Кристина Трусова
Интегрированное занятие с детьми старшей группы «Путешествие в историю театра» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие с детьми старшей группы
«Путешествие в историю театра» с использованием ИКТ
Цель: формирование представлений об истории возникновения театра у детей посредством использования ИКТ-оборудования.
Образовательные области в интеграции: художественно-эстетическое развитие, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Программные задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
- Образовательные: рассказать детям о происхождении слова «театр», о родине театра, появлении театрального искусства на Руси; знакомить с историей возникновения праздников (День театра).
- Развивающие: развивать эстетическое восприятие, интерес к искусству (в том числе театральному); закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей.
- Воспитательные: воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; поддерживать эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах.
Оборудование и материалы: ноутбук, SMART-доска, интерактивный плакат «На сцене: история театра», значки-звёздочки, бумага А4, карандаши цветные, фломастеры, восковые мелки, простые карандаши, ластик, точилка, значок-раскраска с театральной маской.
Ход занятия:
Вводная часть:
«Ребята, подойдите сюда. Я хочу загадать вам одну загадку:
Хоть кого о том спроси,
Знают – были на Руси
Забавники-смельчаки,
Актёры-весельчаки.
Сценки, шутки и подвохи
Сочиняли…
Скоморохи, правильно! А кто же такие скоморохи? Правильно, это артисты на Руси. Хотите узнать о них побольше? А хотите узнать, когда появились первые театры в России и откуда к нам пришло слово «театр»? Тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно».
Основная часть:
«Спины держим ровно, колени вместе, руки на коленки. Смотрим на экран. Со своих мест не встаём, слушаем внимательно.
Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.
Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда ещё не понимали. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в деле считалось волшебство. Оно состояло в том, что перед каким-нибудь, действием, трудом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Участники обрядовых игр использовали сложную пантомиму, сопровождая её музыкой, танцами, песнями.
Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актёры пользовались в Греции большим почётом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством слова.
534 год считается годом рождения театра. Именно тогда древнегреческая публика увидела первую в истории человечества трагедию, принадлежащую перу Афина Феспида. Поскольку по данным учёных это произошло 27 марта, то теперь этот день празднуется как день театра. А первый современный театр – Фарнезе – появился в Италии в 1619 году.
В России, как и в других странах, появление театра связано с народными играми и обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. А самыми весёлыми были предвесенние праздники: нужно было задобрить божество, чтобы оно проснулось раньше, тогда урожай будет богаче. А задобрить его можно было только весельем, шутками, смехом. Во всех этих обрядах, играх, праздниках стали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, шутить, играть на музыкальных инструментах, рассказывать сказки привлекали всеобщее внимание.
Так в 11 веке на Руси появились скоморохи – бродячие актёры, комедианты. Их можно назвать первыми актёрами на Руси. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Они разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных. Главный герой скоморошьих представлений – весёлый и ловкий мужик, всегда умевший перехитрить злого и глупого барина. Скоморохи были бродячими артистами. Большой популярностью пользовались представления с учёным медведем – «медвежья потеха».
Первый театр в России появился при царе Алексее Михайловиче в 1672 году. Его назвали «Комедийной хороминой»: это было деревянное строение, вокруг которого стоял тын с воротами. На полах лежали ковры, зрители сидели на скамейках, а для царя и семьи отвели особые места.
Постоянного театра на Руси тогда ещё не было. Такой театр открыл свой занавес в городе Ярославле. Его основателем был Фёдор Григорьевич Волков. В 1749 году, Волков создаёт театральную драматическую труппу и ставит спектакли в обыкновенном сарае, позднее строится деревянный театр. Множество людей приходили смотреть представления и восхищались талантом труппы. Слава о ярославском театре дошла до столицы, до императрицы Екатерины. В январе 1752 года труппа Волкова указом императрицы Елизаветы Петровны была вызвана в Петербург, где ярославцы дали несколько спектаклей при дворе, а также публичных, после чего четырех лучших актеров оставили в столице, в том числе Волкова и его брата Григория. Их двоих причислили к придворному театру. 30 августа 1756 был издан указ об учреждении постоянно действующего «Русского для представления трагедий и комедий театра». Директором театра был назначен драматург А. П. Сумароков, которому Волков сначала помогал в руководстве театром, а после заменил его.
Наши глаза немного устали, надо дать им отдохнуть. Встаём со стульчиков. Повернитесь ко мне лицом. (Зрительная гимнастика)
А теперь давайте проверим, как хорошо вы меня слушали. Подойдите к доске. Напомните, как мы работаем с доской? Я предлагаю вам вот такую интересную игру-викторину! Сейчас я буду читать вам вопросы, а вы должны на них ответить. Если ответите на все вопросы правильно, получите звёздочку-значок.
Молодцы! А теперь немного разомнёмся!
Физкультминутка «Петрушка»
Стоит в лесу избушка, (Руки над головой изображаем крышу
дома.)
А в ней живет Петрушка. (Движения, имитирующие игру на
дудочке.)
К нему идут зверушки (Ходьба)
Попрыгать, поиграть (Прыжки)
Олени, носороги (Скрещивание рук над головой)
Медведи из берлоги (Переступать с ноги на ногу)
Приходят друг за дружкой (Ходьба)
Попрыгать, поиграть. (Прыжки)
Как много нового мы сегодня узнали! Предлагаю вам сейчас немного порисовать! Какие вы знаете виды театра? Какой вам больше нравится? Нарисуйте ваш любимый вид театра! Чем вы хотите рисовать? Примеры рисунков вы можете увидеть на доске. Может, они помогут вам придумать идею для рисунка!
Пальчиковая игра «Сказки»
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)
У вас получились отличные рисунки! Молодцы, дети!».
Заключительная часть:
«О чём мы сегодня говорили? На какие вопросы мы узнали ответы? Как мы закрепили полученные знания? Что вам показалось самым интересным? Какой факт из истории театра вас удивил?
А теперь поделимся друг с другом своим настроением. У вас на столах вот такие значки-раскраски. Раскрасьте их в соответствии с вашим настроением: зеленым, если оно у вас отличное, и вы справились со всеми заданиями; жёлтым, если у вас хорошее настроение, вы справились с заданиями, но где-то ошиблись; красным, если у вас плохое настроение и вы не справились с заданиями».