Тамара Долбичкина
Интегрированное занятие в средней группе «Жители Крайнего Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
(ознакомление с окружающим миром и аппликация)
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с образом жизни коренных жителей Севера.
- Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.
- Закрепить название одежды народов Севера.
- Воспитывать способность понимать красоту искусства народов Севера.
- Учить находить особенности узоров на кухлянки.
- Совершенствовать умения создавать декоративные композиции на шаблонах разной формы, по собственному замыслу вырезанных из цветной бумаги.
Программные задачи:
Публикация «Интегрированное занятие в средней группе „Жители Крайнего Севера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- Закреплять умение составлять национальный орнамент из геометрических фигур, разрезая бумагу сложенную вдвое.
- Продолжать аккуратно пользоваться ножницами.
- Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
Словарная работа: кухлянка, торбаса, малахай, кунаи, керкер, оленевод, орнамент, оленевод.
Предварительная работа: Чтение сказок народов Севера «Сказки ворона Кутха»; «Сказки бабушки Митти»; «Кукушка»; заучивания стихотворения Г. Поротова «Мой Север»; рассматривание альбомов с национальной одеждой.
Материал: Иллюстрации с изображением жителей крайнего Севера; иллюстрации национальной одежды (кухлянка, торбаса, малахай, керкер, кунаи);
Иллюстрации повседневной - русской верхней одежды (шуба, комбинезон, шапка, брюки, сапоги);
кукла Айя в национальном костюме;
Шаблоны корякской кухлянки, заготовки прямоугольников чёрного цвета и треугольников белого цвета, ножницы, клей, салфетки на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я начну занятие с очень хорошего стихотворения, вы внимательно послушайте и скажите о чём оно.
Мы живём, где оленей пасут,
Вечерами соловьи не поют,
Лишь над сопками туман,
Ветер, снег и ураган,
Сияние Севера освещает дорогу нам.
И пускай нам нелегко,
Не грустим мы от того
Что живём мы в тундре далеко.
Дети: В стихотворении говорится о севере Камчатки и северном народе.
(Стук в дверь, заходит кукла Айя)
Айя: Здравствуйте дети, я надеюсь не опоздала к вам на занятие.
Я хочу вам рассказать о своём народе, который живёт на Севере Камчатки.
Лето на севере короткое, а зима длинная и снежная. Основное занятие моего народа – оленеводство, рыболовство, охота.
(Показ иллюстраций «Оленевод с оленями»)
Айя: Ребята, как вы думаете, почему на севере основное занятие – оленеводство?
Дети: Олени – домашние животные. Мужчины - оленеводы пасут оленей на пастбищах бескрайней тундры. Так как в тундре нет дорог и простая машина не проедет, оленей используют - как средство передвижения. Так же, оленье мясо готовят в пищу. Корякские мастерицы шьют тёплую и прочную одежду в которой зимой не замёрзнешь, а летом-- не вспотеешь.
(Девочка Айя показывает иллюстрации корякской одежды, называет её, дети повторяют название одежды).
Айя: Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Найди свою одежду».
Дети делятся на две команды – корякские и русские мастерицы.
Воспитатель раскладывает на столе иллюстрации корякской и русской верхней одежды.
Под музыку дети выполняют ритмичны корякские упражнения под руководством девочки Айи, как только музыка стихает, дети должны взять картинку с изображением одежды, к какой команде они относятся.
Айя: Ребята, посмотрите на картинки и скажите, чем отличаются корякская одежда от нашей повседневной одежды?
Дети: Корякская одежда сшита из оленьей шкуры и украшена национальным орнаментом.
Айя: Ребята мне очень понравилась как вы занимаетесь на занятии и для вас у меня есть подарок - корякские куклы в национальных платьях.
- Вы помните, как называется корякское платье? (Кухлянка).
- Ваша задача украсить кухлянки специальным узором. Каким? (Корякским орнаментом)
- Из чего состоит орнамент на кухлянках? ( орнамент состоит из геометрических фигур: чёрных квадратов и белых треугольников).
Воспитатель: У вас на столе чёрный прямоугольник, а орнамент состоит из квадратов.
- Что нужно сделать, чтобы получился квадрат? (Сложить прямоугольник пополам, уголок к уголку и разрезать по линии сгиба.
- Как из квадратов получить треугольники? (Квадрат согнуть по диагонали и разрезать пополам по линии сгиба).
(Дети выполняют самостоятельно работу)
Физкультминутка «О севере»
Дуют ветры ледяные (Дети машут руками вверху)
Горы снежные, крутые. (руки поднять вверх, встать на носочки)
Там о лете не слыхали (ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли (обнять себя руками)
Он не мал и не велик (Руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк. (хлопнуть в ладоши на уровне груди)
Воспитатель: Готовые геометрические фигуры разложите внизу по подолу кухлянки и по рукавам.
(Воспитатель напоминает, как пользоваться клеем и кисточкой, для чего нужна салфетка, техника безопасности с ножницами)
Готовые работы, воспитатель развешивает на доске перед детьми. Дети обсуждают свои работы и выбирают понравившиеся кухлянки.
Воспитатель подводит итог занятия, дети благодарят девочку Айю и прощаются с ней.
Занятие окончено.