Наталья Канищева
Интегрированное занятие по экологии в старшей группе «На лугу»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Художественно- эстетическое; познавательное, речевое.
Вид деятельности: непосредственно -образовательная
Возрастная группа : старшая группа
Тема: по экологии : «На лугу».
Цель: Формирование у детей представлений о жизни насекомых и луговых растениях, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Программное содержание:
Публикация «Интегрированное занятие по экологии в старшей группе „На лугу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Образовательные задачи: Расширение и систематизация знаний детей о насекомых и луговых растениях. О местах их обитания и характерных особенностях (насекомых и растений.)
Развивающие: .Развивать эмоциональную отзывчивость; коммуникативные навыки. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе;
Предварительная работа: Предварительная работа: Проведение игр
«Времена года»,
«Насекомые», «Найди цветок». Заучивание стихов по теме.
Словарная работа: щавель, цветочный ковёр, лукошко, щиплем, гужу.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением природы (вена, лето, осень, зима). Искусственные цветы, муляжи ягод. Игрушечные насекомые (бабочка, комар, стрекоза, пчела). Корзина. Листья щавеля. Набор карточек для игры «Чьи крылья?».
Ход деятельности
Дети под весёлую музыку заходят в зал. Полянка, а на ней пенёчки. Дети рассаживаются.
Воспитатель: Дети, я сегодня вас приглашаю на луг. Как вы думаете, что там есть?
Ответы детей: На лугу растут цветы, травы, живут насекомые.
Дети: На лугу так хорошо, красиво, просторно, приятно пахнет.
Воспитатель: Что вы можете сказать о растениях, это живая природа?
Дети: На лугу много растений, это живая природа.
Воспитатель: Да, растения — это живая природа. Значит они дышат, растут, размножаются, у них есть корни, растения впитывают в себя из почвы минеральные соли. Листья вдыхают углекислый газ, выделяют кислород.
Дети: Они не могут без солнца, им нужно тепло и свет.
Воспитатель: Да, правильно, если бы не было солнца, чтобы с ними случилось?
Дети: Они бы не росли, не было бы воздуха, люди и другие живые существа погибли бы.
Воспитатель: Из всего сказанного, какой вывод можно сделать?
Дети: Значит, их нужно беречь. Они приносят большую пользу людям и животным.
Воспитатель: Правильно. Но чтобы попасть на луг, вы должны отгадать загадки.
Воспитатель: Отгадайте загадки и найдите картинки,на которых нарисованы отгадки.
Хоть сама и снег, и лёд,
А уходит- слёзы льёт (зима)
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня.
(весна)
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает?
(Лето)
( Воспитатель: загадывает загадки о временах года дети находят картинки-отгадки которые лежат на полянке).
Воспитатель: Какое время года вам нравится больше всего и почему?
Ответы детей :
- Я люблю лето, оно тёплое.
- А. я весну, потому что птицы возвращаются с юга, домой.
-А я люблю лето. Мне нравится плавать в реке, собирать ягоды, греться на солнышке.
-А мне нравится зима. Можно кататься на санках.
–А мне осень, она красивая и золотая.
Воспитатель: А вы бы хотели оказаться на летнем лугу?
Ответы детей:
-Да, хотим.
Воспитатель :У меня есть знакомая бабочка. Она нам поможет. Нужно только ей сказать:
Пронеси нас над полями
Пронеси нас над лесами
Через радугу-дугу.
Опусти нас на лугу.
(Дети подходят к игрушечной бабочки, хором повторяют стихотворение, затем садятся на ковёр где разложены муляжи цветов и ягод).
Воспитатель: Вот мы и на лугу. Как красиво! Здесь много цветов. Погуляйте по лугу и выберите цветок который вам понравится. (звучит аудиозапись спокойной музыки. Дети произвольно ходят по ковру, берут по цветку и идут к воспитателю.)
Воспитатель: (обращается к детям)
Как называется цветок, который ты выбрал?
Ответы детей:. - Синий маленький цветок
Он зовется:(василек).
- Тонкий красный лепесток
Так похож на огонек (мак).
- Ее яркий желтый глаз
Смотрит ласково на нас (ромашка).
- Белые бубенчики
Выглядят застенчиво (ландыши).
- Если верить волшебству - зазвонит
Он раз в году (колокольчик).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Какого он цвета?
Ответы детей:. Василёк- синий; мак- красный; ромашка- белая; колокольчик- голубой, ландыш- белый.
Воспитатель: Назовите части растения?
Ответы детей:. стебель, листья, головка цветка, корень.
Воспитатель: Подул ветерок, закачали цветы головками и стали рассказывать о себе.
(Дети поочерёдно читают стихи. Про колокольчик, ромашку, василёк,ландыш, мак.)
На лесной полянке в мае
Колокольчиком играет
ЛАНДЫШ - беленький цветочек.
Как красив ты, мой дружок!
Погляди-ка из оконца,
Там – РОМАШКА,
Капля cолнца.
