Ольга Сёмкина
Интегрированное занятие в средней группе «В гостях у пчёлки»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в средней группе «В гостях у пчёлки"
Воспитателя МБДОУ "Детский сад"Аленка" г. Десногорск Сёмкиной О. А.
Цели:
- закреплять знания детей о пчёлах (их внешний вид, образ жизни, польза, которую они приносят);
- активизировать словарь детей (соты, жало, медоносы, взяток);
- закрепление умения рисовать «тычком».
Публикация «Интегрированное занятие в средней группе „В гостях у пчёлки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Материал: Д/и «Покажи такую же картинку» (растения, цветы); картинка – пчела, шапочки пчёл с усиками (по количеству детей); костюм пчелы для взрослого; игрушки – 2 пчелы, шершень; плоскостные цветы жёлтого, синего и красного цвета; жёлтые комочки ваты – пыльца, 2 ведёрка; рисунок с сотами; лист ватмана, шаблоны-шестигранники, фломастеры жёлтые и коричневые.
Для рисования: альбомные листы с силуэтами пчёл, кисточки, гуашь (жёлтая, коричневая, подставки для кисточек, салфетки, стаканчики с водой.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель проводит с детьми игру «Покажи такую же картинку». Вдруг возле окна раздаётся жужжание.
Воспитатель: Кто это там жужжит? Это пчела прилетела к нам. (Воспитатель берёт игрушку пчелы, жалеет её, показывает детям).У пчёлки отсырели крылышки, она замёрзла и не может лететь домой. Как же помочь пчёлке?
Ответы детей: Надо поместить её в тепло, чтобы крылышки высохли, поставить ей в блюдце сладкую воду – подкрепиться.
Воспитатель: - Что вы знаете о пчёлах?
-Где они живут?
- Чем занимаются?
- Какую пользу приносят?
Вот, посмотрите на картинку: это медоносная пчела. Она имеет большую, покрытую волосками голову, по бокам которой находятся два сложных глаза, а между ними – ещё три глазка.
Пчёлы различают жёлтый и синий цвета, а вот красный цвет они не видят. (У большинства цветов серединка жёлтая).
Спереди на голове у пчёл есть длинные усики, которые помогают им ориентироваться в тёмном улье.
А с помощью своих мощных челюстей, язычка и ног пчела собирает нектар и пыльцу с цветов и ещё строит ячейки сотов. Нектар пчёлы помещают в ячейки сотов, где он превращается в сладкий мёд.
У пчелы есть три пары ног и две пары крыльев. А на брюшке – жало. Ужаленному пчелой в ранку попадает яд, вызывающий сильную боль. Жало тоже остаётся в ранке, поэтому после ужаления пчела получает травму и погибает. Поэтому, ребята, если вы видите на цветах пчёл, лучше их не трогать. Можно понаблюдать за ними, но ненужно их ловить, трогать, иначе и вам пчела сделает больно, ужалив, и сама она погибнет.
Пчёлка : Ж-ж-ж…
Воспитатель: Но посмотрите, ребята, наша гостья уже отогрелась и подкрепилась. Она что-то сказать нам хочет (слушает). Дети, пчёлка приглашает нас к себе в гости. Но для того, чтобы мы с вами смогли попасть в улей, нам нужно стать такими же маленькими, как пчёлки. Вы согласны? Тогда закройте глаза руками, а пчёлка скажет волшебные слова:
Пчёлка : Раз, два, три –
Станьте маленькими вы!
(Вместо пчёлки-игрушки появляется второй воспитатель в костюме пчелы.
Дети опускают руки, открывают глаза.)
Пчёлка : Вот вы и стали маленькими, как пчёлки.
Большое спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне, не дали погибнуть…
Но чем вы тут заняты? Я вижу у вас картинки с цветами. А вы знаете, что это за цветы? Как они называются? Эти цветы – хорошие медоносы. Мы, пчёлы, любим собирать сладкий нектар с цветов этих растений.
А сейчас, ребята, надевайте на головы шапочки с усиками, как у пчёл, и мы все вместе полетим в улей.
Все отправляются в музыкальный зал.
В музыкальном зале стоит домик, на нём закреплён лист с изображёнными сотами.
Пчела: Вот мы и прилетели в улей.
(Дети садятся на стульчики. Звучит песня «Прилетела пчёлка»).
Пчела: Пчёлы в улье живут большой и дружной семьёй. И правит всем пчела-матка – Царица.
Ещё в семье есть трутни, их несколько и зимой в сильные холода они обогревают улей. Очень много в пчелиной семье рабочих пчёл. Это пчёлы – няньки, сторожа, разведчики.
