Трофименко Екатерина
Интегрированное занятие «Готовимся к Пасхе. Пасхальное яйцо» с элементами аппликации в подготовительной группе
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Готовимся к Пасхе. Пасхальное яйцо» с элементами аппликации и использованием и ИКТ.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – речевая, художественно – продуктивная, музыкальная, игровая, двигательная.
Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Публикация «Интегрированное занятие „Готовимся к Пасхе, Пасхальное яйцо“ с элементами аппликации в подготовительной группе» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Аппликации пасхальные
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Пасхальное яйцо. Украшаем и мастерим яйца на пасху
- Пасхальные поделки, аппликации, рисование
- Подготовительная группа
- Темочки
- изучить с детьми традиции христианского праздника «Святая Пасха», ее обычаями, новыми словами и их значением;
- познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа;
- научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества;
- познакомить с основными приёмами росписи, обучать работе с шаблоном, по алгоритму.
Планируемые результаты: развивать интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; уважительно относиться к традициям русского народа.
Словарь: народный праздник, Великая Пасха, седмица, кулич, «крашенки», «писанки».
Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги, ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.
Подготовительная работа : беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини-выставка коллекции сувенирных яиц.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в необычное путешествие. Чем же оно будет необычное? А тем, что сегодня мы свами отправимся в прошлое. И поговорить о том, как русский народ умел и умеет поддерживать традиции и обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, добротой, отзывчивостью.
- Ребята, какие православные праздники вы знаете?
(Показываю картинки с праздниками).
- Правильно. Рождество, Масленица, Пасха, Троица, эти праздники люди до сих пор помнят и празднуют, у каждого праздника есть свои традиции, которые мы до сих пор стараемся соблюдать. На Новый год – ставят елку, на Рождество – колядуют и проводят гадания, на Масленицу обязательно пекут блины сжигают чучело Масленицы, и конечно, просят у всех прощения, прощаясь с зимой, на Троицу – почитают, восхваляют березку. Сегодня мы с вами обратимся к народным традициям, которые сложились в результате многолетнего христианского праздника Святой Пасхи.
Садитесь, пожалуйста, на стульчики и я вам расскажу об этом празднике и его традициях. (Слайд 1)
- Но для начала, я хочу узнать, что вы знаете об этом празднике? (ответы детей).
- Праздник ПАСХА означает -торжество и победу жизни над смертью,
добра над злом. На Руси он считался главным праздником и праздновался дольше всех- целую седмицу (т. е. - неделю). В переводе с еврейского на русский слово «пасха» звучит, как «исход», «избавление»,
«освобождение». (Слайд 2) Считается, что именно в этот день сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых. Праздник пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Предание рассказывает, что отец послал Иисуса Христа на Землю людям - научить их жить по совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть, с ближними, быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди решили убить Иисуса Христа. Они долго мучили его, требовали, чтобы он отказался от своего учения, но Христос не отрекся от своего учения - ведь он безгранично верил в то, что проповедовал людям. Иисус Христос воскрес.
Пасха - самый главный праздник для православных христиан. Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.
- В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон восстанавливает силы человека, лечит душу.
- Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – (звон колоколов) (Cлайд 3).
Ребята, какое у вас настроение после прослушивания звона? (ответы детей)
К празднику Пасхи готовились заранее. Хозяйки убирались в избах и
во дворах. Пасхальный стол своим убранством отличался от всех других праздничных столов, пекли пасху и куличи, красили яйца. (Слайд 4). В пасхальную ночь все верующие одевали только светлую праздничную одежду и шли в церковь. Дома могли оставаться только малые дети, да больные старики. Люди стояли около церкви в руках держали свечи и ждали пока священники выйдут, и тогда начинался крестных ход-обход церкви с иконами и крестами. После обхода люди говорили: «Христос Воскрес» и слышали в ответ: «Воистину Воскрес», поздравляли друг друга. (Слайд 5) Так же святили принесённую в церковь пасхальную еду. По традиции это были яйца, пасха, пасхальные куличи.
- Праздник сопровождался весёлыми играми и развлечениями. На Пасху обязательно во дворах и общественных местах вешали качели. (Слайд 6). Для детей делали обычные качели-карусели, а для взрослых на главной площади города или села заранее устанавливали большие карусели.
- Ребята, как вы думаете, для чего это делали? (ответы детей)
- Люди верили, что чем больше и выше качаешься в этот праздник, тем
счастливее и успешнее будет год и лучше будет урожай.
- Ещё в дни празднования Пасхи начинают водить знаменитые русские
хороводы. А знаете, почему их водили именно весной? (хождение по кругу напоминало движение Солнца, и должно было помочь быстрому пробуждению природы). (Слайд 7)
- Ребята, а кто знает, какой главный символ этого праздника? (ответы детей)
- Правильно, яйцо. Яичко олицетворяет начало новой жизни.