Лепесточки отрывай
И судьбу свою узнай!
А красавец ВАСИЛЕК -
Гордый полевой цветок!
С голубой резной короной,
Как король, но нет там трона!
Гордый МАК расцвел в долине
Алой каплей на равнине
Лепестки ласкает ветер.
Что красивей есть на свете?
КОЛОКОЛЬЧИК голубой,
Поиграй-ка ты со мной,
Позвони мне в свой звоночек,
Скромный луговой цветочек!
Воспитатель: Не луг, а настоящий цветочный ковёр.
А что там краснеет в траве?
Ответ ребё нка: Ягода.
Воспитатель: А вы знаете как её называют правильно?
Ответы детей: Нет
Воспитатель: Да это же землянка. Давайте её соберём.
Ягодка по ягодке
Дело продвигается
И в лукошке маленьком
Ягод прибавляется. (звучит спокойная музыка. Дети ходят и собирают муляжи ягод и складывают в лукошко.)
Воспитатель: Как много земляники вы набрали!
Воспитатель: Какая она ягода земляника?
Ответы детей:
- Красная, спелая, душистая, сладкая, сочная.
Воспитатель: Кого вы ягодами угостите?
Ответы детей:
-Я бы угостила- Маму,
- А я, своего друга,
- Может просто человека,
-Сестричку она любит ягоды.
Братика он у нас маленький.
-Всех.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: А что это за листочек? (показать листья щавеля)
Ответы детей: Это щавель
Воспитатель: Правильно это щавель. Из него варят зелёный борщ, делают начинку для пирогов. Давайте выучим стихотворение- скороговорку.
Ты нас мама не ищи,
Щиплем щавель мы на щи. (дети поочерёдно и хором повторяют скороговорку).
Воспитатель: Попробуйте щавель. Какой он вкусный (дети пробуют листья).
Щавель кислый, а ягоды земляники (сладкие). Щавель зелёный, а ягода земляники (красная)
Воспитатель: А что можно сготовить из щавеля и ягод земляники?
Ответы детей:. Из щавеля варят борщ зелёный, а из ягод земляники (варенье, компот).
Воспитатель:Что нужно цветам, ягодам и травам для того, чтобы расти и созревать?
Ответы детей:
- Тепло, свет, вода. Летнее солнышко дарит растениям тепло и свет.
Ребё нок: Солнце ясное взошло,
Принесло на луг тепло,
Рады солнцу, я и ты
Рады травы и цветы.
Воспитатель: Солнце зашло за тучу, и закапал тёплый летний дождь.
Ребё нок: Стали капельки играть.
Капля каплю догонять
Зонтик мы скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».
Воспитатель: Дождь перестал, снова выглянуло солнце. И над лугом закружились и зажужжали насекомые.
Воспитатель: Можно ли насекомых трогать руками?.
Дети:. Насекомых нельзя трогать руками. У них быстро ломаются крылышки, они очень маленькие и нежные.
Воспитатель: Правильно. А Покажите, как летают и пищат комары? (дети имитируют полёт и писк комара).
Ребё нок: Мы тучей над лугом летаем
И тех, кто гуляет, кусаем.
Воспитатель: Комары конечно кусаются и неприятно пищат. Но есть комар который совершил подвиг.
Вспомните что он сделал. ?
Ответы детей:
- Спас муху- цокотуху
Воспитатель: Посмотрите кто это сидит на ромашке?
Ответы детей:-
- Пчела
Ребё нок: С утра жужжу, цветы бужу
Кружу, гужу и мёд вожу.
Воспитатель: Скажите Какую пользу приносят пчёлы?
Дети: они собирают цветочный нектар и превращают его в мёд.
Воспитатель: А это кто? (указывает на игрушку и загадывает загадку)
Голубой аэропланчик
Сел на одуванчик (стрекоза)
Ответы детей: стрекоза
Ребё нок:
Очень грозная на вид.
Громко крыльями трещит.
Да ведь это стрекоза.
Удивлённые глаза.
Воспитатель: Решили насекомые поиграть. Сняли крылышки и поменялись ими. а когда игра закончилась, запуталась кому какие крылья принадлежат. Помогите им вернуть свои крылья.
Дидактическая игра :» Чьи крылья» Разложены карточки с изображением насекомых (пчелы. Бабочки, жука. Стрекозы, божье коровки и комара. без крыльев. Каждый ребёнок получает вырезанное из картона крыло того или иного насекомого. Дети под музыку ходят по залу и по сигналу воспитателя прикладывают крылья соответствующему насекомому.
Воспитатель: Молодцы. Помогли насекомым. А наша прогулка подошла к концу. Давайте на прощание подарим обитателям луга танец. Звучит запись хоровода (Уж я по лугу) дети водят хоровод. Подходят к бабочке.
Пронеси нас над полями
Пронеси нас над лесами
Через радугу-дугу
Было славно на лугу.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите бабочке за интересную прогулку. спасибо.