Елена Трусова
Интеллектуальная олимпиада «День Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: популяризация экологических знаний, способствующих формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
выявление актуальных знаний детей дошкольного возраста об окружающей живой и неживой природе, в том числе явлениях природы и правилах поведения в природе;
способствовать формированию экологической культуры, экологического сознания, мотивации определённого поведения, бережного отношения и любви к природе;
развивать память, мышление, внимание, наблюдательность;
содействовать воспитанию экологической культуры;
обеспечить эмоциональный комфорт, направленный на получение положительных эмоций.
Публикация «Интеллектуальная олимпиада „День Земли“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- День Земли. Все материалы к 22 апреля
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Планета Земля - наш дом
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2022
Методические рекомендации по проведению Олимпиады
Задания Олимпиады разделены на четыре блока (животный мир, растительный мир, неживая природа, правила поведения в природе). В каждом блоке предлагается пять вопросов и четыре варианта ответа. Всего двадцать вопросов.
Задания делятся на три типа.
Первый тип заданий «Найди один правильный вариант ответа» и поставь значок «+» под правильной картинкой.
Второй тип заданий «Найди несколько правильных вариантов ответов» и поставь значок «+» под правильной картинкой.
Третий тип заданий «Соедини стрелками соответствующие друг другу картинки». Задания всех блоков подобраны из областей биоэкологии, средологии, общей экологии.
На примере животного и растительного мира рассматриваются представители разных сред обитания (наземно-воздушной, почвенной, водной, влияние экологических факторов (биотических, антропогенных, абиотических, жилище как среда обитания, разнообразие жилищ животных (дупло, нора, логово, улей). Выявляются знания детей об образе жизни, среды обитания, питания, особенностей строения животных и растений; простейших представлений о систематике животных и растений; разнообразие растительного и животного мира.
В блоке «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР» подобраны вопросы выявляющие знания детей об экологических системах (лес, луг, водоём, клумба, строении растений, приспособлений к среде обитания; «экологическая ниша», «ярусы», ядовитые и неядовитые растения.
В блоке «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ», рассматривается «цепь питания» или «пищевая цепь», являющаяся важной характеристикой равновесия или его нарушения в экосистеме. Подобраны вопросы, показывающие взаимодействие человека с природой, отрицательное влияние человека на природу и пути выхода из неблагоприятных экологических ситуаций. Через подбор правильного экологического знака (знака запрета, выявляются знания детей о правилах поведения в природе.
В блоке «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» выявляются знания детей о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы, погодных условиях, влияния природных явлений на жизнь и здоровье человека, природные угрозы и катастрофы; свойства воды, воздуха, почвы, глины и др. веществ; использование свойств веществ человеком в быту и промышленности.
Правила проведения Олимпиады
Каждому участнику Олимпиады предлагается четыре листа на которых с двух сторон распечатаны красочные бланки с вопросами – картинками. Участники Олимпиады выполняют задания прямо на бланках ручкой или карандашом. В левом верхнем углу бланка расположен квадрат для шифрования работ (по желанию). В квадрате можно расставить нумерацию по списку или наклейку животного или растения (по выбору, которое понравилось ребёнку.
На выполнение заданий каждого блока даётся десять мину. Общее время теоретического тура Олимпиады – 40 минут.
Критерии оценки заданий
Оценка результатов заданий проста. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Максимальное количество баллов – 50 баллов.
Организационные рекомендации по проведению Олимпиады
Олимпиада для дошкольников не должна проходить в строгом режиме, а в виде игры, путешествия, соревнования. Олимпиадные задания можно разложить в красочные или загадочные конверты, которые будут вручаться персонажем из мультфильма (например, почтальон Печкин, Незнайка, Сова, Весна и т. п.).
Желательно подготовить проектор с экраном на котором будут проецироваться вопросы крупным планом. На экране можно также демонстрировать музыкальные физкультминутки или познавательные ролики о растениях и животных, можно демонстрировать релаксирующие музыкальные элементы.
Для проведения Олимпиады желательно выбрать музыкальный зал. Зал зонируется на три части. Первая зона – рабочая зона для жюри, вторая зона – зона релаксации, зона путешествия, третья зона – рабочая зона со столами по количеству участников Олимпиады. Вначале Олимпиады необходимо познакомить детей с членами жюри. Жюри выбирается из сотрудников МДОУ и гостей (например, методист или педагог дополнительного образования эколого-биологического центра района, города). Жюри создаёт благоприятный настрой, доброжелательную атмосферу, высказывает свои пожелания и предложения детям. Настраивает детей на положительные эмоции.
Ведущий Олимпиады тоже представляет детей жюри. Можно охарактеризовать каждого ребёнка с положительной стороны. Рассказать, как дети талантливы (кто-то хорошо поёт, кто-то рисует и т. д.). Подвести свой рассказ к тому, что все любят свой родной край, природу, ухаживают за растениями и животными живого уголка и много знают о них. Олимпиада – это соревнование, в котором нужно показать свои знания о растениях и животных, об окружающем мире. В конце представления ведущий рассказывает о последовательности прохождения Олимпиады. Детям предлагаются четыре ключа в виде фигурок животных, растений, природных символов, знаков запрета.
На четырёх столах – СТАНЦИЯХ (по количеству блоков заданий) разложены конверты с заданиями по количеству участников Олимпиады. Каждый ребёнок подбирает свой конверт (к каждому конверту подходит свой ключ - силуэт).
Первая станция «СТАРТОВАЯ», на которой раздаются ключи – символы. Ведущий предлагает детям отправиться в путешествие на волшебном паровозике (из мультфильма «Паровоз Букашка» - демонстрируется на экране). Дети по кругу под музыку выстраиваются в паровозик и проезжают один, два круга, подъезжаютк станциям «ЗВЕРИНАЯ», «РАСТИТЕЛЬНАЯ», «ЛАБОРАТОРНАЯ», «ДОБРАЯ», «ФИНИШНАЯ». Детям предлагается сесть за столы и открыть свои конверты и приступить к выполнению заданий. Для выполнения заданий каждого блока даётся десять минут. Каждое задание дублируется на экране. По окончании времени выполнения заданий звучит сигнал. Дети вновь выстраиваются в паровозик и отправляются на следующую станцию, где получают следующее задание.
Паровозик может остановиться на полянке, где дети делают физкультминутку или просматривают номера художественной самодеятельности или слушают релаксирующую музыку. Конечная станция «ФИНИШНАЯ».
Дети сдают свои конверты жюри и отдыхают. Жюри подводит итоги и награждает победителей.