Людмила Михеева
Интегрированное занятие с приоритетом речевого развития в подготовительной группе «Здравствуй, гостья Зима!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать умение составлять творческий рассказ по картине; ясно и последовательно излагать свои мысли.
Программные задачи:
- формировать речевое дыхание, правильное произношение слов, согласно нормам литературного языка;
- учить правильно понимать переносный смысл пословиц, загадок;
- совершенствовать знания детей о сезонных изменениях в жизни животных;
- поддерживать желание слушать музыку;
- учить соотносить произведения изобразительного искусства с музыкой и литературными произведениями.
Предварительная работа:
- ежедневные наблюдения;
Публикация «Интегрированное занятие с приоритетом речевого развития в подготовительной группе „Здравствуй, гостья Зима!“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- упражнения в образовании родственных слов от слов «зима», «снег»;
- упражнения в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительные и прилагательные;
- рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей, беседы по содержанию картин;
- рассматривание наглядно – методического пособия «Деревья в картинках» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»;
- составление небольших связных рассказов по фрагментам данной картины о зиме;
- ознакомление со стихами русских поэтов о зиме, заучивание стихов;
- чтение произведений: И. Соколов-Никитов «Год в лесу», М. Пришвин «О животных», В. Бианки «Лесная газета» и др.
- беседы о животных, изображенных на данной картине, об их повадках, образе жизни, взаимодействии с людьми;
- ознакомление с малыми фольклорными формами о зиме (пословицы, поговорки, приметы, загадки, хороводы).
Словарная работа:
существительные - пейзаж, полотно, репродукция, живописец, валежник; прилагательные - жемчужный, серебристый, белоснежный, нежно-голубой, сверкающий, скрипучий, пушистый;
глаголы - искрится, сверкает, покрывает, укрывает, скрипит, липнет, сковала;
словосочетания - морозный воздух, красногрудые снегири, корявый ствол, усыпанная снегом, гибкие березы.
Оформление и оборудование: аудиозапись «Танец снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», вальс «Метель» (Г. Свиридова, картина из серии «Развитие речи» «Зима в лесу», волшебная книга Зимы (1 лист - вопросы зимы, 2 лист - изображение следов зверей на листе бумаги, 3 лист – пословицы и поговорки о зимнем времени года)
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, и приготовила для вас чудесное стихотворение. Хотите послушать?
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит».
- Понравилось вам стихотворение? Его написал А. С. Пушкин.
- Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении?
- Почему вы так думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Да, конечно же, это зима и не случайно наша группа превратилась в зимнюю поляну. Многие русские поэты, живописцы и композиторы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски.
- Какими красками художница-зима украшает природу? (ответы детей).
- Как хорошо вы описали краски зимы! Но не только художники, но и композиторы через музыку описывали это время года. Давайте послушаем, подумаем и представим себе картины зимы в музыке (слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Танец снежных хлопьев»).
- Что вы представляли себе, когда слушали эту чудесную музыку? (монологи детей)
Воспитатель: Как хорошо вы прочувствовали музыку! Целую долгую декабрьскую ночь в лесу царствовала Зима : укрыла землю пушистым сверкающим снежным покрывалом, одела деревья в серебристые шапки. Давайте подойдем к картине и представим, что мы в лесу. Кого вы увидели на картине? (ответы детей)
- Как же чувствуют себя в лесу зверушки? (ответы детей)
Физкультминутка:
Вот студеною зимой (дети машут руками)
Ветер дует ледяной,
И вздымает снега тучу. (дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий!
Зайцы прячутся в кустах. (дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (ходьба)
И домой к себе вернемся. (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Зима не стоит на месте, теперь она пришла на речку. Что ж она там увидела? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь заглянула зима к нам в детский сад.
- Ребята, мы готовы встретить зиму? Как мы её встретим? (ответы детей)
Сюрпризный момент: входит взрослый в костюме зимы.
Зима : Вы обо мне? А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья! (приветствие детей)
Воспитатель: Зимушка, мы тебе рады, мы тебя ждали и приготовили хоровод «Здравствуй, гостья-зима» (слова И. С. Никитина, музыка народная).
Зима : Спасибо, ребятки. Я пришла к вам с подарком: принесла свою волшебную книгу природы. Вот первая страница. На ней записаны вопросы.
1) Куда исчезают на зиму лягушки?
2) Как готовятся к зиме муравьи?
3) Какую пользу приносят человеку птицы зимой?
4) Почему зимой многие птицы и звери приходят к человеческому жилью?
5) Все ли зайцы зимой белы?
6) Почему зимой не бывает грозы?
Зима : Какие вы умные детки! А вот для вас вторая страница. Угадайте, чьи это следы (показывает альбомные листы с изображением следов зверей и птиц) (ответы детей)
Зима : Что ж, и эту страницу прочитали! Последняя страница спрашивает, какие пословицы, поговорки, загадки о зиме вы знаете? (ответы детей)
Зима благодарит детей.
Воспитатель: Зимушка, мы тебя очень любим и приготовили для тебя стихи. Хочешь послушать?
Зима : Конечно, хочу! (дети читают стихи Пушкина, Есенина, Бунина, Тютчева, Сурикова и др.)
Зима благодарит детей и собирается в путь
Зима : Спасибо вам ребятки, мне очень понравилось у вас в детском саду. Но мне пора возвращаться домой: надо хорошенько взбить свою пуховую перину, чтобы на землю выпало много снега. Только я заблудилась у вас в саду, не найду дороги.
Воспитатель: А мы тебе поможем. Давайте превратимся в снежинки, соединимся в снежное облако, закружимся с зимой и улетим.
Зима показывает движения, дети повторяют, провожают зиму под звуки вальса «Метель».