Наталья Селиванова
Интегрированный урок во втором классе «Весна идет! Весне дорогу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока.
1. Закрепить знания детей о признаках весны с учетом климатических условий.
2. Коррекция и развитие логики закрепления программного материала, развитие наблюдательности, интереса к окружающему миру. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Стимулирование слуховой памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, пространственно-образного мышления. Обогащение словарного запаса по теме «Весна». Развитие техники чтения, смысловой догадки.
3. Воспитание эстетических чувств.
Ход урока.
-Прислушайтесь. Кто это так тихо прошагал за окном?
Публикация «Интегрированный урок во втором классе „Весна идет! Весне дорогу!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
-Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне.
(На доске появляется название темы урока и картинка-весна.)
Слайд 1.
Стихотворение «Весна» И. Токмакова. (Читает ученик.)
-С чего начинается весна? Назвать самые первые признаки весны.
*День стал длиннее и светлее.
*Днем стало пригревать солнце.
*Воздух стал теплее.
*Снег чернеет и оседает.
*Появляются сосульки.
(Признаки весны вывешиваются на доску.)
-Какая из этих примет самая главная, важная, от которой зависят все остальные? (Солнце.)
(На доску вывешиваем изображение солнца. К концу урока на доске получится картина весны, собранная из элементов в единое целое.)
-Как можно ласково назвать солнце? (Солнышко.)
Вывод. Мы назвали первые признаки весны, которые происходят в природе.
И все это происходит благодаря солнышку.
Сравнение. Продолжи фразу.
Солнце *ласковое как…
*круглое как…
*теплое как…
*яркое как…
Солнце что делает? (Греет, светит, радует, блестит, улыбается, сияет)
Загадка. Март. Слайд 2.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает.
Стихотворение «Март» А. Кондратьев.
А прямо перед нами:
Ты чувствуешь ее тепло?
Сегодня в полдень припекло
От солнца, от веселья,
Сугробы вдруг осели!
И первый радостный ручей,
Зовет издалека грачей!
А снеговик от смеха,
Как на коньках поехал!
Ну как, согласен ты со мной,
Что пахнет снег сейчас весной.
Слайд 3. Вставить пропущенные слова. (Чтение «цепочкой»)
Наступает весна. День начинает заметно прибывать. С каждым днем солнце греет все сильнее и светит все ярче. На крышах домов сверкают сосульки. Снег начинает таять, оседать и чернеть. Дороги раскисли. По ложбинкам побежали, забулькали ручейки.
-Назовите «весенние» слова.
(Картинки вывешиваются на доску для создания картины.)
-Что делает сосулька? (Висит, блестит, тает.)
-Какая она? (Гладкая, острая, прозрачная, блестящая, скользкая.)
-Какой снег весной? (Сырой, грязный, зернистый, рыхлый, липкий.)
-Ручейки. Какие они? (Звонкие, веселые, весенние.)
-Что делают ручейки? (Бегут, звенят, журчат, шумят, булькают.)
Загадка. Апрель. Слайд 4.
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
Стихотворение. Апрель. С. Маршак. (Учебник с. 128)
-Весна в полном разгаре. И все ждут событие, которое происходит только весной. Как вы думаете, что это? (Ледоход.)
Ледоход. Слайд 5.
-В каком рассказе мы читали об этом событии?
(«Прощай, зима!» Г. Скребицкий.)
Чтение отрывка с. 122
-Какой увидели дети реку весной?
Сценка.
-А как провели зиму лесные звери?
Еж. Я спал. Похудел.
Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто и не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну да изредка кур посчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?
Волк. Будешь худ с такой едой –
Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня,
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда –
Быстроногая еда.
Лиса. Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал.
Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!
Еж. Вылез он и видит лужи, тает снег. Пришла весна.
Слайд 6.
-Какое чудо происходит только весной? (Появляются листики.)
-В каком рассказе мы читали о лесном чуде?
(«Лосенок» Г. Цыферов с. 125)
-Прочитайте, какое чудо увидел лосенок в лесу.
-Какое стихотворение читали о первых листочках?
(«Листики проснулись» В. Данько с. 124)
Релаксация под музыку. Соловей. Слайд 7.
«Вы – маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но, настало время проснуться…»
(Дети поднимают голову и потягиваются, как после хорошего сна.)
-Какие звуки слышали? (Пение соловья.)
-Соловей начинает петь с вечера и поет всю ночь. Нет в мире голоса богаче, гибче и прекрасней, чем голос этой маленькой птички.
Выбери правильный ответ. Слайд 8.
Весной птицы *улетают на юг
*готовят молодняк к длинному перелету
*собираются в стаи
*прилетают с теплых мест
Вывод. Весной птицы возвращаются обратно в родные края.
-Каких птиц вы ждали с нетерпением?
-Как вы готовились к их прилету? Слайд 9.
Вспомните, как готовились к прилету скворцов ребята в рассказе
А. Аксеновой «В парке». Расскажите.
-Как вы считаете, правильно поступили ребята?
Загадка. Май. Слайд 10.
Зеленеет даль полей, запевает соловей.
В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай, что это за месяц? (Май.)
Подснежники. Слайд 11.
-От весеннего тепла оттаивает почва, просыпаются травы.
-Как называются цветы, которые расцветают весной самыми первыми?
(Подснежники.)
Медуница. Слайд 12.
-Узнай растение по описанию.
Это растение вы заметите сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые и синие. Поэтому шмели его быстро находят. За сладкий, медовый на вкус сок и назвали его. (Медуница.)
Мать – и – мачеха. Слайд 13.
-Мы все с нетерпением ждем маленькие солнышки. Там, где росли цветы, майскими днями появятся листья. Листья снизу мягкие и пушистые. Они согревают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. (Мать – и – мачеха.)
-Что объединяет эти цветы? (Первоцветы.)
Ландыши. Слайд 14.
-Когда появляются первые ландыши? Где мы с вами видели ландыши?
-Прочитайте стихотворение Е. Серовой «Ландыш»
-На что похожи цветки ландыша? Могут ли они звенеть?
-Почему первоцветов с каждым годом становится все меньше и меньше?
(Люди срывают цветы, делают из них букеты.)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты
Если мы сорвем цветы.
-Что может сделать каждый из нас, чтобы растения не исчезли?
(Не рвать. Можно выращивать их на клумбе.)
Высказывание мудреца. Слайд 15.
«Прикоснуться к Красоте можно только Сердцем»
Я сорвал цветок – он завял.
Я поймал бабочку – она умерла.
И я понял: прикоснуться к Красоте
Можно только сердцем»
Обобщение. Весна. Слайд 16.
-Начало весны – начало новой жизни. Сколько новых звуков, запахов, красок дарит нам весна. Прочитаем отрывок из рассказа Н. Сладкова и обратим внимание, какие краски он использовал для описания весны.
(Чтение «цепочкой»)
-Какие поля, небо, солнце?
Игра.
-Давайте выделим, какие явления характерны для весны. Если это явление весеннее – хлопайте в ладоши, если нет – топаете ногами.
Трескается лед на реке. Медведь спит в берлоге. Опадают листья.
Журчат ручьи. Лопаются почки. Земля покрыта снегом. Распускаются листочки. Повсюду слышится пение птиц. Метут метели. Ярче светит солнышко.
Игра «Мое настроение»
-Когда светит солнышко, какое настроение бывает у людей?
Выразите свое весеннее настроение с помощью цвета.
О чем ты думал, выбирая голубой цвет? Зеленый?.
Итог урока. Отметки.