Воспитатель: Рабочие пчёлы строят соты. Ребята, поможем пчёлам построить соты?
(Рисование сот по шаблону на листе, закреплённом на домике).
Воспитатель: Ещё рабочие пчёлы собирают пыльцу.
Игра «Пчёлки на лугу»
На полу разложены плоскостные цветы жёлтого, синего и красного цвета, на них комочки ваты – пыльца.
Задание: собрать пыльцу только с жёлтых и синих цветов, т. к. красный цвет пчёлы не видят, и перенести в ячейки сотов.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что делают пчёлы-няньки? (Ответы детей).Они ухаживают за личинками – будущими пчёлами – детский сад в улье.
Пчела: Дети, вы уже знаете, что пчёлы живут большой и дружной семьёй, но и у пчёл есть враги – это осы и шершни – они нападают на ульи и воруют у пчёл мёд. Чтобы этого не произошло, в каждом пчелином домике обязательно есть пчёлы-сторожа. Они охраняют улей от непрошенных гостей и могут их даже ужалить.
В зале появляется Шершень.
Шершень (басом) : Ж-ж-ж.
А вот и улей, чую по запаху, здесь много вкусного мёда. Сейчас я им полакомлюсь. Ж-ж-ж.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем пчёлам спасти мёд от злого Шершня. Для этого нужно всем дружно зажужжать.
Дети: Ж-ж-ж.
Шершень: О, да тут не доберёшься до мёда. Надо убираться, пока цел. (Улетает).
Воспитатель: Ну, вот и прогнали воришку. Но что это? (Под музыку над сотами появляется пчела-игрушка, она танцует). Это пчела-разведчица. Отыскав богатые цветами поляны, она возвращается в улей и начинает кружиться на сотах, виляя брюшком. По «фигурам» танца пчелы узнают, куда и на какое расстояние нужно лететь за взятком, за пыльцой. Прилетев к месту сбора, пчёлы садятся на те цветы, запах которых принесла с собой в улей пчела-разведчица.
Ребята, что-то пчела-разведчица хочет нам сказать (слушает). Ребята, эту пчёлку прислала к нам пчела-Царица. Она просит помочь подготовить молодых пчёлок к вылету из ульев – раскрасить их. Поможем пчёлкам? (Ответы детей). НО для этого нам нужно снова стать большими.
Пчела: А я вам помогу. Закройте руками глазки, да не подсматривайте.
1, 2, 3, 4, 5 –
Станьте детками опять.
Пчела (второй воспитатель) исчезает,
вместо неё воспитатель берёт в руки пчелу-игрушку.
Воспитатель: НУ, вот вы опять стали большими, а пчела маленькой. Теперь вы сможете раскрасить пчёлок. Подходите к столам.
Дети рассматривают контуры пчелы, обводят пальцем, уточняют форму, цвета, выполняют упражнение-разминку с кисточкой:
Кисточку возьмё м вот так:
Это трудно? Нет, пустяк!
(Рука с кисточкой вертикально вверх, кисть держим тремя пальцами. Движения кистью руки по тексту.)
Влево-вправо, вверх и вниз
Побежала наша кисть.
А потом, а потом
Кисточка бежит кругом.
Закрутилась, как волчок.
За тычком идёт тычок!
(Кисточку держат вертикально.
Выполняют тычки без краски на листе.)
Далее дети приступают к работе: сначала жёлтой гуашью раскрашивают пчелу тычком, моют кисть, вытирают её насухо, потом коричневой гуашью – полоски на брюшке.
Физкультурная минутка «Трудолюбивая пчёлка»
Пчёлка трудится весь день
И работать ей не лень.
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.
Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.
Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт,
(Одну руку вытягивают вперёд, затем вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
Унесёт нектар тот в улей
И назад вернётся пулей.
Ж-ж-ж.
(Руками в воздухе обрисовывают большой круг.
Обрисовывают в воздухе треугольник.
Побежали по кругу.)
После физкультурной минутки дети рисуют подушечкой пальчика пчёлке глаза, карандашом коричневым – лапки.
Воспитатель: Вот какие красивые пчёлки у нас получились. Пчела-Царица будет очень вам благодарна. А теперь, ребята, мы пойдём в группу. А пчёлки останутся в своём улье.
Литература.
1. Алябьева Е. А. Таматические дни и недели в детском саду. М., Сфера, 2006.
2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. М., «Гном и Д». 2001.
3. Словарь-справочник пчеловода. М., 1963.
4. Зарецкий Н. Н. Приусадебная пасека. «Нива России». М., 1992 г.