Анна Воронина
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Зима — прощай, весну — встречай»
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ
совместной деятельности с детьми подготовительной группы
Тема: "Зима - прощай, весну - встречай".
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей по теме: "Зима - прощай, весну - встречай".
Приоритетная образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Цель: - формировать способность анализировать звуковой состав слов.
Задачи:
Обучающие:
- Упражнять в звуковом анализе слова.
- Закреплять обобщающие понятия.
Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе „Зима — прощай, весну — встречай“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Формировать умение правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными, использовать в речи предложения.
- Обобщать и уточнять знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе.
- Расширять знания детей о народных праздниках и традициях.
- Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать внимание и воображение детей.
- Развивать связную речь.
Воспитывающие:
- Воспитывать любознательность, творческую активность.
- Воспитывать у детей любовь к природе, развивать интерес к познанию природы.
Методы и приё мы:
Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрации.
Словесный : Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: Сюрпризный момент, игра.
Словарная работа: Слово, слог, гласный звук, согласный звук (твёрдый, мягкий, звонкий, глухой, парный, непарный, буква, Масленица.
Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Форма проведения: Игровая.
Развивающая предметно - пространственная среда ННОД:
Иллюстрации времён года; картинки с зимующими птицами; карточки с буквами; плакат с гласными и согласными буквами, которые уже изучили; магниты разного цвета; "Слоговичок"; рабочие тетради; цветные карандаши; посылка; веточка берёзы, кусок льда, луковица, семена цветов.
Предварительная работа: Повторить понятие "слово", "звук", "предложение"; деление слов на слоги; звуки речи; расширение запаса слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме "Зима", "Весна"; умение работать с таблицей "Слоговичок".
Планируемые результаты:
- Анализировать слова и выделять звуки;
- Характеризовать звуки в зависимости от места расположения в слове;
- Определять лексическое значение слов;
- Развивать и обогащать речь;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Умение сотрудничества, умение применять полученные ранее знания.
Содержание ННОД
Вводная часть: Игра "Жимка - приветствие". Дети становятся в круг, берутся за руки, воспитатель жмёт руку ребёнка стоящего слева от него, тут- же ребёнок молча передаёт пожатие другому ребёнку, дальше по кругу. Как только "жимка" доходит до воспитателя, все произносят слова: "Здравствуйте, я всем скажу и улыбку подарю!"
Основная часть:
Игра "Ответь на вопрос". Дети стоят в кругу, воспитатель в центре с мячом, бросая мяч ребёнку, задаётся вопрос. Ребёнок должен подобрать прилагательное и дать полный ответ, бросая мяч воспитателю. Вопросы:
- Погода за окном какая? (Погода за окном пасмурная).
- Снег какой? Солнце какое? Деревья зимой какие? Лёд какой? Сугроб какой? Метель какая? Мороз какой? Зима какая? Снежинки какие? и т. д.
- Ребята, с каким временем года связаны мои вопросы?
- Расскажите, а как мы узнаём, что к нам пришла зима?
Работа с календарём погоды.
- Сколько месяцев идёт зима? - Какой сейчас, идёт по счёту зимний месяц? Какой сегодня день недели? Сколько дней осталось до конца зимы? Какое время года придёт к нам после зимы? А как мы узнаём, что к нам пришла весна?
- Давайте, вместе вспомним стихотворение И. Токмаковой "Весна", которое мы учили в прошлом году.
- К нам весна шагает, (медленно шагаем)
Быстрыми шагами. (шагаем быстро)
И сугробы тают,
Под её ногами. (медленно приседаем)
Чёрные проталинки (руки сомкнуты в круг перед собой)
На полях видны. (смотрим вдаль - влево, вправо)
Видно очень тёплые (выставляем попеременно ноги вперёд)
Ноги у весны.
- Давайте пройдём на рабочее место, перед вами на доске зашифрованное слово. Как мы узнаем, что здесь написано? 51-1
- Правильно, нам поможет "Слоговичок".
Дети записывают слоги в тетрадь, читают полученное слово "ЗИ-МА".
- Какую букву мы изучали на прошлом занятии? (Буква "З".)
- Где находится буква "З" в слове зима?
Фонетическая зарядка. Скороговорка.
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Какой звук вы слышите в начале слов "воробей", "ворона". (Звук [в].)
- Какой это звук? (Согласный звук, так как произносить его помогают губы и зубы.)
- Это звонкий или глухой звук? Поднесите руку к горлышку, проверьте, дрожит оно или "спит". (Согласный звук [в] звонкий мы произносим его голосом.)
- Ребята, послушайте скороговорку:
- "Проворонила ворона воронёнка. "
- Назовите слова в которых есть этот звук? Дети указывают местонахождение звуков в слове, произносят скороговорку несколько раз, постепенно убыстряя темп.
- А давайте вспомним, пальчиковую гимнастику и накормим зимующих птиц.
- «Птички зимой»
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебушка немножко.
(Тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,
(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.
(Тоже самое с левой ладонью)
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба макароны).
- Отгадайте загадку : - Снег чернеет на полянке,
С каждым днём теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года? (Весна).
- Как произносится звук[в] в слове - весна?
Звуковой анализ слова "весна".
Дети анализируют звуковой состав: один ребёнок - у доски, остальные дети - в своих тетрадях. Затем анализируют звуковую схему, отвечая на вопросы:
- Сколько всего звуков в слове?
- Почему первый звук мы обозначили зелёным кружком?
- Сколько всего согласных звуков?
- Сколько гласных звуков в слове? Назовите их.
- Сколько в слове слогов?
- Какой слог ударный?
Физкультминутка.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Знакомство с буквой "В".
- Палочка, рядом две ровные дужки -
Вот и готовы очки. для лягушки.
Дети "прописывают" в воздухе букву, рассматривают элементы, затем прописывают её в тетради.
Сюрпризный момент.
В группу вносят посылку на которой написано по слогам слово "вес - на". Дети читают от кого. Рассматривают предметы из посылки: веточка берёзы, луковица, семена цветов, лёд, снег, куколка Маслена. В посылке письмо от весны.
Воспитатель читает письмо:
"Здравствуйте дорогие ребята! Вот и пришла моя пора прийти к вам в гости. Помогите снять чары зимы с моих друзей.
Подумайте: - Как можно оживить веточку, луковицу, семена цветов?
- Как избавиться от снега и льда?
И зачем, в помощь вам, я дала эту куколку? Как только зазеленеют на вашем подоконнике мои друзья, чары зимы исчезнут и я приду к вам в гости. Спасибо за помощь! До встречи, дорогие ребята!" Весна.
Дети предлагают "оживить" друзей весны : веточку и луковицу поставить в воду - что и делаем, они должны "проснутся"; семена цветов посадить - решаем во второй половине дня; лёд и снег растопить - лёд заливаем горячей водой, а снег - выкладываем на тарелку; куколку обязательно возьмём на праздник прощания с зимой и встречу весны - Масленицу. Рассказывают, что знают о празднике.
Заключительная часть: - Дорогие ребята, на этом наше занятие закончено. Чем сегодня мы занимались на нашем занятие?