МААМ-картинки

«Деньги в нашей жизни». Интегрированный урок истории и обществознания

Сорокова Елена Егоровна
«Деньги в нашей жизни». Интегрированный урок истории и обществознания
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока «Деньги в нашей жизни». (слайд 1)

Цель:

Ход урока:

1. Организационный момент.

Слайд 2 : И Д Ь Н Е Г

Составим слово, без которого ни один человек, ни одна семья не могут прожить. (деньги)

-Почему не могут прожить? (ответы детей).

-Где их взять? (заработать)

Публикация «„Деньги в нашей жизни“, Интегрированный урок истории и обществознания» размещена в разделах

-Правильно, заработать, то есть люди должны трудиться. Труд людей – основа деятельности, в результате которой создаются блага. Это физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть употреблены на производство товаров и услуг. Вне труда нет экономики, так как труд деятельность продуктивная.

-Сегодня у вас будет возможность заработать деньги, правильно отвечая на вопросы, а на заработанные деньги в конце урока купить школьные принадлежности.

- Понимание того, откуда берутся деньги, невольно вызывает определенное отношение к ним. Давайте вспомним сказку Е. Пермяка «Дедушкина копилка». Главная мысль сказки – всё создается трудом. Труд –«корень всех ценностей- драгоценностей». (слайд №3)

Руки народа творят чудеса

Вы только взгляните вокруг

Вся наша жизнь – дела наших рук.

Руки – это душа человека,

Руки – о многом они говорят,

Глаз только видит, а руки творят.

- Итак, мы выяснили, что труд является главным источником производства товаров. Для приобретения товаров нужны деньги.

Что же такое деньги? (ответы детей).

- Само название «деньги» произошло от слова «деньга». Так называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского (слайд№4- портрет Донского, серебр. монета). Позже появилась копейка, но название «деньга» осталось. Деньгами называют металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.

-Какие металлические денежные знаки нашего государства вы знаете? (Слайд №5) (1 коп, 5 коп, 10 коп, 50 коп, 1 рубль, 2 рубля, 5 руб, 10 руб)

-А сейчас давайте поиграем. В мешочках находятся денежные металлические знаки. Выходит обучающийся и на ощупь определяет какую монету он взял, называет её и вынимает из мешочка. (игра повторяется 5-6 раз).

- В жизни мы мало внимания обращаем на денежную мелочь. Можем легко, на ощупь, только по размерам определить номинал монеты, но не всегда помним, что на ней изображено, какие есть надписи, когда родилась и чем отличается от предшественниц.

-Скажите, что изображено на монете достоинством 1 рубль, 50 копеек и т. д. (Ответы детей) (слайд – крупное изображение монеты)

-Давайте посмотрим на мелочь глазами историка и зададим вопрос – почему монеты круглые? (Ответы детей)

Правильно – удобные в обиходе. В Китае были монеты круглые с квадратным отверстием, в Индии монеты квадратные, в Пакистане – в форме розетки. Самые первые русские деньги ходили на четырёх ногах. За всё расплачивались домашним скотом. Первые монеты назывались «скот». Затем появились «куны», от слова «куница», расплачивались шкурками. На смену шкуркам пришло серебро. Основной единицей был кусок серебра – гривна. Гривну рубили на четыре части. Получился рубль. Рубль резали на 50 частей. Затем монеты стали чеканить, а не резать и рубить.

Чеканка монет впервые возникла в Киевской Руси в 9-10 веках. На монетах Московского княжества с одной стороны был изображен Святой Георгий с копьём в руке (отсюда пошло название – «копейка», с другой стороны – княжеский вензель «решето». Так появилась игра «Орёл или решка».

-А сейчас проверим ваши знания.

Игра. На столе лежат монеты достоинством 1 коп, 5 коп, 10 коп, 50 коп, 1 руб. и т. д. Ученик выходит, внимательно смотрит 2-3 секунды, затем отворачивается. Одна или две монеты убираются со стола, ученик поворачивается и определяет, каких монет нет. Игру можно усложнить, т. е. не убирать, а добавлять монеты.

-Монеты – это свидетели истории. Они могут рассказать немало увлекательного, напомнить о событиях и делах давно минувших лет.

-Старый рыцарь перебирает горсть золотых монет,

Кажется не много,

А скольких человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Тут есть дублон старинный…вот он.

Тяжеловесный представитель… Прекрасно сказал А. С. Пушкин в «Скупом рыцаре» о золоте, деньгах, монетах.

-Ребята, вспомним сказку «Золотая антилопа». (Пересказ сказки). Эта сказка поучительна. В жизни не всё измеряется деньгами. Богатый вельможа это не учёл и от жадности утонул в золотых монетах.

