Куликова Оксана Юрьевна
Интегрированный проект на экологическую тему «Островок природы» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Актуальность проекта:
Очень хорошо известно, что заложить любовь к природе, (живой и неживой) можно только в младшем возрасте. В дальнейшем изменить мировоззрение и взгляды человека на окружающее необычайно сложно, именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Публикация «Интегрированный проект на экологическую тему „Островок природы“ для второй младшей группы» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Мне захотелось познакомить их с природой, не выходя из группы, ведь не всегда есть возможность увидеть некоторые объекты и явления в реальной жизни. В соответствии с этой целью мною был запланирован проект под названием: «Островок природы», включающий в себя некоторые объекты живой и неживой природы. Все имеющиеся природные объекты на этом «островке» дают возможность детям наблюдать, ухаживать, трудиться, совершать опыты и фиксировать результат своей деятельности. «Островок природы» станет местом систематической работы детей, способствующим формированию простейших представлений о живой и неживой природе и развитию самостоятельности, наблюдательности, чувства ответственности и бережного отношения ко всему окружающему.
Большую роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность, процессе этой деятельности ребенок получает познавательные знания.
Ожидаемые результаты:
«Островок природы» несет в себе не только эстетическую функцию, но и позволяет приобщать детей к экологическому воспитанию, трудовой деятельности, экспериментальной. Это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию группового пространства, наблюдений сезонных изменений в природе. Все это позволяет, не покидая территории детского сада, знакомить детей с животными, растениями, насекомыми и особенностями меняющейся погоды и времен года. Данный проект поможет приобщить детей к природе, быть ближе к ней, вызвать желание ухаживать за растениями, животными, бережно относиться к объектам живой и неживой природы, повышать уровень экологических знаний детей. У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей второй младшей группы представлений о живой и неживой природе, развитие осознания связи между объектами и явлениями живой и неживой природы.
Вид проекта: Семейный, групповой, педагогический.
Тип проекта: Информационный (практико - ориентированный).
Продолжительность проекта: Среднесрочный – 10 недель (Октябрь – Декабрь).
Участники проекта: Дети второй младшей группы «Непоседы» д/с «Уникум», родители воспитанников.
Продукт проекта: оформленный природный уголок «Островок природы».
Проблема: отсутствие соответствующей наглядности в группе для экологического воспитания, вследствие чего дети не имеют достаточных знаний о живой и неживой природе, о пользе природы в жизни человека, не умеют её беречь.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Обогащать представления о «живой» и «неживой» природе, в частности:
• представления детей о диких животных, о месте проживания и питании («Лесные жители»);
• представления о характерных отличительных особенностях птиц, формировать знания о зимующих птицах;
• представления о домашних животных («Ферма», их питании и пользе для человека;
• представления о природных явлениях (дождь, снег, ветер, туман)
2. Учить детей работать с календарем погоды, фиксировать свои наблюдения в уголке природы;
3. Формировать представления детей о временах года (Осень,Зима) и характерных особенностей каждого из них;
Воспитательные:
4. Воспитывать бережное отношение к объектам живой и неживой природы;
5. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
Развивающие:
6. Развивать связную речь, обогащать словарь детей;
7. Развивать творческие способности детей;
8. Развивать наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие.
Предполагаемый результат:
1. Создание соответствующей среды в группе, которую могут использовать педагоги для экологического воспитания детей.
2. Сформированность представлений детей о живой и неживой природе, умений устанавливать связи между объектами живой и неживой природы;
3. Осознание детьми тесной взаимосвязи между объектами и явлениями живой и неживой природы;
Интеграция областей:
• «Познавательное развитие» (беседа, наблюдение, экспериментирование, труд)
• «Социально – коммуникативное развитие» (сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, ситуативные беседы)
• «Развитие речи» (пальчиковые игры, сопровождающиеся текстом; занятия по развитию речи в соответствии с тематикой; составление описательного рассказа по картине).
• «Художественно – эстетическое развитие» (чтение сказок, художественной литературы, разучивание детских песен, лепка, рисование, раскрашивание)
• «Физическое развитие» (подвижные игры, гимнастика после сна, физминутки).
Средства и оборудование:
• технические (ноутбук, музыкальные записи);
• методические
1. наглядные пособия:
макеты - «Наша ферма», «Лес и его жители», «Река»,
серии иллюстраций - «Птицы», «Осень», «Зима»;
2. дидактический материал:
раскраски: «Домашние животные», «Лесные жители», «Насекомые»;
поделки предметов (лепка «Яблоко для ёжика»).
• организационные (столы, доски для лепки, спортивные принадлежности, бумага, картон, клей, пластилин, карандаши, семена и лук для посадки на каждого ребенка).
Используемая литература:
Методическая:
• Бережнова О. В., Календарное планирование образовательной деятельности по программе «Мир открытий» (рабочий план воспитателя, «БИНОМ. Лаборатория знаний», М. ,2018.
• Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
• Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В., Познавательное развитие «Ребёнок и окружающий мир», методические рекомендации к программе «Мир открытий» (конспекты занятий, «БИНОМ. Лаборатория знаний», М. ,2018.
• Ушакова О. С, Развитие речи, методические рекомендации к программе «Мир открытий» (игры и конспекты занятий, «БИНОМ. Лаборатория знаний», М. ,2018.
Детская:
• Русские народные сказки «Теремок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Колобок», «Курочка ряба», «Репка», «Три медведя».