- Я хочу рассказать вам предание о первом красном яйце, поднесённом в подарок. (Слайд 8)
До того, как Иисус Христос вознёсся на небо, Он велел своим ученикам проповедовать людям по всему миру то, чему Он их учил.
Пошла проповедовать учение и Мария Магдалина. (Слайд 9) Она первая узнала, что Иисус воскрес, когда она пришла к гробу Господа, чтобы омыть его израненное тело душистым маслом, но его не обнаружила, а передней появился ангел, который сказал ей, что Христос воскрес. (Слайд 10)
Мария пошла в город рассказать об этой чудесной новости. Она вошла во дворец к императору Тиберию, а в те времена, приходя к императору, люди приносили ему какой-нибудь подарок. Богатые люди приносили драгоценности, а бедные- что могли. Мария когда-то была богатой и знатной, пришла теперь, когда у неё ничего не было, кроме веры в Иисуса Христа. Она остановилась перед ним и протянула ему простое яйцо, произнеся слова:
-Христос Воскрес! (Слайд 11)
Император удивился и сказал:
-Как может кто- то воскреснуть из мёртвых? Не верю. В это так же трудно поверить, как поверить, что это белое яйцо может стать красным!
И в тот момент, когда он это говорил, держа яйцо в руках, оно стало менять цвет: порозовело, потемнело и наконец стало ярко красным!
Вот что рассказывают про то, как со словами «Христос Воскрес!» было подарено первое пасхальное яйцо. Теперь вы все знаете, почему дарят на Пасху яйца и почему изначально их красили в красный цвет. Красный цвет-цвет радости, цвет вечной жизни.
-Пасха-семейный праздник! В каждой семье стремились наварить много яиц и обязательно покрасить или расписать их. (Слайд 12)
-Да, ребята, главный подарок на Пасху -яйцо. Этот обычай очень давний.
С начала яйца красили просто, используя луковую шелуху. Со временем стали красить яйца в однотонные цвета (жёлтый, зелёный, синий, розовый и другие).
(Слайд 13)
-Яйца, которые покрашены одним цветом, называют «Крашенки». (Слайд 14)
Позже крашеные яйца стали расписывать узорами (поначалу-воском).
Рисовали на них даже церковь и различные пейзажи. Такие яйца называли «Писанки». (Слайд 15)
- «Писанки» на Пасху не только дарили друг другу с пожеланием благополучия, счастья и здоровья, но с ними на Руси устраивали весёлые
игры:
• Катали их на столе (так можно делать только на Пасху).
• «Чокались», т. е. стукали любым концом своё яйцо о яйцо соперника. Чьё
яйцо не разбилось, тот и победил.
А перед тем, как мы с вами начнём украшать наши пасхальные яйца, я предлагаю вам поиграть в старинные пасхальные игры.
Игра: «Чьё яйцо дальше укатиться?» (Объясняю правила, заранее приготовленные «писанки» дети катают с наклонной плоскости. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победил, он забирает яйцо проигравшего.)
- А теперь, ребята, предлагаю вам перейти к работе. Работу по росписи яиц выполняют с чистым сердцем, с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, нужно думать о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. Наша цель- создать неповторимую роспись подарочного яйца. Предлагаю вам обратиться к народным источникам- к творчеству хохломских, жостовских и гжельских мастеров.
Сегодня мы работаем с шаблонами.
Во-первых, выстроим алгоритм действия:
• Выбираем цветную бумагу для всех деталей.
• Работа с шаблонами.
• Выстраивание композиции.
• Приклеивание деталей.
Во-вторых, выполнение практической части по образцу:
• Вспомним, как ведё тся работа с шаблоном из цветной бумаги:
- цветной лист кладём белой стороной вверх.
- шаблон располагаем не по центру, а по краю, экономя цветную бумагу.
- одной рукой придерживаем шаблон, а другой рукой обводим шаблон карандашом по часовой стрелке.
• Затем, располагаем заготовки на альбомном листе (т. е. выстраиваем композицию).
• Приклеиваем основные части композиции.
А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка. Задание выполняется под музыку русских народных песен и потешек.
Практическая работа. Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.
Подведение итогов
- Посмотрите на свои работы (выставка)
- С какими чувствами вы украшали пасхальные яйца?
- О чем думали, когда готовили их?
- Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши замечательные работы, которые вы подарите своим родным с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. Я надеюсь вам было интересно и всё, что вы сегодня узнали на нашем занятии, расскажете своим близким.
Спасибо за занятие. Всего вам доброго!