-С древнейших времен деньги служили не только средством взаимных расчётов, но и мощным орудием пропаганды-изображенные на них портреты, символы и пояснительные надписи прославляли богов, царей, вельмож, города и государства. За право чеканить собственную монету правители проливали реки крови и тратили горы золота.

Деньги возникли в результате длительной тысячелетней практики торговли и обмена продуктами, товарами. Человечество перепробовало сотни видов денег. Пока не пришло к наиболее выгодным и удобным – металлическим.

Появление монет – важный рубеж в истории. Оно свидетельствует о том, что общество достигло высокой степени экономического и социального развития. Монеты это хорошо и удобно, но 15 тысяч копеек весит 15 кг – носить тяжело. Истории известен один курьёзный случай с деньгами. Императрица Елизавета Петровна (слайд) за понравившуюся ей оду М. В. Ломоосова (слайд) пожаловала учёному премию в две тысячи рублей. Премию выдали медными монетами, общий вес которых составил три с лишним тонны. На перевозку премии понадобилось несколько подвод.

-Такие неудобства с перемещением монет и натолкнули на мысль создания бумажных денег. Тогда в Китае в 8 веке император распорядился написать на красивых листах бумаги, что это денежные знаки. В России в 1769г. бумажные деньги ввела императрица Екатерина 2 (слайд- портрет). Её портрет украшал сторублёвую купюру. И даже кошелёк раньше назывался «денежник», а сейчас «бумажник».

-Ребята, какие бумажные купюры нашего государства вы знаете? (ответы детей) (слайд –бумажные купюры)

-Многие считают, что в наше время бумажные деньги устарели. Уже сейчас многие люди могут практически ежедневно обходиться без наличных денег. Ребята, что может заменить деньги в наше время? (Пластиковые карточки)

- Давайте вспомним повесть-сказку С. В. Михалкова «Похождение рубля» (работа с детьми)

1. Какой путь проделывают деньги, прежде чем они попадают к людям?

2. Какие чувства пришлось испытать рублю? Какие чувства были самыми счастливыми? (Рубль гордился, что им оплатили труд мебельщика, ему было неприятно, когда жадный Павлик не захотел отдать его в долг товарищу. Самые счастливые минуты наступали у него тогда, когда он помогал людям делать добро)

-Появление денег было явлением неизбежным, но многих людей они портят. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает в них алчность, превращает накопление денег в единственную цель жизни. С одной стороны, деньги –великое изобретение человечества, а с другой стороны это – зло, от которого только беды и несчастья.

Существует множество крылатых выражений, в которых упоминаются деньги.

Я предлагаю конкурс. Вы должны закончить фразу, которую я буду начинать. (на слайде вразброс варианты ответов)

….Денег куры… (не клюют)

….Без копейки (рубля не бывает)

….Захочешь добра (посыпь серебра)

….Без денег (сон крепче)

….Не хвались серебром (хвались добром)

….Есть грош (будет и рожь)

….С деньгами мил (без денег постыл).

-Деньги сами по себе не делают человека несчастным, все определяет отношение к ним человека. «Общий язык» с деньгами можно найти, если не делать смыслом жизни их накопление, и тем более не использовать для этого нечестные методы.

Культура отношения к деньгам – показатель культуры человека. Она должна закладываться в каждом человеке с детства.

Но чтобы не страдать от недостатка денег. Нужно выполнять несколько правил (слайд) :

-не стыдись вести денежные подсчёты,

-планируй свои расходы, будь разумен в тратах,

-старайся не влезать в долги,

-если возникнут трудности, приложи усилия в поисках решения.

-Да, деньги являются предметом жизненной необходимости. В каждой стране свои деньги, или, как говорят экономисты, своя национальная валюта. Иностранные деньги называют валютой.

(слайд – Россия-рубль, США-доллар, Франция –евро) Валюта каждой страны имеет свои отличительные знаки (герб, рисунки, портреты) В любой стране экономисты строго следят за количеством денег. Если денег мало, снизится покупательская способность, люди будут мало покупать, а если денег много, они потеряют свою цену (обесценятся).

Вам, ребята, в будущей жизни необходимо будет уметь организовывать бюджет семьи. Что такое бюджет семьи? (ответы детей). (слайд)

Бюджет – это баланс, одна часть которого – доходы, другая – расходы. И если расходы превышают доходы, возникает дефицит бюджета. Каждая семья имеет разные доходы. Надо уметь жить на то, что зарабатывает семья. Поэтому каждая семья планирует свои расходы в зависимости от бюджета.

-А вы принимаете участие в распределение семейного бюджета?

