Галина Ускова
Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной групп «Куклы из бабушкиного сундучка» (осень)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов :
художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с историей и видами народных кукол.
-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности, детей в процессе интеграции различных видов деятельности:
Публикация «Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной групп „Куклы из бабушкиного сундучка“ (осень)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
-Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма
(сарафан, кофта, платок, лента) видеть их красоту.
-Закреплять знания детей о куклах - оберегах.
-Привлекать внимание детей к народной игрушке-кукле.
-Изготовить традиционную куклу-оберег.
-Совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узлов)
Развивающие: Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.
-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.
-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
- Воспитательные: Дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результатов своего труда.
-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.
-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.
Ход занятия.
1 слайд: Тема занятия.
Под музыку муз. руководитель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают полукругом.
Хоз. -ка. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними по русскому народному обычаю!
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (Отдают низкий поклон)
Хоз. -ка. Ребята, хочу пригласить вас в мои мастерские! Эй, честной народ,
ко мне пожалуйте сюда! Проходите, присаживайтесь на самые удобные места!
Под музыку дети проходят в музыкальный зал (избу-мастерскую) садятся на лавочку (стульчики)
Хоз-ка. Посидим рядком поговорим ладком!
-Дорогие ребята! Мы с вами живём в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?
Дети: Россия.
Хоз-ка: 2 слайд(2-3 фото) : Наша Родина - матушка – Россия. Так с любовью её называли её наши предки. А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси? (Да, хотим)
3 слайд. Тарелочка с наливным яблочком.
Хоз-ка. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком. Покатим его по блюдечку, всю Россию увидим!
-Катись, катись наливное яблочко по блюдечку! Покажи нам Русь-матушку!
4 слайд. Хозяйка обращает внимание на экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. По каждому слайду ведё тся небольшой рассказ:
-Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
Дети исполняют песню «Русская изба» муз. З. Я. Роот.
5 слайд. Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде.
6 слайд. (2 фото) Занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой.
7 слайд. Пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней радости и красоты. И люди создавали радость своими руками!
8 слайд. Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами, украшали окна деревянной резьбой.
9 слайд. Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,
10 слайд. Плели различные кружева.
11 слайд. Вышивали на полотенцах.
12 слайд. И, конечно же, мастерили своим руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.
Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундучка.
Звучит русская народная музыка, хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами :
-Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит! Я уверена много тайн он хранит! К сундуку я сейчас пойду, может, что-нибудь в нём найду!
(Достаёт тряпичные куклы и показывает их детям)
Хоз-ка. В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол в магазине не купишь, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью.
Куклы бывают : Игровые, Обрядовые, Обереговые. Мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот это какая куколка?
Хозяюшка достаёт из сундучка куклу игровую – Полешко.
Дети: Это обыкновенная игровая кукла-Полешко, с такими куклами играли дети. Она делались из обыкновенного маленького полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья - игрушка готова.
Хоз-ка. Засиделись наши ножки, надо их размять немножко. В круг скорее все вставайте, с куклой «Полешко» поиграйте!
Все дети встают в круг, в центре – хозяюшка куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют:
- Идём мы все по кругу, по кругу, по кругу,
Приветствуем друг друга, друг друга, друг друга.
- С куклой ты попрыгаешь?
-Попрыгаю, попрыгаю!
-А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!
-А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
-А ты ножками потопаешь?
-Потопаю, потопаю!
-Ручками помашем?
- Помашем, помашем!
- А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем! (Игра проводится один раз)
После игры дети рассаживаются на свои места.
Хоз-ка. А ещё в бабушкином сундучке, есть куклы обереговые. А кто знает, ребята, что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал людей от разных бед.
Хоз-ка. Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Хозяюшка подходит к сундучку и достаёт куклу - обереговую.
Хоз-ка. Что это за кукла, ребята?
Дети: Кормилица!
Хоз-ка. Правильно, а для чего её изготавливали?
Дети: Такая кукла была оберегом от холода и голода!
Хоз-ка. Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной куклой - «Зернушкой».
Хозяюшка достаёт Зернушку
Хоз-ка. Ребята, а почему её так называли? (Ответы детей)
-Правильно, делали её после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, заполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли.
Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.
Ребята, Зернушка хочет с нами поиграть в игру «Заверши пословицу».
Игра «Заверши пословицу».
1. Осень запасиха – зима -…подбериха.
2. Весне красна цветами, а осень -… снопами.
3. Холоден сентябрь …. да сыт.
4. Ноябрьские ночи … до снега темны.
5. Цыплят … по осени считают.
6. Что в поле родится, всё в доме…пригодится!
Хоз-ка. Молодцы! И сегодня мы с вами будем изготавливать обережную куклу «Десятиручку», которая всегда была помощницей в делах у хозяйки дома.
Дети рассаживаются за столы, где уже приготовлены заготовки материала для изготовления этой куклы и приступают к работе. В конце демонстрируют свои работы, благодарят хозяйку за полученные знания, прощаются, отдав низкий поклон.