Электронные ресурсы:
• https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/07/24/primernaya-struktura-oformleniya-pasporta-proekta-0
• https://poemata.ru/poets/barto-agniya/animals/
• https://allforchildren.ru/songs/animals.php
Этапы проекта
Деятельность воспитателя группы и специалистов ДОО
по проекту
1 этап (поисковый)
1-я неделя октября
Создание условий для вхождение в проблемную ситуацию: для детей, родителей, педагогов (мотивационный компонент):
• анализ среды в групповой комнате на наличие/отсутствие наглядных дидактических средств, необходимых для экологического воспитания детей;
• анализ моего резерва профессиональных возможностей (как педагога);
• анализ предполагаемых затруднений, которые могут возникнуть в процессе работы;
• анализ заинтересованности родителей темой проекта;
• выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта (проведение диагностики);
• формирование банка данных о результатах диагностики для дальнейшей работы ;
2 этап (аналитический)
2-я неделя октября
Сбор информации:
• подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
• пополнение предметно-развивающей среды (создание мною макетов объектов живой и неживой природы, календаря погоды, создание места для посадки семян в «Огород на нашей ферме», работа над эстетической стороной создаваемого «островка» природы);
• подбор диагностического инструментария для выявления уровня знаний детей;
• привлечь родителей к сбору экспонатов для созданных макетов через информационный уголок «Будем вместе» (сообщение родителям о важности реализации проекта).
3 этап (практический)
7 недель
Проектирование текущей работы по проектной деятельность (создание перспективного плана).
Организация всего процесса построена таким образом, чтобы план включал в себя:
• все виды детской деятельности, с помощью которых будет реализован проект;
• виды работы, через которые детская деятельность реализуется;
• отчёт работы по календарю погоды
4 этап презентационный рефлексивный
1-я неделя декабря
Проведение мною анализа:
• достижения целей;
• полноты выполнения поставленных задач;
• полученных результатов проведенной проектной деятельности.
Подготовка отчётной документации:
• конспекты занятий, игр, бесед, наблюдений;
• фоторяд «По следам проекта» (демонстрация продукта проекта).
1. Этап 1 (поисковый) – 1-я неделя октября.
Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы.
Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком.
1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)
2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.
3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)
4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т. д.
5. Чем подкармливают птичек зимой?
6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме.
7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву.
8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья.
9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида).
10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов).
11. Покажи стебель, лист, цветок.
12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида).
13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида).
14. Назови (покажи на картинке, какое сейчас время года.
15. Одень куклу соответственно погоде и сезону.
Оценка знаний:
• 1 балл – ребёнок не ответил
• 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
• 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
• 15 – 22 баллов – низкий уровень
• 23 – 35 – средний уровень
• 36 – 45 – высокий уровень
2. Этап 2 (аналитический) – 2-я неделя октября.
Информационный уголок для родителей «Будем вместе» (создание папки – передвижки).
3. Этап 3 (практический) – 7 недель.
Перспективный план по проекту «Островок природы» для воспитанников второй младшей группы «Непоседы».
4. Этап 4 (презентационный) рефлексивный - 1-я неделя декабря.
Самоанализ:
В результате проделанной работы, мною была полностью достигнута поставленная цель, а задачи реализованы. В группе созданы условия для формирования экологических знаний детей. Могу с уверенностью сказать, что продукт моей деятельности может использоваться и в дальнейшем, и лишь обогащаться всё новыми и новыми объектами по мере взросления детей.
Дети приобрели простейшие знания о живой и неживой природе. С помощью макета «Лесное царство» обогащены представления детей о диких (лесных) животных, местах их обитания и питании. Воспитанники второй младшей группы различают несколько видов зимующих птиц, знают о характерных их особенностях. Благодаря созданному макету «Ферма» воспитанники второй младшей группы получили основные знания о домашних животных, и их огромной пользе для человека. Дети хорошо различают такие природные явления, как дождь, снег, ветер, туман и научились использовать соответствующие им условные обозначения для работы с календарём погоды. Также дети ближе познакомились с временами года «Осень» и «Зима», с процессом смены одного времени на другое, отличительными особенностями каждого из них, и теперь могут участвовать в опытно – экспериментальной деятельности, отслеживая процесс в экологической зоне. Как у воспитателя, у меня получилось открыть малышам окружающий мир природы, научить понимать и видеть его как наш общий дом, необходимый в равной степени всем его жителям. Решить эту задачу получилось с помощью ярких, живых каждодневных эмоций, которые ребенок получает при разнообразной деятельности (самостоятельной, спланированной) в экологической зоне группы. Именно эта радость находиться в гармонии с окружающим миром, новизна открытий и счастье быть частью этого прекрасного мира впоследствии и сформирует эко-личность ребенка. Именно поэтому для меня было важно обучить детей наблюдать, восхищаться, любоваться красотой, воспитывать в них любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
После реализации проекта дети имеют возможность получать знания об окружающем мире при помощи наглядных материалов, что очень необходимо для малышей второй младшей группы, ведь в 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Воспитанники приобрели богатый чувственный опыт, получили возможность постоянно его расширять и углублять, продолжают учиться воспринимать окружающий мир, а свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.
Повторная диагностика экологических знаний детей второй младшей группы после реализации проекта.
Отчетная документация:
• Конспекты занятий, игр, бесед, наблюдений, фото;
• Фоторяд «По следам проекта» - демонстрация продукта.