Задание:

На столе разложены картинки: овощи, фрукты, одежда, мебель, обувь, домашние животные, игрушки, канцтовары. На каждой картинке условная цена. Представьте, что вы получили зарплату (условную). Вопрос – чтобы вы купили?

-Деньги – это ценность. Надо научиться правильно распоряжаться ими. Многие семьи посредством экономии и откладыванием денег имеют возможность приобрести более дорогие вещи.

-Ребята, а где можно копить деньги?

-Зачем нужны сберегательные банки? (слайд –Фото сбербанка)

-Почему выгоднее хранить деньги в сбербанке, а не дома?

-Сегодня вы зарабатываете деньги, выполняя задания, а жюри выдаёт вам деньги за правильный ответ.

1. Назовите пословицы о труде.

Слайд – пословицы:

1. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.

2. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

3. Есть терпенье – будет и уменье.

4. Легко добыто – легко и прожито.

5. Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.

6. Береги денежку про чёрный день.

7. Без копейки рубль не живет.

8. В долг брать легко, да отдавать тяжело.

9. По доходу и расход веди.

10. Бережливость – лучшее богатство.

2. Кто назовёт больше профессий, связанных с деньгами.

3. Викторина: (слайд)

1. Денежная единица России (рубль)

2. Искусство ведения домашнего хозяйства. (Экономика)

3. Баланс, одна часть которого – доходы, другая – расходы. (бюджет)

4. Дорогостоящий металл (Золото)

5. Финансовое учреждение, в котором хранятся деньги (Банк)

6. Денежная единица какой-либо страны (валюта)

7. Продуктивная деятельность (труд)

-Жюри подведёт итоги и на деньги, которые вы заработали своим умом. Вы купите себе то, что необходимо для учёбы.

Итоги:

Ребята, чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что по-настоящему ценные вещи невозможно купить ни за какие деньги. Например, здоровье. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение окружающих, или любовь близких. Не сравнивайте всё с деньгами. Далеко не всё продаётся и покупается.

Русские купцы издавна говорили: (слайд- «Денежку наживай, да честь не продавай». Не ставьте деньги превыше всего. Наш урок подошёл к концу, и мы сделали вывод, что деньги помогают нашему обществу, служат ему, не имея власти. Мы сами определяем их оборот и роль, и будем пользоваться ими до тех пор, пока в них будет необходимость.

(слайд- Спасибо за внимание)

Публикации по теме:

Интегрированный урок химии и биологии по теме «Углеводы. Значение углеводов в жизни человека» Цели: • Продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений и генетической связи между ними; способствовать закреплению.

Интегрированный урок окружающего мира и технологии во 2 классе «Как построить дом?» МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 ст. Зеленчукской» Учитель: Луценко Людмила Олеговна Технологическая карта интегрированного.

Исследовательский проект «Свет в нашей жизни» Исследовательский проект в подготовительной группе "Свет в нашей жизни" Содержание Паспорт проекта…. .5 Актуальность.

Исследовательский проект «Свет в нашей жизни»Исследовательский проект «Свет в нашей жизни» Исследовательский проект «Свет в нашей жизни» Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё.

Консультация для педагогов «Конфликты в нашей жизни» Конфликты в нашей жизни Конфликт – это столкновение разноправных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия,.

Консультация «Красота в нашей жизни» В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся.

МAAM в нашей жизниМAAM в нашей жизни Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага. Аристотель.

Новая традиция в «нашей» истории — весенний бал. Фотоотчет о праздновании 8 МартаНовая традиция в «нашей» истории — весенний бал. Фотоотчет о праздновании 8 Марта Началась весна! Чудесное и такое любимое время года! С каждым днем солнце греет сильнее, улыбки на лицах прохожих встречаются чаще и чаще….

Опыт работы на тему: Приобщение дошкольников к истории, культурной и социальной жизни города Бендеры и ПМР…Опыт работы на тему: Приобщение дошкольников к истории, культурной и социальной жизни города Бендеры и ПМР… ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МОУ «БЕНДЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №11» СТАРОВОЙТОВОЙ АЛЕКСАНДРЫ ИВАНОВНЫ ПО ТЕМЕ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ,.

Проект «Вода в нашей жизни» в разновозрастной группеПроект «Вода в нашей жизни» в разновозрастной группе Проект «Вода в нашей жизни» в разновозрастной группе Паспорт проекта «Вода в нашей жизни» 1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Деньги в нашей жизни». Интегрированный урок истории и обществознания
Опубликовано: 15 ноября 2017 в 14:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Деньги в нашей жизни». Интегрированный урок истории и обществознания» (включая файлы) размещена пользователем Сорокова Елена Егоровна (УИ 1169892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД