранге понравилось наше занятие.
В дальнейшем, когда мы четко научимся передвигать фигуры, пригласим ее на шахматную партию, чтобы показать свои способности и знания.
- А теперь я хочу знать, ваше мнение о нашем занятии.
Если вам что-то непонятно – поднимите левую руку,
Если вам понравилось, и вы все поняли, поднимите правую руку.
Если вам нравится сама игра и вы хотите играть в шахматы поднимите обе руки.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть-
Сильным шахматистом можно стать.
- Молодцы! И мне были понятны ваши ответы! Поэтому говорю вам спасибо за ваше старание.